Часто приходится слышать от представителей Господствующего исповедания, о так называемом "чуде схождения благодатного огня у Гроба Господня"-что, дескать, этот огонь, сходит ежегодно, по молитвам их, "православного" патриарха, чем последние весьма кичатся, и пытаются делать на этом, далеко идущие выводы об истинности своего вероисповедания, хотя совокупность остальных, вполне очевидных фактов, говорит прямо об обратном!
Между тем, ещё профессор Николай Дмитриевич Успенский, бывши на тот момент преподавателем ЛДА, в своей актовой речи, произнесенной им 9 октября 1949г.,перед Ученым Собранием Совета Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, открыл с полной откровенностью, настоящую правду об этом "чуде", вернее же сказать, о том, как это "чудо", ежегодно происходит в настоящее время,приводя в своём докладе цитату из дневников преосв. Порфирия Успенского о его разговоре с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания святого огня. Цитируя эти дневниковые записи преосв. Порфирия от 1853 года, он говорит буквально следующее: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».
Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед всё возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы».
Мы же можем согласиться с объяснением митрополита Вифлеемского Дионисия, «что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного», и к этим словам наместника иерусалимского патриарха добавить от себя, что для нас этот огонь есть, был и будет священным еще и потому, что в нем сохраняется древнехристианская и вселенская традиция; традиция, связанная с верой во Христа, как света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего и мир (Иоанн 1:9); традиция, с которой христиане завершали каждый день своей жизни, а многие, как св. Макрина, переходили и в жизнь вечную; наконец, традиция, голос которой мы слышим до сего дня в словах «видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога», и о которой не перестает напоминать нам церковь, всякий раз, когда священник, стоя во святых вратах с горящим светильником, возглашает нам: «Свет Христов просвещает всех».
Вот так, - «благая ложь»! Которая «была, есть и будет»! Что это, и как понимать?
Ведь известно, что благими намерениями дорога в ад вымощена.На мой взгляд, вышеописанное-лишь очередное и дополнительное доказательство того, как далеко отошло современное "православие" от Православия истинного, и как остро ощущается в нем, его внутренняя духовная пустота, если для подтверждения своей "истинности", ему (этому самому "православию"),приходится изобретать такие инсинуации!...
Сказанное здесь, полагаю, ни коим образом, не следует понимать, как отвержение самой возможности того, что само это чудо, могло иметь место в древности, при настоящем Православии, и полном благочестии; но то, что сейчас, в дни обладания Гробом Господним, троеперстниками,-это несомненно именно так, как описано здесь,-полагаю, любому добросовестному и непредвзятому читателю, это вполне очевидно!...
Все повествование целиком, на эту тему, можно найти здесь:
http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm .