Борис Юлин. Кулак

Feb 10, 2013 18:10


Настоящий разговор пойдет о кулаках и о таком явлении как кулачество.

Откуда взялось само слово «кулак». Версий существует множество. Одна из наиболее распространенных сегодня версий - кулак, это крепкий хозяйственник, который держит все свое хозяйство в кулаке. Но вначале ХХ века больше была распространена другая версия.

Одним из основных способов ( Read more... )

цитаты, СССР, чёрные мифы, сталинизм, история

Leave a comment

Comments 14

krilov_v February 19 2013, 07:25:17 UTC
интересная статья. Прочитал с удовольствием!

Reply


comatsy February 19 2013, 07:56:41 UTC
Я попала на Ваш ЖЖ благодаря ссылке Гоблина.
Тоже с удовольствием читаю. Толково и четко пишите.

Reply

a_slavin February 19 2013, 07:58:45 UTC
Это статья известного военного историка Бориса Витальевича Юлина.

Хорошо написано, да.

Reply

comatsy February 19 2013, 12:32:38 UTC
Да, действительно. Юлин
Ваш ЖЖ - стоящая вещь.

Reply

a_slavin February 19 2013, 12:35:48 UTC
Креаклы с Вами не согласны. :)

Reply


abzads February 19 2013, 09:47:25 UTC
Кстати, да. Посчитал я как-то количество репрессированных по приказу 0044(?), то есть, 1937-38 годов. Один процент с небольшим, если не изменяет память, от населения. При этом говорить, что атмосфера была ужасная и т.п. довольно сложно. Среди некоторых слоёв - да, ужасная, но не для всех.

А по теме статьи могу заметить, что в родном селе отца, в Пензенской области, раскулачили ровно одну семью. Село среднего размера. И неурожай, о котором говорят как о голодоморе, обошёл их места стороной. По воспоминаниям, на трудодни получали достаточно.

Reply


nikitich February 19 2013, 10:52:21 UTC
История про кулака. Непридуманная - это мой двоюродный дядька (двоюродный брат отца):
Доброволец
http://nikitich.livejournal.com/13685.html

Reply


elijahcrow February 19 2013, 21:19:33 UTC
Статья - оправдательная и предвзятая. Да, значительная часть кулаков занималась формально незаконной деятельностью, но раскулачивали и тех у кого была одна лошадь и тех кто просто занимался семейным бизнесом и имел небольшую сапожную мастерскую. Реально вся кампания превратилась в "охоту на ведьм" и в любом случае страдали люди. Безусловно, развитие кулачество привело бы к сложению средних и, возможно, крупных крестьянских хозяйств, с наемными работниками. Неизбежное разорения части крестьянства толкало бы население в города, что в свою очередь, запустило маховик индустриализации, который и без того был бы подогреваем амбициями кулачества (зачем нанимать десяток батраков, когда можно купить трактор, верно?). Но советская власть, как всегда влезла в естественный экономический процесс со своей коллективизацией и раскулачиванием, желанием строить в Москве высотки "как в Чикаго", влезла как слон в посудную лавку, бессмысленно и беспощадно ( ... )

Reply

a_slavin February 20 2013, 04:24:10 UTC
> Статья - оправдательная и предвзятая.

Это мнение специалиста?

Reply

elijahcrow February 20 2013, 06:57:47 UTC
Да, потому что текст очень напоминает политическую агитку и так же далек от реальности как и то мнение о кулаках, которое оспаривает. Кстати, проблема с тем, чтобы давая деньги в рост кулак разорял соседей, попутно эти деньги выбивая, показывает нам, как быстро превращается в бандитский бизнес, который вынужден уйти в тень (достаточно вспомнить хотя бы расцвет мафии во время сухого закона). В действительности, я с одной стороны допускаю, что советская власть не обладала достаточными ресурсами, чтобы поддерживать крестьянство и заменить кулака, вместо него давая зерно в рост, под более выгодный процент и совершенно законно, но вот разрешить давать зерно в рост и установить верхнюю планку процентной ставки было, безусловно, в ее силах. Это конечно, уводит нас дальше в сторону капитализма, хотя и регулируемого. По факту же, история с кулаками и последующей коллективизации - это чистой воды картинка из серии "дикого капитализма". Неспособная составить конкуренцию частному предпринимательству крупный бизнес, находящийся полностью в руках ( ... )

Reply

a_slavin February 20 2013, 10:42:17 UTC
http://tema.livejournal.com/1281645.html

Очень тонко. Обложить собеседника матюгами, а потом заявиться к нему в гости, как ни в чём не бывало.

Здесь таким не рады, прощайте.

Reply


Leave a comment

Up