Сезон 1994 продолжает аукаться Формуле 1 и это было видно по машинам 96 года. Как я уже говорил, в 1996 болиды начали отходить от того, как они выглядели в 80-х а в 80-х чисто внешне болиды Ф1 были этакими истребителями на земле, в 1996 облик немного, но изменился. А никуда не деться, безопасность встала во главу угла, что, наверное, правильно. Для облегчения эвакуации пилота выросли размеры кокпита с 42 до 52 см в ширину и с 65 до 77,5 см в длину. После аварии Хаккинена появились подголовники толщиной 7,5 см, теперь гонщик не должен был стучаться головой об собственный болид. Они правда несколько ограничивали обзор, особенно пилотам с не совсем стандартной посадкой. По иронии это было изобретение МакЛарена и именно Мика его и тестировал, весь прошлый год, правда в аварии он был без подголовника. Выросли боковины вокруг гонщика, теперь у пилота закрыты плечи.
Были и изменения не столь видимые взгляду. Носовая часть болидов теперь является составной частью деформируемой конструкции, расположенной спереди. Болиды, нынче, оборудованы "черным яшиком". Новые требования по крэш-тесту. Появились требования по размерам дополнительных плавников на корпусе, фактически они запрещены.
Для зрителя же самым заметным изменением станет исчезновение пятничной квалификации. По пятницам теперь две тренировки, а квалификация занимает всего один час (по 12 кругов для каждого пилота) в субботу. С точки зрения зрителя это совершенно верное решение. Ну и появилось правило 107%, гонщики должны были находиться в пределах 107% от времени поула, чтобы пройти квалификацию. Правило отсекающее "мобильные шиканы". Правило нужно, ибо число команд сократилось (Pacific вернулся в Ф3000) и иного способа убрать из гонки очередного Делетраза не осталось. А вообще Берни заверяет, что 16 машин на старте вполне достаточно, ему надоели маленькие команды.
А, ну и да, теперь команды не имеют свои стандартные номера, а подучают номера согласно местам в кубке конструкторов.
Медленный вывод Феррари из кризиса, в 1995 показался слишком медленным. Машина вышла похуже, чем в 94, результаты примерно такими же - одна победа, но в 94 Бергер хотя бы взял бронзу чемпионата. Прогресса не было и нужно было что-то менять. Менять решили гонщиков и двигатель. Легендарный двигатель V12 уходит, ему на смену приходит V10 разработанный под руководством Осаму Гото.
шасси Ferrari F310 (648) двигатель Ferrari 046 3.0 V10
шины Goodyear топливо Shell
конструкторы John Barnard, Gustav Brunner, Willem ToetДжон Барнард очень поздно завершил свое последнее творение, F310, коренастый одноместный автомобиль, единственный с носом нюхающим асфальт, что несколько удивляет. Главная особенность машины в движке. V10 от Феррари выдает 760 лошадиных сил при 14 500 об/мин, но на зимних тестах он оказался очень ненадежным. Жан Тодт нацелился пока на две-три победы не более.
1 Михаэль Шумахер, 27 лет*, 19 побед, чемпион мира 1994, 1995
возраст указан на 10 марта 1996 т.е. на первое Гран При сезона в Австралии*
За 25 миллионов Михаэль принес в Феррари свои знания о том, как сделать чемпионскую команду, что у него уже получилось в Бенеттоне. Итальянская пресса и публика от такого не в восторге, ведь он вытеснил из команды плоть и дух Феррари - Алези и Бергера, любимцев публики. Год учебный. Задача перед Михаэлем пока простая - три победы в сезоне, что на одну больше, чем Феррари выиграла за последние пять лет.
2Эдди Ирвайн, 30 лет. одно 3-е место, 12-й в 1995
Наглый северо-ирландец, ещё три года назад прозябавший в японской Ф3000 тоже вызывал вопросы. Он правда в прошлом году смотрелся получше хваленого Баррикелло. Но в Италии то думали что второе место достанется тест пилоту Николе Ларини.
Взяв двойную корону и первый кубок конструкторов Бенеттон оказался с огромной дырой образовавшейся после ухода Шумахера, заполнить которую было очень тяжело. Но есть цель, доказать, что команда может побеждать и без Михаэля. Флавио Бриаторе теперь заявляет, что команда более не британская а итальянская и должна перетащить сердца тиффози от Феррари. Тем более, что любимые гонщики итальянской публики здесь.
шасси Benetton B196 двигатель Renault RS7 3.0 V10
шины Goodyear топливо Elf
конструкторы Ross Brawn, Rory Byrne, Pat Symonds,
Этот, представленный на Сицилии, автомобиль, дальнейшее развитие В195 с новым распределением масс, и новой семиступенчатой продольной коробкой передач.
3 Жан Алези, 31 год, победитель одного Гран При, 5-й в 1994 и 1995 годах
Темпераментный француз, конечно быстр и воинственен. Он активно продолжил в этом году критиковать Феррари, говоря, что та чуть не убила его карьеру и называя себя единственным претендентом на титул в этом сезоне. Правда в зимние тесты Жан выдал плачевные результаты.
4 Герхард Бергер, 37лет, победитель 9 Гран При, 3-й в 1988 и 1994 годах
Старый конь борозды не портит. Для Герхарда это возвращение домой, тут, в Бенеттоне открылся счет его победам 10 лет назад. Австриец нынче очень спокоен, и понимает, что его время ушло. В отличии от Алези он не говорит о борьбе за титул, но хотел бы ещё пару раз подняться на вершину.
Имея лучшую машину в 95 году, Williams был просто раздавлен катком под названием Михаэль Шумахер. Но тандем Шумахер-Бенеттон распался и команда Фрэнка нынче снова в фаворитах.
шасси Williams FW18 двигатель Renault RS8 3.0 V10
шины Goodyear топливо ELF
конструкторы Patrick Head, Adrian Newey, Eghbal Hamidy
Если все остальные подняли-нарастили боковины, то Эдриан Ньюи опустил кресло пилота и получилось более красиво чем у остальных. FW18 радует оптимальными аэродинамическими характеристиками, используя слегка изогнутую носовую часть, укороченные и приподнятые боковые понтоны. На зимних тестах это была лучшая машина.
5
Дэймон Хилл 35 лет, победитель 13-х Гран При, вице чемпион 1994, 1995 годов
Дэймона после прошлого года британская пресса окрестила человеком утопившим Williams. Но британец каким-то образом ещё находит общий язык к сэром Фрэнком и Патриком Хедом. Те все ещё верят в этого британца, показавшего хорошую психологическую устойчивость.
6
Жак Вильнев 24 года
Сын легенды Формулы 1 - Жиля Вильнева, квебекский вундеркинд, имел очень скромную карьеру в итальянской Ф3 и в Японии. Но в Индикаре конечно блистал. Однако мы уже имели одного носителя громкой фамилии, блиставшего в Индикаре но померкшего в Ф1 - Майкла Андретти. Правда в отличии от Майкла, Жак вкалывал на предсезонных тестах как проклятый.
Тест пилотом команды остается провалившийся в Sauber Буйльон.
Ещё один сезон МакЛарена, который лучше забыть. Двигатель Мерседес оказался не сильно лучше с позором изгнанного Пежо. Мэнселл не поместился в кокпит, а закончилось все жуткой аварией Хаккинена. Начались слухи, что Marlboro, не впечатлённая средними результатами команды, хочет полностью переключится на Феррари.
McLaren MP4-11 двигатель Mercedes FO110D 3.0 V10
шины Goodyear топливо Mobil
конструкторы Neil Oatley, Steve Nichols, Matthew Jeffreys
Нил Оутли решил отказаться от развития эксперементального MP4-10 и создал более классческий MP4-11 с удлиненной колесной базой. Поработали и в Мерседесе, их новый двигатель предполагает более широкий спектр применения и более высокую надежность. В его доработке участвовал сам Ален Прост. Ален стал консультантом команды.
7 Мика Хаккинен, 27 лет, три 2-х места, 4-й в 1994
Мика вернулся за руль в феврале и показал, что он вполне здоров, хотя в скорости, пока, несколько потерял. Но на самом деле только реальная гонка может показать, не пошел ли финн по пути Карла Вендлингера.
8 Дэвид Култхард 24 года, одна победа, бронзовый призер 1995 года
С учетом не ясного состояния Мики, большую надежду в команде возлагают на этого, быстро в ней освоившегося, перебежчика из Williams.
В тест-пилотах молодой и перспективный Ян Магнуссен.
Команда по-прежнему частично принадлежала Флавио Бриаторе, но управлялась Томом Уолкиншоу, который владел 50% команды и стремился завершить поглощение, но был разочарован отказом Ги Лижье продать свою небольшую оставшуюся долю без гарантий, что команда остаться во Франции. В итоге Флавио и Том сократили бюджет вдвое. 40 сотрудников уволено, отдел испытаний перебрался на заводы TWR в Британии.
шасси Ligier JS43 двигатель Mugen-Honda MF-301HA 3.0 V10
шины Goodyear топливо ELF
конструктор Frank Dernie, Paul Crooks, Loic Bigois
JS43, придуманный Фрэнком Дерни, представляет собой эволюцию JS41 и поэтому безошибочно похож на Benetton B196
9 Оливье Панис, 29 лет, два 2-х места, 8-й в 1995
После сложного сезона Оливие Панис все же сохранил место в команде, во многом благодаря тому, что на рынке французских пилотов не было никого лучше.10 Педро Динис 24 года, одно 7-е место
В борьбе с чемпионом Ф3000 Винченцо Соспири второе место досталось Педро Динису, принесшему с собой восемь миллионов долларов, молочного гиганта Parmalat, чьим представителем в Бразилии являлся отец Педро. Ну надо отметить, то бразилец провел сносный дебютный сезон в Forti, глупых ошибок не допускал и часто добирался до финиша. По современным меркам он даже дважды финишировал бы в очках.
Джордан снова наступил на те же грабли, что и в 1992 году, поверив, что сделка с заводскими двигателям поднимет команду на новый уровень. Вышло не столь плачевно как с Ямахой, но тоже серенько. Если бы не Канада и вспомнить то нечего. Но в целом обе стороны остались довольны друг другом. А сам Эдди Джордан вытащил удачу за хвост подписав сделку с сигаретами Benson & Hedges, перекрасившими машины в приятные золотистые цвета.
шасси Jordan 196 двигатель Peugeot A12 3.0 V10
шины Goodyear топливо Total
конструкторы Gary Anderson, Tim Holloway, Mark Smith
Это очень интересный и сложный болид с приподнятой носовой частью и боковыми понтонами с двойными воздухосборниками. Сюда также входят подвески, соединенные с мини-цилиндром под давлением, который действует как стабилизатор поперечной устойчивости. Все это должно сделать болид более устойчивым на трассе.
11 Рубенс Баррикелло, 23 года, одно 2-е место, 6-й в 1994
В 1995 Рубенс оказался в тени Эдди Ирвайна, по все видимости так и не отойдя от гибели Сенны и взвалившегося на него звания наследника волшебника. Но Баррикелло быстр, он уже четвертый год в этой команде, пора оправдывать надежды, ибо недовольство им растет
12 Мартин Брандл 36 лет, два вторых места, 6-й в 1992 году
Ветеран и друг Эдди Джордана (они вместе работали ещё в британской Формуле 3) должен был подхлестнуть бразильца, а может быть и перемолоть, как он это почти сделал с Панисом. Это его двенадцатый сезон в Формуле 1 и девятая команда.
В тест пилотах Джани Морбиделли.
Sauber и Ford это какая то случайная связь двух "брощенок", одних бросил Мерседес, других Бенеттон. Поэтому не особо удивительно, что двигатель, год назад сделавший Шуми чемпионом, застрял в середине пелотона. К ситуации обе стороны отнеслись с пониманием, но в 1996 отношения будут более обострены. Форд разработал свой V10, но уже известно, что это все для команды Джеки Стюарта. Зато к деньгам Red Bull добавились денежки малайзийской нефтяной компании Petronas
шасси Sauber C15 двигатель Ford Cosworth JD 'Zetec-R' 3.0 V10
шины Goodyear топливо Petronas
конструкторы Leo Ress, Ian Thomson, Rene Hilhorst
Машина у Лео Ресса вышла некрасивая, но уникальная. Здесь почти ничего нет от С14 - другая аэродинамика, другая коробка. Совершенно новый двигатель Ford-Cosworth Zetec JD V10, который должен развивать мощность 710 лошадиных сил при 15 000 об/мин.
14 Джонни Херберт, 31 год, две победы, 4 место в 1995 году
Это место долго оставалось открытым. Питер Заубер с сожалением отказался от услуг душевно травмированного Карла Вендлингера и вернул в Williams Жан-Кристоф Буйльона. Долгое время туда должен был сесть Марк Бланделл. Но Херберт неплохо показал себя, не смотря на очень нездоровую обстановку в Бенеттоне и даже одержал две победы пускай и случайных. На самом деле Джонни это лучшее предложение из свободных пилотов и за него был Форд.
15 Хайнц-Харальд Френтцен, 28 лет, одно 3-е место, 9-й в 1995
15 очков в 1995 году явно не соответствовали истинному таланту немца. Каким-то чудом Питеру Зауберу все же удалось его удержать, не смотря на большой интерес от более крупных игроков.
1995 год был для команды годом финансовых лишений, какое-то время в команде даже было два рента-драйвера к большой печали Джеки Оливера. С момента ухода в конце 93 года Footwork, Оливер ищет инвестора и все никак не находит. Денег нет даже на смену названия. На 1996 год бюджет есть лишь на первую часть сезона. Но при этом удалось создать состав пилотов и талантливых и со спонсорами.
шасси Footwork FA17 двигатель Hart 830 3.0 V8
шины Goodyear топливо Castrol
конструктор Alan Jenkins, Dave Amey
Алан Дженкис, устав от безденежья уходит в Стюарт и на прощанье выдал вот эту машину. Это эволюция аккуратного и хорошо управляемого FA16 с старым движком от Брайана Харта, которому добавили лошадиных сил. Машина должна помочь продать команду.
16 Риккардо Россет, 27 лет
Очень хотели сохранить Джани Морбиделии, но у итальянца не нашлось денег. А у бразильца немного денег нашлось. В прошлом году Риккардо отлично дебютировал в Ф3000, выиграл гонку в Сильверстоуне и занял второе место, следом за Винченцо Соспири. Но есть нюанс, оба выступали за команду Super Nova, которая попала в настройки. И Риккардо впечатлял не сколько скоростью, сколько стабильностью.
17 Йос Ферстаппен, 24 года, два 3-х места, 10-й в 1994
Йос гораздо больше впечатлил своим коротким отрезком за Simtek, чем за почти полный сезон в Бенеттоне. Бывшему протеже Флавио Бриаторе и главной надежде всех Нидерландов, финансово помогает голландский концерн Philips.
Удивительное время. Только команда Тиррелл сохранила состав из прошлого года. После успешного 94 года, сезон 95 оказался шагом назад и Nokia решила больше не спонсировать команду. Удалось взять немого денег от Korean Air и Morse.
шасси Tyrrell 024 двигатель Yamaha OX11A (Judd JV) 3.0 V10
шины Goodyear топливо ELF
конструкторы Harvey Postlethwaite, Mike Gascoyne,Прошлогодняя машина оказалась слишком сложной. В 1996 Харви Постлетуэйт и его помощник Майк Гаскойн, вернулись к корням - высокий нос, что появился именно у Тиррелл в 1990. Систему подвесок - Гидроник, с которой Тиррелл бился весь прошлый год, тем не менее хотят доработать и вернуть. Болид будет оснащен новым двигателем Yamaha OX11A V10, легким и компактным, мощностью 690 лошадиных сил при 13 800 об/мин. Он также имеет оригинальный продольный редуктор, изготовленный из новых сверхпрочных материалов. На тестах движок показал себя очень хорошо.
18 Укё Катаяма, 32 года, два 5-х места, 17-й в 1994
"Де Чезарис 95 года" - Укё с трудом сохранил своё место и лишь благодаря личному спонсору японским сигаретам Mild Seven и хорошему отношению от Ямахи. А так, его хотели заменить на Бланделла. 96 год может добавить Катаяме определенных проблем, из-за высоких бортов, маленький самурай плохо видит трассу.
19 Мика Сало, 29 лет, два 5-х места, 15-й в 1995 году
Все малочисленные яркие моменты команды в 95 году связаны с молодым финном. В Тиррелле были рады сохранить его у себя, а набравшись опыта Сало может сильно помочь.
Борьба в судах с Флавио Бриаторе из-за контракта с Хондой, увела часть и так не больших финансов. Партнер Минарди Беппе Луккини, решил возродить свою BMS, но в DTM и GT и продать свою часть акций (и одним из покупателей видится, как раз, Бриаторе)
шасси Minardi M195В двигатель Ford Cosworth ED1 3.0 V8
шины Goodyear топливо Agip
конструктор Aldo Costa, Mauro Gennari, Mariano Alperin
Альдо Коста ушел в Феррари и заменить его некем. Поэтому троица инжинеров Габриэле Тредози, Мариано Альперин и Мауро Дженнари привели к нормам 96 года машину года 95. M195 скоростью не блистал, во многом из-за слабого и старого двигателя, оставшегося и в этом году, поэтому есть опасение, что эта машина не уложится в модные нынче 107%
20 Педро Лами, 23 года, лучший результат 6-е место в гонке, 17-й в 1995 году
Способный, быстрый, но порой творящий дичь португалец остался принеся небольшие деньги португальских спонсоров.
Основное финансовое бремя должно было лечь на Таки Иноуэ и его спонсора - производителя автоматов по продаже напитков - Unimat. Но за две недели до начала сезона Unimat, вдруг, отказался от сделки. Поэтому ...
21 Джанкарло Физикелла, 23 года,
Чемпион итальянской Ф3 94 года и тест пилот Минарди, не имеющий денег, временно занимает место Иноуэ, в ожидании более богатых ребят. Он поедет в Австралии и Европе, совмещая Гран При с ITC, а в Южной Америке за руль сядет пилот DAMS в Ф3000, бразилец Тарсо Маркеш.
Тяжелый дебютный сезон испорченный плохой машиной. Главная беда команды, что она строилась вокруг и на деньги Педро Диниса и когда бразилец ушел, стало совсем плохо.
шасси Forti FG01-95B двигатель Ford Cosworth ECA 'Zetec-R' 3.0 V8
шины Goodyear топливо Agip
конструкторы Sergio Rinland, Giorgio Stirano, Hans FoucheНовое шасси было заказано у Джорджа Райтона, но оно будет готово не раньше европейских гонок. Поэтому, пока болид 95 года, в основе которой лежит болид Ф3000 92 года. Машина тяжелая, но зато на ней будет стоять движок, что в 95-м стоял на Заубере.
22 Лука Бадоер, 25 лет, одно 7-е место
Понимая, что если усадить за руль рента-драйверов, в 107% команда точно не уложится, Гвидо пригласил опытных и хороших пилотов. Лука отметился полным не умением смотреть в зеркала заднего вида, но за рулем Минарди он был действительно быстр и лишь невезение да слабый двигатель не позволили приехать в очки.
23 Андреа Монтермини, 31 год, одно 8-е место
Андреа пожалуй главный специалист по командам аутсайдерам. Simtek, Pacific теперь Forti, ему есть с чем сравнить. Правда Гвидо должно было насторожить, что команда, где побывал Монтермини, обычно тут же помирала.
Были, помню времена, когда превью сезона приходилось разбивать на два поста, ибо столько было команд, пилотов что в одну статью все это физически не помещалось. 1996 год пугал небольшим набором команд, столь мало их было, последний раз в 1972 году. Берни все это устраивало, но на самом деле, конечно это было плохо. Со следующей недели Австралия 96.