Написать этот пост меня подтолкнула одна заметка в сети. Сажусь вчера за ноутбук посмотреть почту, хронику, новости, и как-то почти случайно натыкаюсь на вот этот перл:
"Джеймс Кук. Первооткрыватель Австралии". Случайность, думаете? Как бы не так. Просто наберите эту прелесть в поисковике, и увидите, насколько утверждение популярно.
Когда лет 20 назад интернет только начинал свое победное шествие по планете, мы как-то спорили с друзьями о влиянии этого чуда нового века на человечество. Помню, тогда я категорически приветствовал развитие сети. Потому что, как, например, при наличии интернета можно заниматься классической пропагандой? Ведь если тебе кто-то будет говорить, ну, про тот же национализм, всегда можно открыть сайты как "за", так и "против", и дальше воля и право индивидуума принимать чью-то сторону. Сегодня можно утверждать, что сеть никак не приближает нас и некой абстрактной истине. А наверно, отдаляет. Ведь интернет не только порядково увеличил объем доступной информации, катастрофически падает ее качество. Точнее не так, сегодня добраться до информации качественной становится все труднее из-за огромного объема информационного мусора.
Что ж про Австралию?... Первое документальное свидетельство появления европейцев на Австралийском континенте - запись в судовом журнале корабля голландской Ост-Индийской компании
"Дюфкен" (Duyfken). В 1606 году капитан Виллем Янзон бросил якорь у северных берегов континента в заливе Карпентье.
Виллем Янзон (Willem Janszoon)
Я говорю именно о документальном свидетельстве, потому как споры о первенстве открытия среди историков идут до сих пор. На некоторых морских картах некая большая земля на месте материка появилась лет за 50 до Янзона, но источник этой информации, увы, сегодня не известен, но точно известны примеры фантазий средневековых картографов. Чуть позже Янзона к восточному побережью подошел испанец Торрес, в честь которого назван Торресов пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Потом были еще несколько голландцев, португальцы, еще испанцы... А Джейс Кук добрался до Новой Голландии, как тогда называли континент, лишь в 1770 году. Что, вообще-то, не умаляет заслуг капитана Кука, но... "истина дороже".
И еще. В 1999 году австралийцы воссоздали корабль Янзона, и сегодняшний "Дюфкен", можно сказать, один из самых успешных проектов постройки и эксплуатации реплик исторических парусников.
За 15 лет корабль прошел несколько десятков тысяч миль, включая трансокеанские переходы. Вот как, для примера, "Дюфкен" встречали в Голландии в 2002 году.
И размышлизм в заключение... Не понимаю, куда смотрит регистр судоходства Австралии, выпуская такой кораблик в океан? Вот наши-то молодцы, не дали ходу самозванцам с
русской реплики фрегата "Штандарт". Правда капитан фрегата Володя Мартусь наплевал на чиновничьи запреты, но зато честь мундира, понимаете ли...