Геометрия МакКуина

Feb 29, 2012 00:30

После впечатлившего меня "Голода" с нетерпением ждала выхода "Cтыда", чем вызывала даже легкие шуточки от 
kapetingСегодня посмотрели с Маней. Сказать хочется столько всего и сразу, что постараюсь сказать меньше, иначе уйду в дебри, перескажу все, что только можно пересказать, объясню (в том числе неправильно) все, что, кажется, могу объяснить.

Главный герой - нью-йоркский яппи Брендон (Майкл Фассбендер), всячески культивирующия свой интерес к сексу в ущерб нефизиологическим отношениям. Он начинает и заканчивает свой день онанизмом, чаще, чем регулярно смотрит порно, общается в соответствующих видеочатах и является постоянным клиентом местных проституток. И однажды к нему приезжает на время сестра Сиси (Кэрри Маллиган) - экзальтированная особа, совершившая несколько попыток суицида за свою жизнь, переживающая разрыв с какой-то вечной любовью и до крайности не практичная. Устоявшийся холостяцкий быт рушится: в ванной не уединиться, девицу не привести, в чате не зависнуть и т.д. А главное - сестра с завидной частотой требует проявления братских чувств, которые Брендон запрятал в глубинах собственной души и не может, да и не очень стремится извлекать из футляра.

Не побоюсь сказать, что, пожалуй, сейчас мало кто работает с цветом, светом и геометрией лучше, чем экс-видеоинсталлятор Стив МакКуин. Его фильмы хочется кромсать на кадры, именно кромсать, плотоядно щелкая ножницами. А потом каждый кадр рассматривать под лупой, искать детали, вникать в его построение. Может, когда-нибудь я рискну сделать выборочную раскадровку, но загадывать не хочу. Абсолютное большинство кадров имеет свой нерв и ритм, заданный в случае со "Стыдом" сквозными геометрическими мотивами: квартира Брендона состоит целиком из острых углов, он сам несколько угловат и резок. Лишь с появлением Сиси в его четко устроенный мир врываются круги, овалы, какие-то странные обтекаемые фигуры, полученные в результате расфокуса камеры, наведенной на обычные прямоугольники. Цвет и свет! О них можно говорить бесконечно - на протяжении первых минут 30 они четко поддерживают геометрический строй фильма и лишь потом обнаруживается, что кроме черного и белого есть масса других оттенков, что однозначности нет ни в чем, что отношения мужчины и женщины в том числе нельзя классифицировать по принципу "практично-непрактично", как это видится Брендону.

"Стыд" - фильм не об эротомане. Он о том, что современная жизнь диктует человеку необходимость руководствоваться в первую очередь практической и краткосрочной выгодой и быстрым удовольствием, не требующим обязательств. Если хотите, это такие "Записки из подполья" от Стива МакКуина, в которых он заявляет, что человек не исчерпывается рассудочностью и утилитарным подходом к отношениям, но сам человек забывает об этом. Брендон без проблем переспит с очередной проституткой, но не способен заняться любовью с женщиной, которая его интересует в том числе как личность, он не способен проявить теплоту в отношениях с сестрой. Потому что это "не практично". И этот практицизм заковывает человека в броню, из которой он выбирается с гигантским трудом. Как скажет официант, перебивший Брендона во время его (не клеящегося) разговора с перспективной пассией: "Краб подается в панцире". Брендон тоже в панцире, и его футляр даст трещину лишь после эмоционального потрясения, на пути к которому герой опустится на самое дно всего за одну ночь.

Я прекрасно понимаю, почему (удивительного) Фассбендера не номинировали на Оскар. Справедливости ради замечу, что в "Стыде" есть сцены, в которых натурализм излишен и которые вполне можно было удалить без потери смысла. Но раз режиссер этого не сделал, значит, наверное, так нужно. И я говорю сейчас не о постельных сценах. К слову, при наличии внушительного числа эпизодов, претендующих на звание художественного порно, самая эротически наэлектризованная сцена, на мой взгляд, - сцена в метро (см. ниже).

"Стыд" - 2-ой фильм МакКуина, и я чрезвычайно рада, что он, как и история о забастовке ирландских сепаратистов в "Голоде", обречен остаться фестивальным. Такие фильмы не смотрят в кругу семьи в пятницу вечером, их не смотрят, когда хотят отдохнуть, расслабиться и похрустеть попкорном. И в этом его прелесть.

image Click to view

кино

Previous post Next post
Up