записать

Jul 10, 2011 13:28

Различие между мыслями и эмоциями прежде всего в том, что эмоции - большей частью свои. Это своя химия, свой выплеск коктейля в кровь и своя реакция на этот коктейль.
А мысли - высказывания, утверждения, логические построения - прекраснейшим образом могут быть чужими. Но чтобы они были своими, их необходимо присвоить. А присвоение идет именно что ( Read more... )

рабочее, осознанность

Leave a comment

Comments 62

redtigra July 10 2011, 12:40:53 UTC
у меня создается впечатление из текста, что, во-первых, вносится оценочный момент (свой/чужой - правильный/неправильный на первом уровне восприятия), а во-вторых, испытывание нестрадательных эмоций равнозначно потреблению чужих мыслей. на самом деле, выработанная своя мысль вполне может приносить удовлетворение и упокоение, да сплошь и рядом так бывает.

ты же, как я понимаю, имел в виду другое: опасность отождествления испытывания эмоций и процесса мышлений (в этом плане, кстати. тяжелые эмоции чуть ли не еще опасней: раз тяжелые, значит, ценные). То есть в результате возникает связка "я испытываю эмоции - значит, я мыслю", эмоция воспринимается как гарантированный индикатор. Тогда и эмоция становится как бы мыслью, то есть вместо того, чтобы пройти, становится ценностью сама по себе, легитимизируется тем, что НА САМОМ ДЕЛЕ это мысль. И соответственно, скажем, плохое самочувствие и подавленность перестают быть потенциальным поводом к размышлению, а становятся как бы состоявшимся размышлением сами. Так?

Reply

a_str July 10 2011, 12:46:16 UTC
да. именно так.
вот про эмоции как ценность сами по себе - это вообще отлично. сюда же ложится "тяжелые - значит, ценные", отлично просто ложится. когда начинаешь приписывать ценность мысли только потому, что испытываешь боль, быстро соображай, где подстава.
спасибо тебе, вот :)

Reply

redtigra July 10 2011, 12:52:43 UTC
ммммур :)

Reply

blades_of_grass July 10 2011, 13:05:12 UTC
Да, у меня тоже возникло такое впечатление, но потом я вроде разобрался. Но иерархия "мысль - это хорошее, взрослое, мыслящее существо - лучше, чем эмоциональное" в тексте тоже есть, хотя к ней ведет всего одна фраза ("человек продолжает считать себя мыслящим существом, хотя уже превратился просто в существо эмоциональное" - сразу приходит на ум "Это дубли у нас простые"), так что я могу ошибаться.

Мне в этом смысле приходит на ум понятие мудрости (wisdom). Мудрость не связана напрямую с интеллектом и рационалным мышлением - это умение быстро оценить ситуацию и выдать прогноз или решение или модель поведения на основе богатого запаса паттернов. Правильные паттерны, конечно, могут накапливаться в результате мышления. И вот тут интересно, что мудрость приписывается именно старикам и детям. Она же, мне кажется, связана с бионовским О.

Reply


dark_hunter July 10 2011, 17:50:21 UTC
"Мы начинаем утверждать, что это - основа наших убеждений. Хотя на самом деле это только основа нашей правоты."

В чем (здесь) отличие убеждений от правоты?

Reply

a_str July 10 2011, 18:46:48 UTC
здесь -
убеждения - это совокупность утверждений, которые определяют твои действия, и они подвижны, поддаются корректировке довольно легко.
а правота - совокупность утверждений, которые определяют твое самоощущение, хорош ты или плох. ее скорректировать очень сложно.
есть, к примеру, утверждение "все люди лгут".
если это убеждение, оно предполагает постоянную рефлексию на предмет степени лжи и ее причин. тебя интересует не ложь, не ты сам, а то, что с нею можно сделать.
если это утверждение, дающее ощущение правоты, оно предполагает оценку такому положению вещей, она может быть различна и различны действия на ее основе - обмани первым, чтобы не обманули тебя (все плохие, мне тоже можно быть плохим); никому нельзя доверять (все плохие, зато я - умный и всех раскусил заранее) - ну и так далее. утверждение работает как лекало, прокрустово ложе (ты тоже врешь, я знаю заранее!), а не как инструмент понимания и любопытства.

Reply

dark_hunter July 10 2011, 19:08:30 UTC
Ага. Т.е. по сути - отличие декларации от реальности. Или проекция этого отличия на другую плоскость.

Да, все сходится.

Reply


eska July 10 2011, 19:37:29 UTC
Мысль о присвоении чужих мыслей - своя?

Reply

a_str July 10 2011, 19:41:56 UTC
если это вопрос ко мне, то я его не понял.

Reply

eska July 10 2011, 19:46:08 UTC
Это вопрос, да.
Вы пишете:

А мысли - высказывания, утверждения, логические построения - прекраснейшим образом могут быть чужими. Но чтобы они были своими, их необходимо присвоить. А присвоение идет именно что при помощи эмоций - они-то всегда свои.

Вышеприведенную мысль вы считаете своей или присвоенной, пусть не напрямую?

Reply

a_str July 10 2011, 20:21:22 UTC
я совершенно точно нигде не встречал подобных рассуждений. хотя не сомневаюсь, что идея об отождествлении эмоций и процесса мышления - уже была высказана, это же результат наблюдения.

так что вряд ли это мое освоение чьей-то мысли. я обычно знаю, что является толчком. здесь это - личный опыт и наблюдения, а не прочитанное или услышанное.

Reply


00000001 July 11 2011, 02:26:47 UTC
**
Самое неприятное во всем этом то, что, присваивая чужие мысли (и строя правоту), мы считаем, что мы думаем, а на самом деле - мы испытываем эмоции.

Вот это вообще отлично! Спасибо. Никогда не обращала на это внимание. Обращу.
У меня захваченность чужими мыслями ( я это называю обусловленность концепциями ) выражается как ощущение связи моего образа жизни с моей жизнью. Когда идеи , которым я следую, теряют связь с моим личным опытом и взгляд на жизнь и мое личное воззрение становится с моим опытом не связано, а связано с идеями о том как должно быть, или не должно быть.

Reply


00000001 July 11 2011, 02:32:11 UTC
ой, поправка.
выражается как ощущение связи моего образа жизни с моей жизнью = выражается как ощущение потери связи моего образа жизни с моей жизнью

Reply

a_str July 11 2011, 10:30:07 UTC
это ужасно усложняет жизнь, мне кажется.

Reply


Leave a comment

Up