Опустевшая храмина?

Feb 16, 2012 01:03




Шведская дворцовая церковь образца 1694 года с неголыми стенами

Почему в строках известного стихотворения Тютчева «Я лютеран люблю богослуженье…» мы слышим про «голые стены» и «храмину пустую»? Это какая-то особенность лютеранского благочестия - все «одухотворять»?

Первая старая лютеранская церковь, которую я увидел, была Церковь Святого Духа (Pühavaimu kirik) на улице Пикк в старом Таллине. Это не «пустая храмина», и стены у нее не «голые». Церковь старая - часть здания восходит к 13 веку, а большая часть построена в 14-м. Можно подумать, что потому стены и не голые, что были украшены средневековыми католиками.



Но нет, детали интерьера в основном относятся к 17 веку. Раньше там, несомненно, все было оформлено как в старой Римо-католической церкви. Но то, что есть сейчас, было создано уже после Реформации - лютеранами и для Лютеранской церкви. Лютеране тогда были традиционны. Они понимали, что Воплощение подразумевает снятие ветхозаветного запрета на изображения.



С другой стороны, Тютчева нельзя заподозрить в подлоге. Он писал о том, что видел (или, лучше сказать, не видел) своими глазами. А что он видел? Немецкие кирхи, обустроенные согласно представлениям 18-19 веков. И многие из них действительно были пустые, а стены были голые.

Что же случилось за эти сто пятьдесят лет? Что вызвало такие изменения? Ведь для того, чтобы что-то изменилось на стенах, изменения должны были вначале произойти в голове у людей. В следующих постах я постараюсь немного об этом рассказать.



Auditoire de Calvin, Женева. Ранее готическая часовня, сейчас место собрания реформатских общин.
Вот это - действительно пустая храмина с голыми стенами.


 Голые стены в еще одной нелютеранской церкви - конгрегационалистской.
В отличие от предыдущего примера здесь нет никакого готического прошлого, поэтому все сразу "как должно быть."

лютеранство

Previous post Next post
Up