Oct 28, 2013 11:40
Понял доктор, доктор Фауст
Старый добрый молодец
Служит дедушкой нам хаос,
Если космос наш отец.
* В. Бутусов (Черный пудель)
Сначала пришел Гесиод и сказал, что посетила его муза и сообщила, что все произошло из хаоса. Хаос для Гесиода был не тот, что для нас. Мы думаем, что это - беспорядок, но не так думали древние. Для них хаос был дырой, пустотой, бездной. Пропасть между двух утесов. И как из этого может что-либо произойти?! Тут Гесиод перегнул палку.
Не вынесли этого досократики, и порешили так: толи Гесиод сбрендил, то ли муза. Придется ответить: из чего все произошло? Не оставлять же этот бред без ответа. И сказал тогда Фалес, что все из воды. А какие Ваши доказательства - вопросили остальные. Из огня, воздуха, бога и атомов - поступили предложения. На всякий случай, разделили они вопрос на две части. Космогонию или откуда все пошло, и космологию - как все устроено?
И долго бы еще бодались досократики, если бы не пришли софисты и не заявили - человек есть мера всего. Нету никакой истины, а правда только то, в чем мы можем убедить обывателя. в общем - все относительно. Эта мысль была проста и застряла в головах надолго. Вы и сейчас можете ее встретить, достаточно подставить вместо слова "человек" слова "общество", "класс" или "нация".
И забыли тогда люди вопрос первого принципа - архе, и стали упражняться в риторике. Звуки риторики и пелопонесские войны разбудили Сократа, а он развернул широкую контрагитацию среди юношей Афин. Что есть хорошо, вопросил Сократ, И потребовал софистов к ответу. Те, по-неразумности, бросились отвечать, и были посрамлены. В пылу дебатов Афины порешили Сократа. Но разбудили Платона.
Хитроумный Платон, смекнул, что философия - дело опасное и стал изъясняться диалогами. Типа и вашим и нашим, - все со слов третьих лиц да свидетелей. но софистов он не любил. И дабы им насолить укрепил речи Сократа понятием формы - она же идея, она же морфа, она же вечное. С таким онтологическим канделябром софисты не справились, слились и отошли в оборону. Многие сгинули, но не без следа, ибо заразили они Платона презрением к вопросам природоустройства(физике) или мнениям людским(доксе). Только эпистема, вечное знание - наш рулевой провозгласил Платон и ушел в это самое ... вечное.
Платон назначил родственника своего смотрителем Академии. И зародил обиду в ученике своем прилежном Аристотеле. Так говорили многие. Но надобно учесть и то, что Аристотель был в Афинах лимитой. Приехал он из далекого Стагира, и не владеть ему афинской недвижимостью ни при каком раскладе. Даже Лицей ему потом купили на чужое имя и управлял он им по доверенности. Не светила ему платоновская Академия, как он не старайся. А злые языки - они и в Афинах злые языки. Короче, то ли обида была крепка, то ли Аристотель своим умом был крепок, но решил Стагирит положить конец этому базару, и сказал: Нет никакой вечной формы вне материи - это раз(хайло-морфизм). Откуда все пошло и куда все катится - есть вопросы бесконечной рекуренции-это два. А поскольку нет никакой бесконечности - то там Бог. А вам дети мои, сказал Аристотель, подарок - научные дисциплины: физика, логика, биология и тд. Изучайте их прилежно и не посрамите меня древнего.
Но дети, понятное дело, посрамили. Как же нам жить дальше, вопросили дети. И первым был Эпикур. И создал он Сад, где птички, водка и бабы. Сначала на Лесбосе потренировался, а потом и в Афины перебрался. А поскольку птичек, водки и баб на всех не хватало, то философская братия давай его клеймить. Кто во что горазд. Так и началась греко-римская школа моралистов. Но это уже другая история и об этом в следующий раз, если время будет.
Древние греки писали философию в камне, чтоб надолго. И остались нам четыре буквы: Академия(это где Платон), Лицей (это где Аристотель), Заваленка (Стоя - по гречески, это где стоики и примкнувшие), и Сад (где Вы сами помните кто).