Расчет утери товарной стоимости (УТС).

Feb 02, 2015 01:22

Предыдущем посте я обещал расчитать утерю товарной стоимости (УТС) поврежденного автомобиля. Существует несколько методик расчета УТС. Но прежде, чем я о них расскажу, я дам определение УТС, как ее видят и понимают в Германии.

УТС подразделяется на два вида: меркантильная и техническая.

Меркантильная УТС автомобиля наступает при значительном повреждении в результате ДТП или похожего события и, несмотря на технически безукоризненный ремот, восстанновленный автомобиль оценивается рынком меньше, чем похожие неповрежденные автомобили.
Другими словами, если перед вами поставить два совершенно одинаковых автомобиля, один из которых побывал в аварии и был идеально восстановлен, а другой - безаварийный, то за "битый" автомобиль вы, скорее всего, будете готовы заплатить меньшие деньги, чем за "небитый". Здесь сказываются опасения покупателя, что несмотря на качественно проведенный ремонт, остались какие-то невыявленные повреждения или позже появятся какие-либо дефекты. Это чисто субъективный фактор, с которым приходится считаться.

Техническая УТС появляется тогда, когда у автомобиля, несмотря на качественно проведенный ремонт, все равно остаются дефекты, влияющие на безопасность и/или долговечность и/или визуальное восприятие. Полное устранение следов повреждений невозможно или технически, или экономически нецелесообразно.

Напомню, в Германии продавец обязан сообщить покупателю о том, что машина "битая", если ему об этом известно.

Теперь о самих методиках расчета меркантильной УТС.

Их существует несколько, одной из самых распространенных является методика Рукопфа/Зама (Ruhkopf/Sahm). Ее суть можно понять из таблицы

10 bis 30 %
30 bis 60 %
60 bis 90 %

1-й год экспл.
5 %
6 %
7 %

2-й год экспл.
4 %
5 %
6 %

3-й год экспл.
3 %
4 %
5 %

Процентная вилка в заголовках столбиков - это процентное соотношение восстановительной стоимости (рыночная стоимость автомобиля СА непосредственно перед ДТП) и стоимости ремонта СР. Проценты в таблице указываются от суммы СА плюс СР без НДС.

Гамбургская модель.

Пробег автомобиля
УТС в % от стоимости ремонта

до 20.000,00 км
30 %

до 50.000,00 км
20 %

до 75.000,00 км
15 %

до 100.000,00 км
10 %

свыше 100.000,00 км
0 %

Бременская формула.

Возраст автомобиля
УТС в % от стоимости ремонта

до 6 месяцев
30 %

до 12 месяцев
25 %

до 24 месяцев
20 %

до 36 месяцев
15 %

до 60 месяцев
10 %

У всех этих методик есть недостатки, которые не отражают реальностей рынка, либо отражают с ограничениями. В фирме, где я работаю, разработали методику расчета УТС, учитывающие рыночные и множество других факторов (Marktrelevanz- und Faktorenmethode).

Расчет УТС автомобиля по этой методике происходит в два этапа:

1. Предварительный отбор по следующим параметрам
    - Пробег менее 200.000 км
    - Возраст менее 10 лет
    - существенные повреждения автомобиля
    - отсутствие тотального ущерба

2. Определение УТС по четырем показателям
   - отклонение стоимости "битого" автомобиля от не битого (базовый показатель)
   - автомобиль (комплектация, возраст, состояние и т.п.)
   - оценка рынком ущерба (объем и глубина повреждений)
   - другие показатели (спрос на рынке, наличие предыдущих аварий)

Базовый показатель - это установленая реакция рынка на описание автомобиля "восстановленый после аварии", который равен примерно 1% от Брутто-стоимости автомобиля непосредственно перед ДТП.

Показатель автомобиля представляет собой отношение стоимости автомобиля СА в данный момент к стоимости нового автомобиля СНА.Таким образом оценивается скорость обесценивания автомобиля в зависимости от возраста, состояния, комплектации и т.п.

Показатель ущерба оценивается коэффициентом повреждений Кп

Кп = 1 - замена и/или обширные восстановительные работы (необходима рихтовка) на  несущих частях кузова (лонжероны, траверзы и т.п.)
Кп = 0,8 - восстановительные работы и/или замена несущих или сонесущих частей кузова (восстановление днища, замена боковой стенки и т.д.)
Кп = 0,6 - простые восстановительные работы на несущих или сонесущих частях кузова (восстановление боковой стенки и пр.)
Кп = 0,4 - восстановление и/или замена т.н. "прикручиваемых" частей (двери, капот, крылья)
Кп = 0,2 - замена оперения автомобиля (бампера, спойлеры и пр.)

Коэффициент, учитывающий наличие предыдущие аварии и степень повреждений изменяется от Ка = 0,2 - сильные повреждения до Ка = 1 - нет предыдущих аварий.

Зависимость корректирующего коэффициента КК от возраста автомобиля видна на графике



Коэффициент спроса на автомобиль Кс имеет следующие значения

Кс = 0,6 - спрос сильно превышает предложение
Кс = 0,8 - повышеный спрос
Кс = 1,0 - сбалансированный спрос
Кс = 1,2 - предложение превышает спрос
Кс = 1,4 - предложение сильно превышает спрос

Теперь, когда все парапетры определены, рассчитываем УТС по формуле:

УТС = (0,01 * СА + СА/СНА * СР * Кп * КК) * Кс * Ка

Посчитаем УТС для BMW из предыдущего поста

СА - 10.000 евро
СНА - 34.310 евро
СР - 4100 евро
Кп = 0,4
КК = 0,06 (на момент оценки автомобилю было 95 месяцев)
Кс = 1,0
Ка = 0,6 (при осмотре было выявлено, что переднее правое крыло и багажник были крашены)

УТС = (0,01*10.000 + 10.000/34.310 *4100*0,4*0,06)*1,0*0,6 = 77,21 евро

Я полученный результат округлил  в большую сторону до 100 евро. Так сложилось на практике, что УТС менее 100 евро не выплачивают, а оценщики определяют УТС, кратную 50.

Надеюсь этот пост поможет моим коллегам в России разработать адекватную методику расчета УТС, если таковой еще не имеется.

ОСАГО, будни оценщика, Германия, чозахрень

Previous post Next post
Up