Где-то на рубеже конца девяностых-начала двухтысячных годов, попалась мне на глаза статья, в которой на мой взгляд, достаточно убедительно, аргументированно, с привидением цитат из архивных документов,и исторических справок, было доказательно рассказано об истории того, как неизвестные останки, найденные в питерской ВМА, были объявлены, без весомых на то доказательств, в Господствующей церкви, вновь обретенными мощами преподобного Александра Свирского, утраченными в революцию, в ходе компании по изъятию мощей.
По прошествии с тех пор, достаточно длительного времени, несколько лет назад, мне пришлось как-то ознакомиться с брошюрой, изданной уже самой Господствующей церковью на туже тему: каково же было мое удивление, когда никаких убедительных фактов, свидетельствующих в пользу версии о том, что найденное в ВМА тело, действительно является мощами преподобного Александра, я там не нашел! В официальной версии, изложенной в брошюре,было очень много достаточно эмоциональных, восторженно-экзальтированных утверждений инокини Леониды (Сафоновой), непосредственно занимавшийся вопросом поиска мощей, которые однако, не были подтверждены там, практически никакими объективными доказательствами. Аргументы приводимые ею, в пользу той версии, что найденное ею, неизвестное тело, действительно является искомыми мощами, сводились примерно к следующему: мощи всех известных святых, на тот момент, были уже найдены, следовательно, не поддавшееся тлению тело, которое она нашла в ВМА, не могло быть, по ее мнению, ни кем иным, кроме как мощами преподобного Александра Свирского (?!). Далее следовало описание различных чудес, якобы происходивших от найденного ею тела, которыми, как я полагаю, составители брошюры,и расчитывали окончательно убедить всех, в правоте своей версии по данному вопросу...
И вот, совсем недавно, мне попалась статья, местного саратовского журналиста Александра Крутова, опубликованная им в местном журнале "Общественное мнение", в цикле статей, под общим названием "Саратовская епархия: люди, годы, грехи", в июне прошедшего, 2014 года, в которой воспроизводились,в еще более подробном и развернутом виде,те аргументы по данному вопросу, с которыми я ознакомился на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В виду актуальности данной темы, и того, что даже многие наши христиане, в своей простоте, и неосведомленности в данном вопросе, верят патриархийной версии на данную тему, а иногда даже и ездят на поклонение этим "мощам", я и решил разместить на своей странице, несколько выдержек из вышеупомянутой статьи, чтобы факт этой фальсификации стал для всех разумных людей вполне очевидным:
"... Анатомический препарат под названием «мумифицированный труп мужчины» стал предметом одного из наиболее вопиющих и безобразных скандалов, имевших место в РПЦ в новейшее время. Скандал этот связан с идеологической провокацией, жертвой которой стал предыдущий глава РПЦ патриарх Алексий II. Предстоятель РПЦ был поставлен в условия, когда под видом мощей преподобного Александра Свирского облобызал мумию безродного уголовника. В свою очередь, питерские «святые отцы» предварительно получили эту мумию в собственность из фондов одного государственного военного музея. Как станет понятно из дальнейшего рассказа, руку к данной афере приложило и тогдашнее руководство военно-медицинской академии в Петербурге. Офицеры российской армии не просто передали церковникам государственную собственность из своего анатомического музея, но и обставили это как «возвращение церкви мощей преподобного Александра Свирского».
Причем когда это все происходило, как церковным, так и светским историкам было прекрасно известно, что мощи преподобного Александра Свирского были уничтожены еще в 1919 году. Этот факт тогда же был документально зафиксирован. Вот что пишет об этом Александр Мусин:
«19 сентября 1919 г. в Лодейном поле побывал Б.Н. Молос, сотрудник отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины, который сообщил следующее: выясняя судьбу мощей преподобного Александра Свирского, я узнал, что 13 марта 1919 г. председатель губчрезвычкома Кантер попросил лодейнопольский исполком уничтожить, т.е. сжечь и зарыть в землю (выделено Мусиным.-Авт .) остатки так называемых мощей, приписываемых Александру Свирскому, дабы избежать паломничества темных крестьян к кучке полуистлевших костей, что тотчас и было исполнено (выделено Мусиным.- Авт.).
Весной 1998 года исполняющим обязанности настоятеля Александро-Свирского монастыря был назначен игумен Лукиан (Куценко). Поиски привели игумена в фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии военно-медицинской академии, где им был найден труп неизвестного мужчины идеальной сохранности. Его отличали брахицефальный антропологический тип, обрезанные гениталии и срезанные подушечки пальцев рук, что было характерно для уголовно-воровской среды 1920-30-х гг. Как уже отмечалось, состояние найденного тела отличалось от состояния мощей, зафиксированных монастырским актом 1918 года, а его владелец явно не принадлежал ни к Церкви Христовой, ни к средневековым новгородцам. Однако это не смутило игумена, а привлеченная им старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН кандидат биологических наук Ю. Беневоленская 17 июля 1998 года выдала заключение, что «исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам», к которым якобы и принадлежал преподобный, будучи родом из Юго-Восточного Приладожья. Другой сотрудник игумена, кандидат биологических наук инокиня Леонида (Сафонова) изначально скрыла обнаруженный ею документ, свидетельствующий об уничтожении мощей в 1919 г.: в официальном рапорте митрополиту он не присутствовал. Но подтверждается архивными документами и якобы имевший место факт отправки мощей в Петроград и передачи их в ведение Наркомздрава 31 января 1919 г., на чем настаивают почитатели и апологеты фальсификата, которые таким образом пытаются оправдать подлог, допуская, что «отправка» останков в Петроград спасла их от уничтожения 13 марта 1919 г. и привела к тому, что они оказались в музее ВМА.
Однако все это не остановило предприимчивого игумена: было объявлено, что открытые им мощи начали «мироточить». После этого Лукиан, ссылаясь на «приближение отпускного периода», не уведомив петербургского митрополита Владимира (Котлярова), 28 июля добился от начальника ВМА Ю. Шевченко передачи тела. Акт был подписан начальником кафедры полковником И. Гайворонским, майором Д. Старчиком, капитаном Г. Нечипоруком и доцентом М. Твардовской. Среди заключений экспертов, на которые ссылался акт, фигурировало имя В. Ковалева, выступавшего категорически против предлагаемой идентификации. Акт сообщал, что «анатомический препарат «мумифицированный труп мужчины» может быть идентифицирован как искомые мощи. Анатомический препарат попал в музей в 1930-е гг. и мог быть передан сюда правоохранительными органами.
Лишь 30 июля, получив в свое распоряжение тело, устроив ему торжественную встречу и раструбив о случившемся по всей России, Лукиан отправил соответствующий рапорт митрополиту Владимиру (Котлярову). В тот же день, не вникая в обстоятельства дела и не принимая во внимание только что принятое Определение Синода об обязательном освидетельствовании святых мощей епархиальной комиссией, митрополит подписал резолюцию: «Благословляется совершение молебнов у раки с мощами преподобного Александра Свирского». 16 августа 1998 г. в Петербурге побывал патриарх Алексий (Редигер), которого митрополит тут же повез прикладываться к «мощам». Только после того, как предстоятель церкви поцеловал неизвестного, присутствующий здесь митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) задал вопрос, создавалась ли епархиальная комиссия. Такая комиссия была спешно создана в сентябре 1998 года. Ее председателем был назначен ректор Петербургской духовной академии епископ Константин (Горянов), медик по образованию, который, осмотрев мощи, не отметил никаких фактов мироточения, но отметил факт обрезания и впоследствии рассказал о чувстве физической тошноты, охватившей его при виде «анатомического препарата». Уже после первого заседания, в октябре 1998 года, комиссия прекратила свое существование, поскольку ее выводы однозначно опровергали подлинность мощей. Тело было по-тихому отвезено в Александро-Свирский монастырь. Однако в январе 2001 г. митрополит Владимир (Котляров) подал патриарху рапорт об утверждении дня празднования второго обретения мощей. 29 января последовала патриаршая резолюция: «Благословляется совершать празднование второго обретения мощей пр. Александра Свирского 17/30 июля». После того как патриарха заставили поцеловать неизвестное тело, судьба тела была решена: признать, что патриарх и тысячи верующих прикладывались к лжемощам, было невозможно». (Мусин А.Е. Церковная старина в современной России, 2010. с.406-408).
Александр Мусин специально подчеркивает, что еще осенью 1918 года подлинные мощи Александра Свирского были обследованы и описаны монастырской комиссией. Произошло это после вскрытия раки самими монахами и незадолго до изъятия мощей органами советской власти. Акт монастырского освидетельствования был датирован 5 октября 1918 года. А его содержание дошло до нашего времени благодаря тому, что этот документ был переписан протоиереем Николаем Чуковым, тогдашним благочинным Олонецкой епархии, впоследствии ставшим митрополитом Ленинградским с именем Григорий. Содержание акта монастырского освидетельствования однозначно указывает, что с момента первоначального обретения в 1641 году тело подверглось существенному разрушению. То есть, если руководствоваться классификацией Георгия Федотова, мощи преподобного Александра Свирского оказались «частично тленны». Как пишет Александр Мусин, «за 300 лет останки претерпели серьезные разрушения: упали ребра грудной клетки, а пальцы ног и кости стоп рассыпались». (Цит. издание. с.405).
Иными словами, на момент обследования монастырской комиссией мощи преподобного Александра Свирского не только не сохранились в состоянии мумии. Они не сохранились даже в виде полноценного скелета. Точнее, у скелета отсутствовали стопы ног.
Ваши ноги пахнут ладаном…
В 2012 году, спустя два года после выхода книги Александра Мусина «Церковная старина в современной России», организаторы «вторичного обретения» мощей преподобного Александра Свирского решили дать информационный отпор своему оппоненту. А поскольку тот - ведущий научный сотрудник института истории материальной культуры РАН, то и ответу был придан наукообразный вид: 10 августа 2012 года на православном сайте «Русская народная линия» появилась статья Людмилы Ильюниной «Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы)». В ней довольно подробно и в лицах расписывалась хронология трагифарса, случившегося в Петербурге 14 лет назад. Приведу выдержку из этой статьи:
«При первом обретении мощи обильно мироточили с сильным благоуханием. Также было и при втором обретении, и продолжает быть. Мироточение началось в рентгеновском кабинете городской судебно-медицинской экспертной службы и продолжалось все четыре месяца во время пребывания мощей в санкт-петербургском храме св. мучениц. Мироточили особенно ноги преподобного (подчеркнуто мною.- Авт.). Этим мироточением святой Александр показывал нам, что это он и что он готов уйти из рентгеновского кабинета, но… эксперты еще не закончили свою работу. «С какой радостью, получив такое «говорящее» подтверждение истинности мощей от самого преподобного, и одновременно с тяжелым сердцем покидали мы «экспертную службу»: ведь мы уезжали, а святой опять оставался там»,- вспоминает настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Лукиан. Это было 14 июля. А конца мытарства мощей по лабораторным столам не было видно. Но все вдруг быстро поменялось…
Уже 17 июля 1998 года, в день захоронения царских останков - по мнению правительственной комиссии, или просто «екатеринбургских останков» - по мнению других, молитвенник за царей снова пересекал город (за час до начала похорон). По экстренному требованию ВМА он снова возвращался в этот день в музей анатомии, теперь, как оказалось, уже с тем, чтобы 30 июля уйти, наконец, в храм Божий. 28 июля начальник академии, член-корр. РАМН Ю.Л. Шевченко, верующий человек, ознакомился с результатами освидетельствования. После чего он принял решение - отдав должное Божиему знаку подтверждения истинности мощей - мироточению, подписал указ о передаче мощей преп. Александра Свирского православной церкви.
Утром 30 июля по благословению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятель монастыря Александра Свирского иеромонах Лукиан принял мощи святого Александра из ВМА, где они пребывали долгие 80 лет. В тот же день святыня была внесена в храм св. мчц. Веры, Надежды, Любови и Софии и помещена в раку. При возвращении мощей не было помпезной встречи и крестного хода. Когда думаешь о возвращении святых мощей преподобного Александра Свирского в храм, то невольно приходит на ум, что именно так всегда является благодать от Господа. Тихо, кротко, смиренно.
Святейший патриарх Алексий приехал поклониться вновь обретенным мощам св. Александра 16 августа 1998 года, через две недели после возращения мощей церкви. Через месяц мощам поклонялись члены Святейшего Синода».
Пожалуй, стоит напомнить читателю, что в момент опубликования этих благостных строк бывший начальник ВМА Юрий Шевченко оказался в центре судебного скандала, связанного с лишением его элитной квартиры в центре Москвы. Бывшему министру здравоохранения России (каковым Шевченко стал в июле 1999 года) и отставному генерал-полковнику медицинской службы пришлось стать ответчиком по иску некой дамы, представлявшей интересы генеральского соседа снизу - патриарха Всея Руси Кирилла. Правда, словосочетание «предстать в качестве ответчика» применительно к данной ситуации - некоторое преувеличение. По сообщениям прессы, в момент начала процесса Шевченко находился едва ли не при смерти, поэтому не имел возможности лично являться в суд. Тем не менее, данное обстоятельство не остановило истицу, проживавшую в патриаршей квартире. Согласно версии истцов, известный всей стране медик в ранге академика РАМН производил в квартире нечто и вел антисанитарный образ жизни, в результате чего в его квартире образовывалась «нанопыль». Летящая сверху, она нанесла непоправимый ущерб ценнейшей мебели предстоятеля РПЦ, оцененный в 20 миллионов рублей. В качестве достойной компенсации истцы настаивали на передаче в их собственность квартиры умирающего генерала. Данный процесс широко освещался в СМИ.
Единственная версия, объяснявшая мотивы людей, затеявших это судебное разбирательство,- исключительно материальные устремления главы РПЦ. Якобы патриарх Кирилл попросту вознамерился превратить свою московскую квартиру в «двухуровневую» путем присоединения жилплощади соседа. Иных предположений в то время, насколько могу судить, не выдвигалось.
И вот теперь, когда вскрылась истинная роль бывшего начальника ВМА в афере с лжемощами преподобного Александра Свирского, уместно вспомнить, что в этой истории поучаствовал тогдашний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Ему, как постоянному члену Священного Синода РПЦ также пришлось лобызать безродную мумию, которую отдал церковникам генерал-полковник Шевченко. В 1998 году церковное руководство даже наградило генерал-полковника Юрия Шевченко орденом святого благоверного князя Даниила московского II степени."
Резюмируя сказанное выше, автор далее пишет следующее:
"... Алексий II вынужден торжественно облобызать мумию неизвестно кого. После через ритуал целования «мироточащих мощей» прошли все члены Святейшего Синода. В интернете можно найти множество фотографий, связанных со вторичным обретением мощей преподобного Александра Свирского. На них прекрасно видно, что из лежащего в раке тела на всеобщее обозрение выставлены только неплохо сохранившиеся ступни ног и рука, якобы принадлежащие святому. Да, это те самые «мироточащие» и благоухающие ноги, которые, согласно составленному осенью 1918 года акту обследования монастырской комиссии, полностью разрушились и обратились в прах. ..."
Свое повествование, об этой пикантной истории "обретения мощей", автор заканчивает следующей фразой:
"...Информация об этом скандале разошлась в церковных кругах и даже, как видим, стала предметом популярных публикаций. ..."
Цитаты заимствованы из:
http://om-saratov.ru/publikacii/24-June-2014-i12311-saratovskaya-eparxiya-ludi-god.
Таковы беспристрастные, на мой взгляд, факты истории этого подлога: а о том, что это именно подлог свидетельствуют документы, и множественные доказательства. Данная тема, как мне кажется, на прямую пересекается с публикацией "Украшение мощей в Европе" (
http://mu-pankratov.livejournal.com/331066.html), которую разместил недавно у себя в журнале
mu_pankratov, в том смысле, что как Папство, отпав от Церкви, и пережив, прежде всего, вследствие этого, глубокий духовный упадок в эпоху Средневековья было готово на подобные явные подлоги , так и нынешнее официальное "православие", переживает ныне, на мой взгляд, аналогичный период, в наши дни: даже признаки этого упадка, как видно из упомянутой публикации, весьма похожи!...
Впрочем, я постарался лишь изложить факты, судить же о них - читателю.