Jan 13, 2016 16:43
Согласно шуточной пословице, лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным. Кто бы спорил! Вот только под богатством многие из нас понимают океан «зеленых», в который окунаешься с головой и блаженствуешь до конца дней своих. Однако слишком большие деньги, вопреки ожиданиям, не приносят счастья. Несметное богатство словно несет в себе некую программу, в которой записано горе и угасание рода...
И было у царя два сына...
Пожалуй, самым ярким примером этого утверждения стала судьба легендарного царя Креза - того самого, чье имя вошло в известную всем поговорку. Царь Лидии жил в IV веке до н. э. и прославился как самый богатый человек Древнего мира. У него было два сына. Однако один из них родился глухонемым и не смог унаследовать царство. Бразды правления Крез мечтал передать второму сыну, Атису. Юноша всем был хорош - и умен, и пригож, и отличный воин. Но однажды во сне Крезу явился некий призрак, который предрек, что его Атис погибнет от копья. Крез приложил все усилия, чтобы уберечь сына от беды. Он подыскал ему жену и под предлогом того, что тот должен проводить время в семье, не отпускал в военные походы. Но однажды к царю прибежали крестьяне, которые пожаловались на дикого вепря, разорявшего их поля. Отряд молодых воинов отправился усмирять зверюгу. Крез запретил Атису присоединяться к ним, но юноша возразил: мне же суждено погибнуть от копья, а не от клыков! И отец отпустил его на охоту. Когда вепря поймали в кольцо, один из воинов запустил в него копьем... Нетрудно догадаться, что оно угодило в Атиса. Так Крез остался без наследника. А потом на Лидию напал персидский царь Кир II. После упорных боев он захватил столицу Сарды и взял Креза в плен. Дальнейшая судьба самого богатого владыки Древнего мира неизвестна. По одной из версий, Кир помиловал его и сделал своим советником, подругой - казнил.
Как бы то ни было, на Крезе закончилась династия, и он стал последним царем своей страны.
В мечтах о вечной любви
Впрочем, полумифический Крез жил давно, и что правда, а что вымысел в его истории, не узнает уже никто. Зато жизнь современных крезов являет собой примеры не менее драматические и, главное, исторически подтвержденные. И первое имя, которое приходит на ум, это - Онассис. Оно символизирует невероятное богатство, от которого ломятся трюмы тех кораблей, которые входили во флотилию миллиардера. Однако чем дело закончилось? Империя Аристотеля Онассиса фактически перестала существовать. Единственная наследница - внучка Афина, не бизнесмен по своей натуре. Она любит лошадей и своего мужа Доду, который, как сплетничают злые языки, женился на ней из-за денег. А судьба ее матери, да и всей семьи Онассиса оказалась совсем не завидной.
Первой в «черном списке» стала бабушка Афины, Тина Ливанос. Дочь греческого судовладельца, она вышла замуж за Онассиса по любви, но ее счастье было недолгим. Муж оказался ловеласом, и даже рождение двоих детей - Александра и Кристины - не могло удержать его возле жены. И супруги развелись. Несчастная женщина попыталась снова выйти замуж, однако брак оказался неудачным. А позже ее нашли мертвой в парижской квартире. Официальная версия гласила, что Тина скончалась от передозировки наркотиков.
Наступила очередь детей Онассиса. Наследником состояния был назначен Александр. Но в 1973 году он погиб в авиакатастрофе. А любимица отца Кристина, которая теперь должна была получить все, в 18 лет сбежала с 48-летним торговцем недвижимостью Джозефом Болкером и вышла за него замуж. Онассис пришел в ярость и заставил дочь развестись. Кристина в отчаянии чуть не покончила с собой.
А в 1975 году властный отец умер. «Теперь это все мое!» - торжественно заявила Кристина своей челяди... Ну и что? Единственная наследница Креза XX века не только не продолжила его дело, но и стала несчастнейшей женщиной на свете. Ее единственной мечтой была настоящая любовь. Но все женихи видели в ней, в первую очередь, дочку Онассиса. Кристина несколько раз выходила замуж, а ее браки становились темой для пересудов в бульварной прессе. Особенно охотно муссировалась история ее любви с агентом КГБ Сергеем Каузовым. Через полтора года супруги развелись. В качестве утешительного приза Кристина подарила Сергею пару танкеров.
Не удался ее брак и с Тьерри Русселем, богатым предпринимателем, который, казалось, относился к ней нежно и трепетно. Однако все годы их совместной жизни он продолжал тайно встречаться с прежней возлюбленной, которая, кстати, родила ему двоих детей. После предательства мужа Кристине бы взяться за воспитание их дочки Афины, единственной продолжательницы рода Онассисов. Но нет...
Конец наступил 19 ноября 1988 года в Буэнос-Айресе, когда Кристина отправилась на гулянку на виллу своих друзей. Ее нашли мертвой в ванне, а рядом валялась пустая коробка из-под снотворного.
Возможно, дело Онассиса могла бы продолжить Джеки Кеннеди. Но незадолго до смерти мужа она с ним поссорилась, и грек вычеркнул ее из завещания. Впрочем, по греческим законам, вдова могла претендовать на 12,5 % от его состояния. Но Джеки предпочла обойтись без суда, получить от Кристины 20 миллионов долларов отступных и навсегда порвать с кланом Онассисов.
Так не доставайся же ты никому!
Вы скажете: Онассису просто не повезло. У него не оказалось наследников мужского пола, которые традиционно подхватывают упавшее знамя. Что ж, пожалуй. Только когда речь заходит не об обыкновенных богачах, а о сверхбогачах, эта традиция почему-то перестает «работать». И самым трагическим примером здесь могла бы послужить судьба династии Гетти.
Американец ирландского происхождения сделал состояние на торговле нефтью и до конца своей жизни носил титул самого богатого человека на планете. Увы, и в его случае сработала та самая неведомая «программа на уничтожение», которая привела к крушению империи Онассиса.
У Пола Гетти Первого, в отличие от двух предыдущих персонажей, был выбор, кому передать правление империей. От пяти жен он произвел на свет четверых сыновей. И что? Все миллиарды он оставил своему фонду, обязав его ежегодно скупать произведения искусства. Наследникам же достались гроши. Основатель рода не любил своих потомков и не доверял им. Он решил, что его деньги не достанутся никому из них!
Говорят, он прочил себе в наследники только одного сына - Джорджа. Но тот внезапно умер во время какого-то банкета. Ходили слухи, что это самоубийство. Других же сыновей Гетти не жаловал. Впрочем, у него была мысль передать дела Полу Гетти Второму. Но сын не оправдал ожиданий отца. По крайней мере, при его жизни. Наследник избрал стезю пьяницы и наркомана. Много сплетен ходило об оргиях в мавританском дворце в Марракеше, который приобрел Гетти Второй, когда решил стать хиппи и подружился с группой «Роллинг стоунз» и Джоном Ленноном.
Ну ладно, если не сын, то, может быть, кто-то из внуков встанет во главе семейной империи? Но Гетти Третий тоже оказался персоной, не подходящей для такой ответственной роли. Наследника миллионного состояния за плохое поведение исключили из семи школ. В 15 лет он уже пил, употреблял наркотики и то и дело разбивал мотоциклы. А в 1973 году 16-летнего подростка похитили и потребовали за него громадный выкуп. Геттидед платить отказался. Патриарх решил, что похищение организовано самими наследниками, чтобы выманить у него деньги. Прошло пять месяцев - и похитители прислали бандероль... с отрезанным правым ухом Гетти Третьего. Только тогда Гетти Первый согласился дать денег. Ну а похищенный, вернувшись домой, перестал разговаривать с родными и пустился во все тяжкие. В 25 лет он принял слишком большую дозу наркотика. Но не умер. У него случился инсульт, в результате чего он оказался полуслепым паралитиком. С тех пор весь мир для него ограничен инвалидной коляской.
И сейчас уже не важно, что с течением времени дети Первого справились со своими пороками и даже стали уважаемыми членами высшего общества. Нефтяной империи все равно уже нет. А что осталось? Остался Музей Гетти в Калифорнии, который был открыт на деньги, завещанные фонду. По воле магната, в нем содержат огромную коллекцию произведений искусства. Особенно хорош филиал музея - античная вилла в Малибу. Она представляет собой почти точную копию Виллы папирусов, выкопанной из-под вулканического пепла во время раскопок в Геркулануме. Говорят, Гетти Первый воображал себя реинкарнацией Цезаря. А может быть, Креза?...