Встреча в Теологическом Институте Таллина

Jun 05, 2014 21:44




Провели встречу с ректором Теологического Институту ЭЕЛЦ Ове Сандером. Теологический Институт расположен в самом сердце старого города, на улице Пюхавайму, 6. В большинстве предыдущих приездов в Эстонию я останавливался именно здесь. Так было и в этот раз: для того, чтобы пройти на встречу, надо было просто спуститься на один этаж. Удобно.

Все учебные заведения чем-то похожи, а если речь идет о подготовке священников, сходство только усиливается. При этом условия Эстонии и Сибири достаточно разные. У нас в Новосибирке полная очная программа, а в Таллине студенты приезжают 11 раз в год на короткие учебные курсы. С другой стороны, Теологический Институт несколько лет назад получил аккредитацию (сам он существует со второй половины 40-х годов, и за это время знал взлеты и падения), а для нас это только в будущем. В Эстонии лютеран много, но при этом в Институте пока что образование могут получать только эстонцы, хотя, возможно, через несколько лет откроется магистерская программа на английском языке. У нас в Сибири лютеран очень мало, но охват русского языка неизмеримо больше, поэтому мы не поставлены в такие жесткие рамки.

Я также сравнил путь к пасторской ординации в ЭЕЛЦ и СЕЛЦ. В ЭЕЛЦ используется немецкая система, то есть все вместе занимает 7 лет. В СЕЛЦ нужно 5 лет учиться в семинарии (включая год практики), но после этого при удовлетворении всем условиям выпускника рукополагают в дьяконы, и только потом, по прошествии нескольких лет в священники (что совершенно не обязательно, потому что человек может достойно нести и дьяконское служение всю жизнь). До сих пор единственный человек в рядах нашей Церкви, который был рукоположен сразу в священники, это наш епископ, но и он потом дополнительно сдавал еще экзамен на право ношения пасторского креста, что дало ему тогда возможность стать и настоятелем прихода. Я, например, почти четыре года прослужил дьяконом, прежде чем стать священником.

В Эстонии по-прежнему действует старейший университет в Тарту, основанный еще при Густаве Адольфе в начале 17 века. Именно в этом университете готовили пасторов для нужд Лютеранской Церкви Российской Империи. Действовал еще факультет теологии в Гельсингфорсе, но он был предназначен в первую очередь для потребностей самой Финляндии. А в Дерпте готовили пасторов для всей России. Но это было давно.  Сейчас Тарту достаточно далеко отстоит от нужд Церкви. Там скорее изучается религиоведение, чем теология. А если теология, то не теология в ее практическом аспекте, подразумевающем служение в церкви. По словам д-ра Чарльза Эвансона, «сейчас теология - это социология». Так что выпускников Тарту нужно доучивать или переучивать. А Теологический Институт в этом смысле - именно церковное образовательное учреждение. Нечто подобное происходит и в Латвии, где в Риге имеется университет, но также действует и Академия Лютера, подготавливающая служителей для нужд церкви.

Представители Теологического Института сказали на встрече, что совсем недавно (возможно, даже в этом году) в Эстонии была в первый раз выпущена Книга Согласия на эстонском языке. На первый взгляд это кажется немного странным, что на земле, Реформация в которую пришла уже в 1524 году, Книга Согласия появилась только сейчас. Но на самом деле ничего странного в этом нет. Ранее пасторы и студенты теологии читали Книгу Согласия на латинском и немецком, и «конфессиональную подпись» они ставили под Книгой Согласия на этих языках. Кстати, в 19 веке именно Дерптский университет явился центром конфессионального возрождения в Российской Империи, в сравнении с которым консистория в Санкт-Петербурге была более либеральной. Издание Книги Согласия на эстонском в нынешней обстановке - шаг в правильном направлении. Только общее конфессиональное наследие способно сохранить единство лютеран разных стран или возобновить его там, где оно было прервано.

Прибалтика, Российская Империя, Книга Согласия, лютеранство, теологический либерализм

Previous post Next post
Up