Русский характер (к 97-летию выдающегося писателя)

May 25, 2019 07:15





25 мая дорогому и любимому всеми нами Ивану Владимировичу Дроздову исполняется 97 лет!

Иван Дроздов - человек  необычайный. Писатель великой и трагической эпохи русской истории, он  прошел, как говорится, огонь, и воду, и медные трубы, проявив себя сразу  в нескольких ипостасях: журналиста, военного, издателя-литературоведа,  критика, писателя, но никогда не был просто свидетелем, соглядатаем - он  всегда был в бою, на каждом своем рубеже, за каждую пядь русской жизни.  Сейчас Иван Владимирович  живет в Сергиевом Посаде.

Если еще кто то из моих друзей не познакомился с его творчеством- настоятельно рекомендую это сделать.

Ниже я публикую интервью из газеты «Слово», которое великий писатель дал не так давно:

- Иван Владимирович, правда ли, что,  будучи автором множества художественных книг и публицистических работ,  собкором газеты «Известия», главным редактором издательства  «Современник», Президентом Северо-западного отделения Международной  славянской академии, вы не окончили ни одного класса общеобразовательной  школы? Как это возможно?

- Да, готов признаться: в школе я не  учился. Как такое могло случиться, если с моего поколения началась в  России эпоха всеобщей грамотности? Да, как и все мои сверстники, я, едва  мне исполнилось семь лет, с волнением переступил порог школы и  проучился в ней две-три недели. Но как только в конце сентября наступили  холода, я вынужден был прервать свое образование по причине полного  отсутствия теплой одежды.



Это было в начале тридцатых годов  прошлого столетия, когда по русской деревне прошелся каток реформ: в  сусеках нашего дома под метелку вымели муку, зерно и крупу, со двора  увели корову, овец и свиней. Деревня наша Слепцовка стронулась с места:  по единственной улице неспешно двигались повозки с домашним скарбом, с  малыми детишками. 17-летней сестре моей Анне и 15-летнему брату Фёдору  отец сказал: «Поезжайте в Сталинград на строительство тракторного  завода. И Ванятку с собой возьмите - город не даст ему пропасть».

- Суровые времена были!

- Да… Поселили нас в бараке: мы с  Федором - в мужской половине, Анна - в женской. Федор учеником электрика  работал, Анна - на кирпичном заводе, а меня в школу собирали. Но тут  беда приключилась: Федора током сильно ударило, в больницу он попал, а я  к Анне перешел. Но в женском бараке мне жить не разрешили, комендант  сказал: «Убирайся!» Схватил за шиворот и вытолкал на улицу.

Так я стал беспризорником, поселившись с  дружной ватагой других бездомных ребят в глиняной пещере с видом на  Волгу. В компании из 15 ребят я был самым младшим.

Вместо избы было у нас небо звездное над  головой, простор от горизонта до горизонта и воля! Нет тебе ни работы,  ни школы, никаких других забот. Одно только неудобство: есть нечего.  Воду пригоршней из Волги черпали, а вот с едой не заладилось… Четыре  года я без еды прожил, и - ничего. Что-то и ел, конечно: Бог без  попечения никого не оставляет; когда случай какой подвернется, а когда  удача - выжил. И теперь всему миру свидетельствовать могу: человек не  только без крыши, но и без одежды, и даже подолгу без еды жить может.  Есть у меня роман автобиографический «Ледяная купель». Там я о жизни  своей в тот период очень подробно рассказываю.

- Да, в нем много интереснейших  эпизодов о жизни мальчишек того времени рассказано. Но как же все-таки  вы грамоту освоили настолько, что писателем известным стали?

- В той науке жизни я получил знаний  куда больше, чем мои благополучные сверстники в школе. Ведь для писателя  главное - это сюжеты. А освоить русский язык и литературу мне помог  случай. Случилось так, что однажды «на васаре», то есть на часах, во  время ограбления взрослыми «уркачами» квартиры, я увидел, как из окна  вылетели два мешка с книгами. Уркачи потом убежали, и книги им не  потребовались. Мы затащили мешки в лодку и поплыли вниз по Волге к своей  пещере. Ребята книги тоже брать не захотели, и я за ночь перетаскал их к  себе в уголок, сделал из них постель и затем вытаскивал по одной и  читал. Хорошо, что моя сестра Нюра научила меня читать, и теперь я хоть и  медленно по складам, но читал. Иные книги читал по два, а то и по три  раза. Сначала я разглядывал картинки, потом прочел страницу-другую, и  затянули меня фантазии великих мечтателей, бурный водоворот страстей  человеческих.

- Знаю, это помогло вам поступить в одно из учебных заведений.

- В 12 лет я все же устроился работать  на тракторный завод, набавив себе два года. Потом увидел приглашение в  Грозненскую авиашколу и поехал туда поступать.

Сочинение написал на четверку - помогла  зрительная память и начитанность, а вот математика… И тут в образе  армянина Будагова ко мне «подошла судьба»: «Напиши за меня сочинение, а я  сдам за тебя математику». Так мы оба и поступили в училище.

А уж потом вечерами меня по математике  натаскивали два моих новых друга курсанты Пивень и Кондратенко. За  три-четыре месяца вечерних занятий я так овладел математикой, что стал  хорошо усваивать сложнейшие науки: аэронавигацию, аэродинамику,  устройство двигателей и всю летную программу. За отличное окончание  авиашколы получил серебряный знак с изображением самолета, и запись об  этом в курсантской книжке храню как самую дорогую реликвию.

Но воевать в авиации не пришлось: сделал  всего лишь нескольких боевых вылетов на разведчике Р-5, а потом попал в  резерв, из него в артиллерию и закончил войну командиром фронтовой  зенитной батареи в Будапеште.

Потом была дивизионная газета, потом  Военно-политическая академия, а уж за ней московская центральная газета  «Сталинский сокол». Демобилизовался я из армии в звании капитана и сразу  поступил в Литературный институт имени Горького. Затем была газета  «Известия», издательство «Современник», а уж потом и все остальное.

- В вашей книге «Разведенные мосты»  описано, как вы работали над своими романами - без надежды на их  публикацию. Почему ваши произведения так трудно находили дорогу к  читателям?

- Случилось так, что задолго до выхода  на пенсию я потерял работу, был обруган и освистан нашей «самой  демократической в мире» прессой, переставшей меня печатать. В итоге в  50-летнем возрасте я вернулся к образу жизни своих предков - очутился на  даче и вынужден был взращивать сад и огород, разводить пчел и вести  натуральное хозяйство. Вот тогда-то я и писал свои книги, а уже на даче  академика Углова в Комарово, куда приехал после смерти первой жены по  приглашению Федора Григорьевича, отделывал их без всякой надежды на то,  что они когда-нибудь дойдут до читателей.

- Кстати, ведь это руководимое вами издательство «Современник» выпустило его известную книгу «Сердце хирурга»…

- Да. В свое время в издательстве  «Современник» печаталась его воспоминательная книга «Сердце хирурга», и я  требовал от редакторов, чтобы они меньше исправляли, вычеркивали,  спорил с цензорами, понуждал их к смелости. И книга вышла правдивой,  интересной. Она издавалась и переиздавалась во всех республиках  Советского Союза, во всех странах народной демократии. Я уже немало знал  о его жизни, о его конфликтах с начальством обкомовским и с министром,  он, в свою очередь, немало знал и обо мне; знал и о баталиях, которые я  выдерживал в борьбе за его книгу. От тех времен и пошла наша дружба,  продолжавшаяся почти до его последних дней. Так, например, когда Ф.Г.  давал интервью в связи со своим столетием, но назвал меня «мой  литературный отец». Мы дружили.

- Он был популяризатором вашего творчества!

- Да. Кстати, по поводу моего романа  «Баронесса Настя» 90-летний Федор Углов на собрании ленинградских  писателей сказал позже: «Этот роман я прочитал за два дня и тут же начал  читать во второй раз. Это была первая книга, которую я прочел дважды».  Лучшей аттестации моей книге нельзя было и придумать.

- И сколько же книг за свою жизнь вы, Иван Владимирович, написали и выпустили?

- Только за последний ленинградский  период, за 20 лет, я написал 18 книг, которые все практически были  изданы в серии «Русский роман». А всего мною написано 40 книг, включая  детские, которые сейчас как раз переиздаются.

- На внутренней обложке вашей книги  «Филимон и Антихрист» вы выражаете благодарность архимандриту Адриану и  игумену Псково-Печерского монастыря Мефодию за помощь в издании этого  романа. Как вы познакомились с монахами этой обители и получили их  поддержку, не только молитвенную причем?

- В сентябре 2002 года в моей жизни  произошло самое памятное и, может быть, самое важное событие: к нам  явились супруги Люленовы и принесли дары Свято-Успенского  Псково-Печерского монастыря: золоченый храмовый крест с распятием  Христа, красочную книгу о монастыре с автографом архимандрита Адриана:  «На молитвенную память Иоанну и Лукии от отца Адриана», и икону из его  личной коллекции, на которой во весь рост изображен Святитель Филипп,  митрополит Московский. Вручая подарки, мне сказали: «Многие монахи этого  монастыря имеют ваши книги, и вот они шлют вам эти дары и приглашают  посетить их в удобное для вас время».

Я никогда не был в Псково-Печерском  монастыре, но, разумеется, много слышал о нем и даже читал книгу.  Монастырю свыше 500 лет, он пережил много нашествий врагов, но никогда  не был разграблен, и в его библиотеке хранится богатейшее собрание книг,  в том числе старинных, рукописных. Там есть книги, подаренные Петром  Первым, Елизаветой Петровной, Екатериной Второй и другими русскими  царями.

- Поехали?

- Я, конечно, не мог отказаться от столь  лестного приглашения и в назначенный день отправился в монастырь.  Городок Печоры расположен на границе Псковской области и Эстонии: чист,  опрятен и весь пропитан духом монастыря, крупнейшего в России,  известного во всем православном мире жившими там прежде и живущими  теперь высокими подвижниками веры, мудрецами, стоявшими близко к  Престолу Господнему.

На городской площади перед главным  входом в монастырь стояло много автобусов, толпились люди, приехавшие из  разных городов России, прибалтийских стран и даже из Германии, Франции,  Голландии. И все - к отцу Адриану. Чем ближе подходили мы к помещению, в  котором жил отец Адриан, тем плотнее становились стайки людей и больше  было монахов. Я любовался ими: статные, молодые, глаза сияют добротой и  сердечностью. Монастырь мужской, монахи тут черные, как правило, имеют  по два высших образования: светское и духовное.

И вот меня встречает отец Адриан. На нем  одежды, шитые золотом, борода белая, широкая, густая. Глаза светятся  молодо и так, будто он встретил давно знакомого, ожидаемого человека. Я  подхожу к нему, называю себя: «Раб Божий Иван». И покорно склоняюсь. Он  обнимает меня за плечи, целует в голову, говорит: «Хорошо, что вы  приехали. Мы ждали вас. Многие наши братья - ваши читатели. Сейчас много  печатается книг, но таких, в которых бы мы находили отзвуки своего  сердца, таких книг мало». Я, в свою очередь, спешу признаться: «В Бога я  верую и церковь посещаю, но каюсь: не все обряды исполняю». Это  обстоятельство всегда меня тревожило, я чувствовал вину перед Церковью и  Богом и спешу признаться в этом Владыке. И он в ответ произносит слова,  которые ставят на место мою душу: «Вам и не надо исполнять все наши  обряды, вы и так ближе всех нас к Богу. Он-то, наш Господь Превеликий,  судит о нас не по словам, а по делам».

- Интересный диалог!

- Потом из внутренних покоев появляется  прислужник и несет расшитое бисером длинное полотно. Архимандрит  накрывает им меня с головой, читает разрешительную молитву. Потом мне  скажут: это была епитрахиль, оставленная ему по завещанию митрополитом  Петербургским и Ладожским Иоанном. После того как отец Адриан отпустил  мне все мои прежние грехи, он благословил меня на благие деяния в  будущем.

Потом мы сели в кресла, стоявшие у  небольшого столика, и началась беседа, которая во многих добрых делах  меня укрепила и многие смущающие душу вопросы прояснила. Так архимандрит  Адриан стал мне духовником, отцом, душу и сердце врачующим, при разных  затруднениях и сомнениях наставляющим и в минуты слабости укрепляющим.

- Вы же и с Владыкой Иоанном,  митрополитом Ленинградским и Ладожским, были знакомы благодаря  совместной деятельности в Славянской академии?

- Да, так случилось, что судьба, любящая  в иные времена выкинуть неожиданный фортель, забросила меня на мостик  корабля, на котором я никогда не плавал.

По приглашению и рекомендациям  известного в нашей стране профессора-социолога Б.И. Искакова, бывшего  тогда Президентом Международной славянской академии (МСА), его  заместителя В.А. Десятникова и академика Углова меня приняли 31-м членом  Северо-западного отделения МСА. Для меня уже это было сверхволнующим  моментом и испытанием. Каково же мне было, когда на одном из собраний  меня избрали полным академиком и президентом нашего отделения. Ведь  таким образом мне предложили руководить учеными, в делах которых я  ничего не смыслил, артистами, художниками, талантами которых я, конечно  же, не обладал, и, наконец, педагогами, да еще такими, которые двигали  вперед педагогическую науку. Я попал в положение известного писателя  Марка Твена, который по иронии случая вынужден был редактировать  сельскохозяйственную газету, хотя не мог отличить пшеницы от ячменя.

- А как часто происходили заседания академии и кто на них присутствовал?

- Академики собирались раз в месяц, и  это были для меня интересные, волнующие дни. Я знакомился с людьми,  которых раньше знал плохо в силу их высокого положения. Тут если ученый,  то непременно крупный, известный: один возглавляет институт, другой -  лаборатории. Все имеют книги, свои школы, а то и направления в науке.  Если это артисты, то непременно ведущие: тут был художественный  руководитель театра Игорь Горбачев, всемирно известный певец Борис  Штоколов, народные артисты СССР.

Как и почти все академии мира, она была  общественной, поэтому ее членами могли быть видные деятели из любой  сферы науки и искусства. Стал ее почетным членом еще до меня и Владыка  Иоанн.

…Мы старались по возможности не  беспокоить Владыку. У него болели ноги, и мы знали об этом. Как и про  его занятость, в том числе и написание статей, которые составили новую  Библию для русского народа под названием «Симфония духа». Статьи Владыки  Иоанна указали нам противника и с поражающей смелостью и глубиной  раскрыли его суть. Знали мы и о том, как этот великий старец, называемый  патриотами Отцом современной Руси, бьется на поле брани за будущее  наших детей и внуков.

Долго я всматривался в этого человека,  внимал каждому его слову. По привычке литератора пытался уловить черты  его образа, манеру говорить. Кстати, говорил он мало, все больше молчал и  слушал собеседника, но зато о многом говорили его глаза, его лицо и вся  его фигура. Он был весь открыт и устремлен навстречу вам; он весь  светился, и радовался, и, казалось, вот сейчас скажет вам нечто такое,  что осчастливит вас на всю жизнь. Было что-то детское и восторженное в  его взгляде и голосе. Он вам верил, и сам был готов растворить перед  вами душу. Я такое вижу чаще на детских и даже младенческих лицах.

Записала на основании личной встречи и прочитанных книг И.В. Дроздова Светлана Троицкая



Источник - «Русский вестник»: http://www.rv.ru/content.php3?id=12994

Русские герои, Русь, История, Русский этнос, Трезвость, Славяне

Previous post Next post
Up