Провели встречу с ректором Теологического Институту ЭЕЛЦ Ове Сандером. Теологический Институт расположен в самом сердце старого города, на улице Пюхавайму, 6. В большинстве предыдущих приездов в Эстонию я останавливался именно здесь. Так было и в этот раз: для того, чтобы пройти на встречу, надо было просто спуститься на один этаж. Удобно.
Все учебные заведения чем-то похожи, а если речь идет о подготовке священников, сходство только усиливается. При этом условия Эстонии и Сибири достаточно разные. У нас в Новосибирке полная очная программа, а в Таллине студенты приезжают 11 раз в год на короткие учебные курсы. С другой стороны, Теологический Институт несколько лет назад получил аккредитацию (сам он существует со второй половины 40-х годов, и за это время знал взлеты и падения), а для нас это только в будущем. В Эстонии лютеран много, но при этом в Институте пока что образование могут получать только эстонцы, хотя, возможно, через несколько лет откроется магистерская программа на английском языке. У нас в Сибири лютеран очень мало, но охват русского языка неизмеримо больше, поэтому мы не поставлены в такие жесткие рамки.
Я также сравнил путь к пасторской ординации в ЭЕЛЦ и СЕЛЦ. В ЭЕЛЦ используется немецкая система, то есть все вместе занимает 7 лет. В СЕЛЦ нужно 5 лет учиться в семинарии (включая год практики), но после этого при удовлетворении всем условиям выпускника рукополагают в дьяконы, и только потом, по прошествии нескольких лет в священники (что совершенно не обязательно, потому что человек может достойно нести и дьяконское служение всю жизнь). До сих пор единственный человек в рядах нашей Церкви, который был рукоположен сразу в священники, это наш епископ, но и он потом дополнительно сдавал еще экзамен на право ношения пасторского креста, что дало ему тогда возможность стать и настоятелем прихода. Я, например, почти четыре года прослужил дьяконом, прежде чем стать священником.
В Эстонии по-прежнему действует старейший университет в Тарту, основанный еще при Густаве Адольфе в начале 17 века. Именно в этом университете готовили пасторов для нужд Лютеранской Церкви Российской Империи. Действовал еще факультет теологии в Гельсингфорсе, но он был предназначен в первую очередь для потребностей самой Финляндии. А в Дерпте готовили пасторов для всей России. Но это было давно. Сейчас Тарту достаточно далеко отстоит от нужд Церкви. Там скорее изучается религиоведение, чем теология. А если теология, то не теология в ее практическом аспекте, подразумевающем служение в церкви. По словам д-ра Чарльза Эвансона, «сейчас теология - это социология». Так что выпускников Тарту нужно доучивать или переучивать. А Теологический Институт в этом смысле - именно церковное образовательное учреждение. Нечто подобное происходит и в Латвии, где в Риге имеется университет, но также действует и Академия Лютера, подготавливающая служителей для нужд церкви.
Представители Теологического Института сказали на встрече, что совсем недавно (возможно, даже в этом году) в Эстонии была в первый раз выпущена Книга Согласия на эстонском языке. На первый взгляд это кажется немного странным, что на земле, Реформация в которую пришла уже в 1524 году, Книга Согласия появилась только сейчас. Но на самом деле ничего странного в этом нет. Ранее пасторы и студенты теологии читали Книгу Согласия на латинском и немецком, и «конфессиональную подпись» они ставили под Книгой Согласия на этих языках. Кстати, в 19 веке именно Дерптский университет явился центром конфессионального возрождения в Российской Империи, в сравнении с которым консистория в Санкт-Петербурге была более либеральной. Издание Книги Согласия на эстонском в нынешней обстановке - шаг в правильном направлении. Только общее конфессиональное наследие способно сохранить единство лютеран разных стран или возобновить его там, где оно было прервано.