В рассылках очень много тренингов по мультимедиа-журналистике. Учат, как стать на все руки мастером. Говорят о важности оперативности, конвергентности, об умении работать на разных платформах - и так далее. Мне кажется, будущее все-таки за аналитической журналистикой. Объясню, почему. Один репортер, конечно, может быть, как шампунь 3 в 1 - умеет и снимать и тексты писать и монтировать, и звук чистить , и фото на сайт выложить. Да простят меня поклонники мультимедиа за эту красноречивую картинку. Но если вас действительно взяли на работу в конвергентную редакцию, работать придется как эта лошадь очень много.
Мультимедийного журналиста подготовить легче, чем взрастить аналитика. К тридцати годам журналист вроде бы созревает для серьезных дел, бросает пить и как правило, уходит из профессии. В пиар, рекламу, бизнес, наконец, просто замуж. И самое печальное. Навыки мультимедиа-журналиста на рынке труда обесцениваются. Мультимедийщиков развелось слишком много. Монтажу видео, по себе знаю, реально научиться за пару недель. Великим дизайнером за это время вы не станете, но поймете, что и как делать, чтобы материал был добротный и его у вас купили.
Хотя некоторые коллеги мне кажутся поистине дьявольскими личностями. Они еще в свободное от работы время ведут свой блог, пишут заметки в твиттер, ( острые, как лиды в новостях, чтобы Карим Масимов нервно кусал ногти в сторонке) следят за обновлениями в фейсбуке и вконтакте, отвечают на комментарии. Ты уже носом клюешь, а он еще в скайпе онлайн. Не спит. Новости завтрашнего дня генерирует.
Для репортажной журналистики такой человек - находка.
Пока еще находка.
Пройдет еще лет десять, и вся теле-журналистика станет мультимедийной. И не журналистика тоже. Должен же наступить тот час, когда с телевидения уйдет на пенсию последний агашка, не умеющий включать компьютер. Вырастет новое поколение твиттерян, блоггеров и ЖЖ-юзеров. Они будут креативнее, быстрее, умнее, потому что у них будет цифровое детство. Будут знать все функции в фотоаппарате, и видеокамере, уметь работать с графических редакторах. Сами, без всяких обучающих курсов. В общем, основная масса пользователей сможет делать то, что сейчас делает группа людей.
Да, эти навыки бесценные при дистанционной работе в полевых условиях. Но - существенное НО. Если журналист работает за троих, и главная задача - выдать материал быстрее конкурентов, при таком темпе и нагрузке процент погрешностей всегда выше. Качество материала, соответственно, будет ниже. Это объективный фактор. Ежедневное ток-шоу на "Казахстане" делают 5 редакторов, "Большую стирку" Малахова 60, которые работают посменно - есть же разница?
А зритель, мне кажется, сейчас нарушает главный постулат журналистики. Всегда ведь учили - важно дать первым, опередить других. А зрителю, по сути, неважно, узнал он событии на 5 минут раньше или на час позже. Ему теперь важно узнать из новостей то, что не знают другие. Это разные виды журналистики, и они всегда будут существовать рядом, просто мультимедиа - более оперативный, но не такой качественный продукт. Спрос будет на уникальность, достоверность и экспертный анализ. Так что учить - и учиться - надо поиску информации, работе с героями, делать ставку на расширение экспертной базы. А мультимедиа-журналистом скоро можно будет назвать любого школьника.