В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в Челябинской области, на 1710 километре Транссибирской магистрали произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории СССР и России.
Взрыв и пожар, унесли жизни свыше 600 человек, среди которых 181 ребенок, 623 человека получили ранения и очень многие на всю жизнь остались инвалидами.
Эта трагедия позже была названа Ашинской катастрофой.
В ночь на 4 июня навстречу друг другу шли два поезда: Новосибирск - Адлер и Адлер - Новосибирск. В них находилось около 1300 человек. Одни ехали на отдых в Краснодарский край, другие оттуда возвращались.
В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе Сибирь - Урал - Поволжье.
Мощность взрыва была сравнима с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме.
Она была такова, что ударной волной выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Все 37 вагонов и оба электровоза были разрушены. Семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, еще 11 оторвало от составов и сбросило с путей. Взрывная волна повалила деревья в радиусе трех километров.
Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка на протяжении 250 м, контактная сеть на протяжении 3000 м, продольная линия электроснабжения на протяжении 1500 м, сигнальной линии автоблокировки 1700 м, 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1500-2000 м. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за несколько десятков километров.
Место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселённом районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством.
После аварии под Ашой трубопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги.
Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер - Новосибирск.