Летний вариант двухнедельного снегоступного соло по Канадским Скалистым горам. Часть II.

Oct 22, 2013 17:54

Второй одиночный поход по Скалистым горам в июне 2013. Наводнение, перевалы, ледники, эвакуация на вертолёте, горные козлы, медведи-гризли и дикобразы. (Первый зимний поход: http://a-podkorytov.livejournal.com/578.html)

Вторая часть, продолжение.
Первая часть рассказа: http://a-podkorytov.livejournal.com/1232.html

После пещер я ещё немного задержался на небольшом прикольном озерце на склоне.

Озеро с видом на перевал Opabin pass. Yoho National park. British Columbia. Canada.Дождь продолжал идти. Это была отличная возможность протестить новую снарягу в виде самосбросов Gore-Tex и приличной waterproof ветровки. Я ими остался очень доволен, они были действительно waterproof. В отличие, например, от дешёвых якобы мембранных ветровок Bolik, которые быстро промокают (есть у меня такая). Ну, а сохранить ноги сухими в таких условиях, думаю, невозможно (вариант сапог не рассматривается ввиду использования кошек и снегоступов). На руках весь день были флисовые перчатки, которые давно были мокрыми, но при активном движении всё равно не давали рукам замёрзнуть.
        Спустился к озеру Opabin Lake. Следы медведя к тому времени свернули в сторону. Мужики, видимо, прошли непростые, т.к. следы вели по самой кромке озера. Поскольку всё таяло, текло и проваливалось, мне не захотелось испытывать судьбу, провалиться в снегоступах и с рюкзаком в воду - это было самым последним, чего мне тогда хотелось. Пришлось обходить озеро с другой стороны. Мне потом рассказали, что за несколько дней до моего прохода на перевал со стороны озера Lake O’Hara ходили в тренировочный выход местные спасатели. Именно их следы я видел, спускаясь с перевала.

Камню, летящему в пропасть, есть много причин не достичь дна(с)
        Ниже озера Opabin Lake появились таблички и можно было угадать тропу. Начиналась зона комфортного туризма, до лагеря оставалось километра 3-4. Правда, тропа была бесполезной, т.к. всюду был мокрый снег и текли ручьи. Поскольку все ямы были скрыты снегом, безопаснее было идти в снегоступах - по траве, по ручьям, по снегу и камням. Хорошо помню, как подумал, что снегоступы в тот момент правильнее было бы называть не snowshoes, а snow-water-shoes. Шёл просто напрямик, т.к. никаких сухих или сколь бы то ни было удобных вариантов пути не было. Окружающие условия были настолько необычными, что хотелось задержаться там подольше, чтобы посмотреть и поснимать. Но после двух перевалов я был вымотан и хотел поскорее добраться до лагеря. Я успокаивал себя мыслью о том, что у меня будет ещё 3 следующих дня, чтобы поснимать и побродить. Что могло помешать мне это сделать? Практически - ничего. Ну, разве что, прилетел бы вертолёт и забрал меня оттуда. К сожалению, получилось именно так. Так что, на будущее я зарёкся - если видишь что-то нереально крутое - бери\иди\смотри\фотографируй, не надеясь на следующий день. Потому что на следующий день может случиться совершенно немыслимая и неожиданная хрень, которая изменит планы и которую невозможно предугадать.
        На спуске всё меньше становилось снега, а тропа становилась действительно тропой. Последние несколько сотен метров спуска к озеру снега не было вообще. Правда, у озера была очередная неприятность. Тропа, набитая и ровная, проложенная по берегу, была полностью затоплена водой, примерно по щиколотку или глубже, озеро вышло из берегов. Сначала я пытался идти выше по лесу параллельно тропе, но там было ещё хуже - в озеро впадало множество ручьёв, которые были ещё глубже, поэтому под конец я тупо шлёпал по воде. В районе коммерческих домиков сидели два парня, я спросил тропу к палаточному лагерю. Они посмотрели на меня с некоторым удивлением, но тропу показали.

Палаточный лагерь на озере Lake O'Hara. Yoho National park. British Columbia. Canada.Поскольку условия посещения озера Lake O’Hara особые, то и палаточный лагерь там не совсем обычный. Для приготовления пищи там есть два домика с печью. Уже по темноте я добрался до лагеря, поставил палатку на ближайшей к домику площадке. В лагере никого не было, что меня немного удивило. Я поужинал и примерно до 02-00 часов ночи сушился и грелся возле печки.

Наводнение. Эвакуация.
        Утром я проснулся в районе 8, но ещё долго валялся, т.к. был уставший, но довольный проделанной в предыдущий день работой. Примерно в 11-30 меня разбудил женский голос. Я вылез из палатки и увидел тётку в специальной форме с рацией, сотрудницу национального парка. При регистрации в визитор-центре я специально не сказал, как именно хочу после ночёвки в долине Paradise valley попасть на озеро Lake O’Hara. Очевидный путь, которым туда попадают обычно - это 11 км от шоссе на специальном автобусе. Мой же путь лежал через 3 перевала, которые по снежным условиям ну никак не проходятся без ночёвки, поэтому меня бы на такой маршрут официально точно не выпустили (палаточных лагерей на маршруте нет). Тётка с удивлением спросила, как я туда пришёл. На своём телефоне она показала мне видео, где довольно бурная река пересекает размытую дорогу, по которой раньше ходил специальный автобус. Именно поэтому я оказался в лагере один - остальные рассчитывали на автобус и не смогли добраться. От тётки я узнал много нового и интересного. Оказалось, что в то время был пик наводнения в Скалистых горах, трансканадское шоссе №1 (крупнейшая транспортная артерия, соединяющая через Скалистые горы западное побережье с восточной частью страны) было закрыто, несколько мостов в районе города Кэнмор (Canmore) были смыты, город Калгари затоплен, часть населения эвакуировали, дорога на север в сторону города Jasper закрыта, шоссе №1 в сторону Ванкувера открыто, но поскольку из Калгари трафика не было вообще, машин на шоссе практически не было. Добраться до Калгари, например, в аэропорт можно было через какой-то нереальный крюк на север километров в 400. Так что условия, которые я видел в предыдущий день при спуске с перевала, были действительно уникальными. Такого наводнения в тех местах никто не помнил.
        Администрация национальных парков Banff и Yoho (озеро Lake O’Hara находится в парке Yoho) решила эвакуировать всех туристов из палаточных лагерей, доступ к которым оказался отрезанным наводнением. Так что, говорит, собирайся, дружище, улетаем с тобой на вертолёте. Я говорит, вообще случайно сюда зашла, просто на всякий случай, т.к. была уверена, что никто сюда прийти не мог из-за затопленной дороги. Нужно было только дождаться ещё несколько тёток, которые жили в коммерческих домиках на берегу и которых тоже надо было забирать на вертолёте. Я рассказал ей, что пришёл через перевалы - она довольно сильно впечатлилась, сказав, что это просто круто, не говоря уже о таком прохождении по снегу в период наводнения. После этого я попытался съехать на том, что после такого прохождения я уж точно в состоянии просидеть несколько дней в лагере, что у меня есть вся необходима снаряга и полно продуктов. Это не всё не работало, она настаивала, что мы улетаем. То есть, никаких явных причин для эвакуации не было. Просто, администрация парка таким образом подстраховывалась. Ссориться с парком мне не хотелось, поэтому пришлось собирать палатку. Мы дошли с тёткой до её домика на берегу, она любезно угостила меня горячим чаем и апельсином, потом вернулись другие тётки, и мы пошли к вертолётной площадке.

Эвакуация туристов во время наводнения. Район озера Lake O'Hara. Yoho National park. British Columbia. Canada.

Палаточный лагерь на озере Lake O'Hara. Вид с вертолёта. Yoho National park. British Columbia. Canada.Я попал во второй рейс. Это был мой первый полёт на вертолёте. Интересно. Сильный контраст с обычным самолётом, где всё стабильное, можно прыгать и бегать - здесь же любой манёвр вертолёта ощущался всем телом, ничего зафиксированного нет, весь аппарат целиком смещается при манёврах. Это был довольно короткий полёт, всего 11 км до шоссе, где нас ждал джип с водителем. Но несколько кадров затопленной местности получилось.

Период наводнения в Скалистых горах в июне 2013 года. Yoho National park. British Columbia. Canada.

Сотрудницу отвезли в деревню Field, а меня в деревню Lake Louise, откуда я и начинал свой маршрут. Я зашёл в визитор-центр уточнить условия, где мне подтвердили всю информацию про наводнение, а ещё и добавили, что в парках Banff и Yoho закрыты вообще все backcountry campgrounds, т.к. неизвестно, где и какие тропы и мосты смыты наводнением, т.к. никого туда не выпускают.
        Надо отметить, что всё было для таких нестандартных условий организовано довольно круто. В визитор-центре через каждые несколько часов обновляли доступность дорог и делали прогноз. Тем, кому надо было в Калгари, предлагали ехать с большим крюком. Поскольку куча народу застряла в Скалистых горах, все отели и хостелы были полностью заполнены.

Период наводнения в Скалистых горах в июне 2013 года. Banff National park. Alberta. Canada.О том, как горные козлы защищают своих самок
        У меня получалась неопределённая пауза в деревне Lake Louise. Была середина дня, я ещё не восстановил силы после перевалов, поэтому решил по-людски заселиться в палаточный лагерь рядом с деревней. Сидел у костра, сушился, питался, расслаблялся и обдумывал дальнейшие планы, в которых была полная неопределённость. На следующий день решил сходить от деревни довольно простой трейл Plain of Six glaciers, примерно 6 км в один конец. С рюкзаком.

Озеро Lake Louise. Banff National park. Alberta. Canada.

Озеро Lake Louise. Banff National park. Alberta. Canada.На обратном пути задержался - на каменной косе, метрах в трёхстах, были две белые точки. Сошёл с тропы, стал подниматься - это были два mountain goat (горный козёл). Это была пара - самец и самка. Скинул рюкзак и по возможности скрытно стал приближаться к ним (высокий кустарник способствовал). Метрах в ста от козлов кустарник кончился и я был замечен. Они как-то с упреждением отходили от меня по скалам наверх, сохраняя дистанцию.

Горный козёл (Mountain Goat). Banff National park. Alberta. Canada.

В один момент, несмотря на свою практику хождения по склонам, как-то неудачно оступился и начал падать. Чтоб не полететь вниз, ему пришлось начать скакать по кулуару. Видимо, после этого он окончательно обиделся и … резво поскакал ко мне!

Горный козёл (Mountain Goat). Banff National park. Alberta. Canada.Пока я тормозил от удивления, этот козлина (не имею в виду ничего плохого) оказался на уступе прямо над моей головой и начал копытами скидывать на меня камни. От одного я успел уклониться головой, второй стукнул по камере. Меня это слегка отрезвило, я понял, что переборщил со своей навязчивостью , и покинул их владения. Насколько я понял, таким образом (скидывая камни) они защищаются от пум. Всё это время самка стояла метрами 10 выше и смотрела, как самец защищает её от незнакомца. Думаю, она осталась им довольна.

Медведи Grizzly в поисках пропитания

Медведь гризли (Grizzly bear). Banff National park. Alberta. Canada.

Поскольку в июне в Скалистых горах выше двух тысяч метров ещё лежит снег, а медведи уже проснулись - они спускаются в долины, где можно поесть свежей зелёной травки. Одуванчики лопают - будь здоров.

Мне встречались молодые мишки, года по 3-4. Возможно, прошедшая зима была их первой самостоятельной зимой (без медведицы). Медведи спокойно выходят на тропы и дороги, мирно кушают травку.

Если их кто-то заметил неподалёку от дороги, довольно быстро появляется специальная служба национального парка - экипированные молодчики с оружием, они подходят к медведю со словами "Hi bear!" и начинают расстреливать его из ... пейнтбольного ружья шариками с краской. Мишка спешно (или даже заранее) ретируется, а вслед ему взрываются ракетницы и петарды. Таким образом тренируется рефлекс убегать от людей по самой распространённой фразе "Hi bear".

Патруль парка. Banff National park. Alberta. Canada.

Разумеется, несмотря на описанную идиллию, периодически бывают инциденты с нападением медведей на туристов парка. Медведиц с медвежатами, медведя, охраняющего свою добычу или просто агрессивного медведя альфа-самца никто не отменял.

Медведь гризли (Grizzly bear). Banff National park. Alberta. Canada.

Разведка мостов в долине Skoki valley

После дня паузы в окрестностях деревни я пришёл в визитор-центр узнать про лагеря - они по-прежнему были закрыты все без исключения. Консультировала меня милая молодая девушка, канадская француженка. Она начала предлагать мне ходить по каким-то семейным маршрутам по несколько километров в районе деревни. Я её перебил и рассказал, как я попал на озеро Lake O’Hara через 3 перевала. Она немного поменяла отношение, но лагеря от этого не открылись. Девушка была молодая, красивая, а в деревне мне сидеть никак не хотелось, я заявил ей примерно следующее: я всё равно куда-нибудь схожу, давайте решим куда. Она поняла и сказала, что официально она меня никуда не отпускает и разрешения не выпишет, т.к. лагеря закрыты. Но поскольку я всё равно собираюсь куда-нибудь сходить, было бы неплохо, если бы сгонял в долину Skoki Valley, чтобы посмотреть состояние троп и мостов - на месте они или смыты. А по возвращении попросила зайти к ней и рассказать. Таким образом, мы неофициально договорились.

Долину я посмотрел, потратив на это 2 дня и пройдя чуть больше 50 километров. Интересно, что примерно на одной высоте некоторые озёра ещё были полностью скованы льдом, тогда как другие - без льда вообще. Все мосты были на месте. Правда, в одном месте заплутал и долго искал мост, но в итоге вырулил. Воды было много везде - с перевалов бежала вода, целые плато и долинки были затопленные со стоящей водой. То есть, опять постоянно мокрые ноги. Встретил в горах парня из Швейцарии - он тоже один пару недель собирался походить по Скалистым горам. Правда, мне он показался слегка отмороженным. Во-первых, он вообще не регистрировался. Ну, это ладно, хотя во время наводнения могли быть неприятности. Меня больше удивил второй момент - он ходил без перцового спрея. Замечу, он не выглядел как человек, способный завалить медведя голыми руками. На мои осторожные вопросы о том, знает ли он как себя вести при встрече - он сказал, что немного слышал. У нас были разные маршруты, мы сразу разошлись. Очень надеюсь, что у него всё сложилось хорошо.

Вечером на одной из ночёвок познакомился с дикобразом.

Дикобраз (Porcupine). Banff National park. Alberta. Canada.

Было уже темно, я возвращался с водой в котелке от реки и увидел неведомую мне зверушку, вынюхивающую что-то в моём рюкзаке. При моём приближении зверушка как-то лихо распустила нереальный хвост и убежала. Потом несколько раз приходила опять, каждый раз подходя всё ближе. В конце концов, дикобраз подошёл на метр и даже вставал на задние лапы. Позже мне рассказали, что на этой стоянке к туристам постоянно приходит дикобраз, выпрашивая еду.

По возвращении рассказал все условия долины в визитор-центре. Там меня ждала приятная новость: дорогу к озеру Lake O’Hara, откуда меня эвакуировали, отсыпали техникой, и я могу туда повторно приехать, т.к. не отбыл запланированные дни. На этот раз я добрался туда как белый человек - на автобусе. Народу было довольно мало, т.к. из-за наводнения многие просто не смогли приехать.

Возвращение на озеро Lake O’Hara

Автостопом добрался до поворота на озеро Lake O’Hara, дальше на специальном автобусе - непосредственно на палаточного лагеря. Простоял в лагере 3 ночёвки. Ходил по окрестностям целый день, на день брал с собой что-нибудь перекусить посуху. Утром и вечером - готовил в лагере. Посмотрел озеро Lake McArthur.

Озеро McArthur. Yoho National park. British Columbia. Canada.

Очень интересно прийти в места, в которых был зимой на снегоступах. Из-за обилия снега рельеф кое-где был совершенно непонятен, а теперь можно было всё увидеть.

Озёра Mary Lakes и Lake O'Hara. Yoho National park. British Columbia. Canada.

В лагере познакомился с французской парой, примерно мои ровесники. Меня слегка поразила их история. Несколько лет копили деньги, потом уволились с работы и начали путешествовать вдвоём. Запланировали год или больше ездить и смотреть всякие ништяки. Они пишут о своём путешествии на сайте: http://www.hiiha.fr/. Парень интересовался моей снарягой, весом рюкзака, продуктами. Я объяснил ему и показал, что у меня было из еды примерно на 6 дней. Он почесал репу, заулыбался и сказал, что они столько съедают с подругой за один день. Они постоянно стирались в каких-то общественных туалетах, т.к. во время долгой поездки без этого никак. У меня же во время кольца на несколько дней никаких радостей типа душа не было и быть не могло. Разве что - иногда в речке по пояс обмыться, но вода ещё была сильно холодная. Стираться во время дождей неудобно, т.к. ничего не высушить. Со временем такой режим доставляет неудобства, т.к. при поездках автостопом надо садиться в машину к нормальным чистым людям, которые не ходят по 50 километров за 2 дня с рюкзаком и не спят в палатке. В машине у них пахнет какой-нибудь вкусной штукой, а от меня пахло совсем по-другому.

Озеро Lake O'Hara. Yoho National park. British Columbia. Canada.

Конец второй части.
Третья часть рассказа: http://a-podkorytov.livejournal.com/1545.html
Первая часть рассказа: http://a-podkorytov.livejournal.com/1232.html

canada, снегоступы, альберта, livejournal, alberta, rocky mountains, банф, канада, banff, snowshoes, hiking, backpacking, Йохо, скалистые горы, лето, yoho, поход