Вчера за один день встретил в море срезу три больших парусника, стоящих на якорях. И все - в каком-то смысле живые легенды. Для меня лично это было похоже на чудо. Я как завороженный крутился на яхте вокруг них, с восторгом и прыгающим в груди сердцем.
Но прежде, чем показать их, цитата из моего любимого Гончарова "Фрегат Паллада". Считайте это эпиграфом:
... путешествовать с наслаждением и с пользой - значит пожить в стране и хоть немного слить свою жизнь с жизнью народа, который хочешь узнать: тут непременно проведешь параллель, которая и есть искомый результат путешествия. Это вглядыванье, вдумыванье в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа или одного человека, отдельно, дает наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь. Недаром еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие.
Прежде всего, позвольте представить: знаменитый
клипер "Штад Амстердам", собственной персоной.
Говорить и писать ничего не буду, давайте просто обойдем его вокруг.
Другой корабль из вчерашних встреч -
шхуна "Сэр Роберт Пауэл", стояла на якоре неподалеку..
Еще крутанемся да поразглядываем...
И третья встреча - чешский парусник
"Ла Грэйс", реплика корабля XVII века чешского капитана Августина Германа.
Сделаем еще кружок.
Спасибо, что досмотрели. А теперь - к чему я Гончарова вспомнил. Так уж совпало, что вчера же получил письмо от Владимира Мартуся, капитана
фрегата "Штандарт". Приведу фрагмент (надеюсь, Володя не обидится, поскольку дело скорее общее, многих касается):
Итак, вкратце погружаю в проблему:
"Штандарт" не может получить одобрение Морского регистра (класс) уже в течение долгого времени. Сплетаются разные причины: технические (Штандарт деревянный (уже нет правил для деревянных судов), парусный (нет опыта у Морского Регистра по наблюдению за такими судами (к слову, у Крузенштерна, Мира и Седова по документом парусов то нет. они просто "суда специального назначения")).Кроме того, накладываются личные мотивы конкретных сотрудников (мы в свое время воевали с Ространснадзором и даже выигрывали дело в суде о защите деловой репутации. Тогда чиновник обозвал корабль "грудой гнилых дров", за что и поплатился).
По ситуации на сегодня, с учетом принятого постановления о надзоре за спортивными парусными судами, мы пытаемся подать Морскому регистру Штандарт как спортивную яхту, с экипажем до 40 человек. Встречаем противодействие (типа, обоснуйте зачем 40 человек) и другие кляюзные поводы. Будем давить их дальше интеллектом (тем более что правила для спорт.судов настолько "простые" по исполнению, что фактически корабль соответствует прописанным в этих правилах нормам).
Ну вот как-то так.
Ну вот скажите на милость, за что же нам так? Что за напасть на русского морского человека? Почему "Штад Амстердам" воспринимается в Голландии не как частный бизнес-проект заинтересованных лиц, а дело национальной гордости? Почему чехи, создавая свою реплику, преследовали цель "воссоздание морской истории Чехии" (вот так, ни много ни мало! это с их сайта") и получили поддержку на разных уровнях и (главное!) национальный флаг на корму, а наш "Штандарт" - не "соответствует"? Почему в России морякам в разные эпохи и времена, помимо чисто морских препятствий, приходилось еще преодолевать препятствия "человечесике"? Понимаю, что ответов на эти вопросы можно так и не найти, но что делать, если они все-равно всплывают в башке?