Реальная демократия по-древнеафински

Jan 21, 2008 23:32

Всем нам в школе еще сообщили: демократия (наше, как известно, всё) завелась в Древней Греции. Конкретно в Афинах. Ясперс еще что-то там про "осевое время" врал, как некоторые помнят. Собственно, этим самым изобретением мы все по гроб жизни и обязаны тем самым древним грекам, говорившим на мертворожденном языке - это помимо живописных развалин (которые можно и по сей день наблюдать во всяких музеях, особенно в Британском - ясен пень, наследнички передового демократического устройства схватили, увезли и унаследовали. Теперь свирепо гордятся).

Ну и, ясное дело, очень хочется приложиться, так сказать, к первоисточнику. Уяснить для себя наконец, как же эта самая демократия по-древнегречески работала на практике. Для чего полезно перечитать гражданина Фукидида (хорошо пишет, хоть и грек. Древний.) Ну что ж, открываем и перечитываем.

В общем, дело было так. Афины вот уже скоро полвека тиранят половину остальной Греции своей свободой. Называется это дело "Афинским морским союзом". Оставшаяся половина сама не прочь кого-нибудь потиранить, покуда же им просто тупо завидно. Ну тогда, ясное дело, начинается война. С одной стороны - Афины со своими "союзничками", с другой стороны - банда терминаторов из вольного города Спарты, со своими.

И вот, на двадцатом году этой самой войны, приплывает на независимый и весь из себя нейтральный остров Мелос войско. Аборигены присмотрелись - оп-па, афинское. Ну, у афинян в те времена была уймища всяких риторов, философов и прочих политтехнологов (которые при демократическом устройстве жизненно необходимы, как все мы понимаем), так что их хлебом не корми - дай речь сказать. В думе Народном Собрании. Однако же в собрание их на сей раз не пригласили, а пригласили в приватной атмосфере переговорить с местными отцами города (в те времена, как ни странно, они так и назывались - олигархи!). Где и произошел следующий диалог:
- Мужики, не, ну ясно, чего вы нас в народное собрание не пустили: ясен пень, там мы развернулись бы со всей нашей пролетарской ненавистью политтехнологией, вашим соплеменникам лапши на уши понавешали бы, после чего они понавешали бы вам. За демократию, вы же в курсе. Ладно, не обижаемся. Ну коли уж вы такие умные, то давайте не тратить наше время, нам еще со спартанцами воевать. Отвечайте прямо: присоединяетесь к нам, чи шо?
- Ребята-демократы, а какие варианты-то? Вы приплыли с бооольшими дубинами, у нас таких отродясь не росло. То бишь что же получается, "есть ваше мнение, а есть неправильное"?
- Так, нечего тут выёживаться, больно умные. Анекдоты армейские, понимаешь, цитируют! Кого мочить тут собрались, вас или не вас? Вы-таки предпочитаете, чтобы мы заткнулись и взялись за дубины?
- Нннет, что вы, не стоит... Мы на самом деле-то белые и пушистые, от страха просто языком болтаем. Простите, дяденьки! Так что вы хотели нам предложить окромя дубины?
- Так-то лучше! Ну так вот, мужики, давайте не болтать языком почём зря: мы вам, так и быть, не будем рассказывать про то, как мы персам накостыляли (еще и ста лет не прошло, кстати, так что нам все греки до сих пор обязаны!). Ну и про премущества демократии и как мы ее несём всем недоразвитым тоже не будем. Но и вы не пиз... не валяйте дурочку про свои родственные отношения. Таки в курсе мы, что вы спартанским терминаторам родные племяннички, разве что хиленькие. Не надо и про то, что вы-то, собственно, нас и пальцем не тронули, в отличие от ваших родственничков.
    Давайте сразу уж договоримся: у кого дубина длиннее, тот правила игры и пишет. Вот кабы у вас тоже дубина была ого-го, тогда б можно было и компромиссов поискать. А так - просим плясать под нашу дудку дубину!
- А у вас у самих-то очко не играет, что голые терминаторы вам навешают, а потом вот так же в позу зю загнут?
- Пупок развяжется! Вот коли вся мелочь пузатая, что у нас под дубиной маршируют, вдруг соберётся... Тады ой... Впрочем, об что это я? Да! Собственно, давайте уже, сдавайтесь. От этого и нам, и вам будет шоколадно!
- Гы, а нам-то каким боком? Мы ж реально шестерками у вас ходить будем.
- Ну как: мы без шуму, без пыли получаем ваш островок. А вы не получаете дубьём по бошкам. Чего ж тут не понять-то?
- Таки может, мы с вами просто дружить будем? Я тут слово умное вспомнил... как его? ага: нейтралитет, во!
- Хе, прикиньте реакцию тех, что у нас под дубьём. Это ж авторитет наш как порушит - уж лучше вам навалять, чтоб все качественно боялись!
- Ну да? То бишь вашим типа союзничкам по фигу, кто из них типа "независимый", а кого дубьём нагнули?
- Дык в том-то вся и фишка: нас и те, и другие терпеть не могут. Только тех, что посильнее, мы сами побаиваемся, а из тех, что послабее, мы всю дурь дубьём выколачиваем! Ну а вас кто ж боится?
- Офигеть! Вы прям нам глаза открыли, благодарствуйте! А как насчёт такой нехитрой мысли: ну вот дали вы нам по башке, и что на это скажут другие неприсоединившиеся нейтралы?
- Да по фигу, собственно. Кого сможем, тех нагнём, а кого не сможем - те еще долго сопли жевать станут. Зато среди уже нагнутых никто и вякнуть не посмеет!
- М-да... Та еще перспектива, прямо скажем. Чой-то под ярмо ваше демократическое ну совсем не тянет. Так что мы уж, пожалуй, рискнём с божьей-то помощью (в сторону: да и стадо терминаторов, чай, поможет: Спарта-то, почитай, в семи верстах всего, хоть и морем). Бог-то, он завсегда за справедливость!
- Ой, можно подумать! Вы-таки гляньте, какова у нас державка-то, аж границ не видно! Уж явно, не без промысла божьего... А эти всё про справедливость... Какая, к черту, справедливость? Жирные, вкусные жертвы по праздникам! Вот что любят наши боги! Вы еще обкурившуюся предсказательницу спросите, Пифия её фамилия. Прям обхохочешься с вас, жертв опиума для народа!
- Ну боги - не боги, а вот терминаторы...
- Ну вы блин даёте! Терминаторы, конечно, круты. Но где же это видано, чтобы они сами куда поплыли? Они тех, что у них под дубиной ходят, обычно посылают! А сами всё тренируются в отечественных качалках, тренируются... мастера спорта хреновы!
- А если всё-таки приплывут? Тут-то вам и наваляют, господа демократы!
- Так, хва, поговорили! Неча нас терминаторами тут пугать, мы их и сами до дрожи в коленках боимся... Значится, такие будут условия: островок ваш - наш, бабки - на бочку, ну и сидите себе тут, зарабатывайте нам на кусок хлеба. С маслом. На ваши серпы с молотками мы, так и быть, не претендуем. И забейте, умоляем вас, на всякую устаревшую муть типа "чести" с "чувством долга". Инстинкт долго поротой задницы - вот наше (и ваше) всё! Короче, конвой вас ждет в прихожей: идите и подумайте. А мы тут демократическими процедурами займёмся: выборы стратегов у нас. Всенародные!

Вы спросите, чем дело кончилось? Да ясно, в общем... Те, что с Мелоса, решили, что лучше ужасный конец, чем рабство без конца. На что и получили ответ чуть не в стихах (а чего еще от учеников Сократа с Периклом ожидать?): "Предавшись всецело вере в лакедемонян и в судьбу, вы рискнули всем, но вы всё и потеряете!"

Передаю слово афинскому историку Фукидиду: "Теперь афиняне всеми силами энергично принялись за осаду, ... поэтому мелосцам пришлось сдаться на милость победителей. Афиняне перебили всех взрослых мужчин и обратили в рабство женщин и детей. Затем они колонизовали остров, отправив туда пятьсот поселенцев". (цит. по: Фукидид. История. V. 85-116.)

древности, креатифф

Previous post Next post
Up