Одиночное лыжное пересечение плато Анабар 2022. Часть III.

Dec 08, 2022 15:48


Анабарская галка за 33 дня через 600 км ценой 14 кг: останцы Эмяхсин-Юрях, идолы и изумрудные всполохи горы Тугуттур-Салата, старец Котуйкан, высшая точка Анабара и тяжёлые кони беспредела.

Третья часть. Продолжение.

Первая часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/13967.html

Вторая часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/14238.html

Содержание материала по разделам

После маршрута

Благодарности

Итого

Замечания для буйных:

- одежда, снаряжение

- продуктовая раскладка

Ещё немного (много) фотографий

После маршрута

На маршруте потерял примерно 14кг. Как обычно, в городе вес отъедается предательски быстро. И сразу же прилипает лишнее. После похода предсказуемо наступила мешочная фаза: хотелось отменить лестницы, поменьше и помедленнее двигаться, побольше спать и почаще принимать пищу. В часы вынужденного бодрствования хотелось (моглось) просто сидеть и думать о своём. Прилетев с похода 15 апреля, смог заставить себя разобрать походный рюкзак только к концу мая.

В общении пришлось обойтись без нетривиальных мероприятий, не пошёл на встречу одноклассников. Там же надо было что-то рассказывать, отвечать и спрашивать.. Не хотелось, не моглось. С удовольствием встретился и познакомился с первопроходцем Анабара Антоном Чхетиани (разумеется, в хинкальной): нам было о чём поговорить.



Постоянно усталым, сонным и жирным плюшевым мишкой быть не классно. Когда становилось совсем стыдно и невмоготу, представлял глобус с пройденной ниткой. Это слегка оправдывало рыхлость, вялость и очередной фастфуд. Резкие движения с ограничением в питании - опасны. Опыт говорит, что следует дождаться естественного пресыщения и угасания гипер-аппетита с появлением естественного желания перестать быть жирненьким. Через силу повышать активность и двигаться - можно и нужно, но не сразу (когда - точно никто не знает). Ограничивать себя в питании первые 3-4 месяца - нельзя. Иначе можно сорваться. Возвращаться в бодрую форму нужно плавно.

Некоторые привычки уходили очень неохотно: ежедневные шаурма перед ужином или обеденный яблочный штрудель (найденная недалеко от работы высшая форма существования вкусной булочки). В один прекрасный день настал тревожный момент, когда шаурма перестала быть потрясающей, а штрудель стал просто вкусным. Это был звоночек к выходу из уютного мира, в котором вкусно всё, в реальный и жестокий мир (где не всё). Волнительно и непросто.

Отпуск был с лихвой потрачен весной, поэтому предстояло жаркое и унылое рабочее лето в большом городе из стекла и бетона. Вселенная всё видит и сочувствует, поэтому на работе наконец-то удачно организовалась месячная командировка на самый-самый край карты, где сливается вода и можно украдкой взглянуть на ту самую черепаху. По пути были следы Арктической Трои, мыс Дежнёва, древний посёлок Наукан, родная Аляска из-под ладони через Берингов пролив, киты, моржи, сонный белёк и чукотский колорит ( рассказ). Словом, развеялся и взбодрился. Только после этого ожил, в конце июля начал постепенно возвращаться к регулярным физическим нагрузкам. Окончательно был доволен собой только к началу декабря.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.

Благодарности

Благополучие по итогам этой слегка авантюрной затеи в значительной степени связано с надёжным снаряжением.

Спасибо компании BASK за качественную одежду и снаряжение для лютых условий. Доверяю, рекомендую.

Спасибо компании Satila за весомый вклад в используемый набор одежды.

Спасибо компании Satellite-rent за помощь со спутниковой связью на маршруте.



Скальные останцы в районе горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.

Итого

Поход получился в стиле «шкура на кону». Вероятно, это апогей моего одиночного туризма. В голове многое переменилось и новое начало входить в жизнь ещё на маршруте.

Фотосъёмка, разумеется, была по остаточному принципу (мало что осталось). Тот ещё не фототур.

Видеоматериалы в скором времени грозят превратиться в небольшое видео нового для меня формата. Короткий трейлер опубликовал ранее: https://youtu.be/O3v5F9oinZw

Из удивительного: за весь маршрут видел одного странного оленя (я не о себе), да и тот был на Котуе во время снегоходной заброски. На плато Анабар оленей не оказалось, даже следов практически не было. Тогда как в 2011 году первопроходцы видели на плато целые стада.

Не столь пересечённый, как на Путорана, анабарский рельеф интересен и притягателен. Скалы, вершины, останцы, лесные и тундровые речные долины - всё тут разделено огромными расстояниями. Здесь другой масштаб, хотя размеры Анабарского нагорья и плато Путорана сравнимы. Если кто-то назовёт Анабар однообразным, то такого разноликого однообразия я ещё не встречал.



Вершина 908 м - высшая точка плато Анабар (Анабарского нагорья). Якутия.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.

Замечания для буйных: одежда, снаряжение

Почти весь комплект был протестирован заранее и многократно. Чем дольше и злее маршрут, тем больше хочется дублировать/резервировать и тем жёстче весовые ограничения. По сравнению с путоранским маршрутом 2020 г. анабарский дублирующий резерв ощутимо изменился. Непростым решением был отказ от снегоступов, чуть проще - отказ от кошек и совсем просто - отказ от длинного камуса. Полноценный резервный навигатор с учётом анабарского рельефа и дополнительный лёгкий спальник с учётом длительности похода - выглядели необходимой необходимостью.

Ходовой комплект

Самосбросы: Bask Hike V2 (тестовый прототип).

Ветрозащитный анорак: верх костюма Полярный от Век.

Носки-паробарьер: Exped VBL Socks (сильно прочнее и серьёзнее, чем Ferrino VB Socks).

Обувь: Baffin Selkirk.

Ходовой комплект носков: Satila Alba, Satila Duven.

Термобельё: Satila кинетическое (Moffen, Svalbard, Trosa).

Средний слой: уставший лёгкий софтшелл от Alpine Pro.

Шапки: Bask Vertex (на потеплее), Satila Kennet E (на холод и ветер).

Шейная повязка: Bask Neck Gaiter V2, лёгкий шарф-труба Buff.

Рюкзаки: Bask Anaconda 130 V4 (к отличиям от 120 V3 привык быстро), рюкзак для радиалок Bask Unibag усиленный.

Утепление

Пуховка: Bask Asgard MJ (в палатке не бывала, жила на улице).

Чуни Baffin Base Camp (сон и лагерь, при необходимости - как сменные вкладыши в обувь).

Бахилы Bask Leggins (практически всегда как слой усиления коврика).

Утепление среднего слоя: Sivera Фарис (лидер по универсальности в моём походно-городском гардеробе).

Спальный комплект носков: носки из шерсти монгольского яка, Bridgedail Summit, пуховые носки Bask Down Foot.

Ручное

Ручной комплект существенно поменялся. Полностью отказался от перчаток*. Основным оружием стали двухслойные флисовые рукавицы (полар флис 100г/м2 внутрь + полар флис с мембраной Windstopper наружу, подсмотрел у Сергея Романенкова весной 2021 г. в лыжной 6-ке по плато Путорана), поверх которых надевались рукавицы Bask BROOKS-D V4 или Satila North Pole. Также в наличии были флисовые рукавицы из полар флис 100г/м2 и полар флис 200г/м2. И до кучи - рукавицы Сплав Thermal Primaloft. Применялись всевозможные комбинации разборных слоёв комплекта.

*Шерстяные перчатки Norveg с сенсорной зоной на пальцах использовались только при управлении квадрокоптером.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.

Лыжно-санное

Лыжи: Fischer S-bound 112 (слегка раздумывал между моделями 98 и 112, обилие тропёжки полностью оправдало решение в пользу 112).

Крепления: доработанные тросиковые Бойцовские (Екатеринбург) с доработанной расширением стропой.

Камус: короткий под колодку Fischer Easy Skin Mohair Mix 65.

Палки: горнолыжные Salomon (выбрал за неделю до выхода вместо многократно проверенных телескопических BD Expedition 3).

Сани (волокуша): Snow trek от Экструзион с объёмной тканевой крышкой и доступом типа тубус (Вещь! Золотая середина по объёму и весу между Сноупланом и Арктикой c прочностью Арктики).

Кухня

Горелка MSR XGK EX, котелок с теплообменником Fire-Maple FMC-XK6 1л, титановая складная подставка под горелку Primus Stove Paw Ti, для снижения теплопотерь: алюминиевая фольга + титановая фольга + кусок стеклоткани (ещё и как страховка открытого пламени на старте горелки). Все готовки в палатке.

Насос: три зимних насоса MSR Arctic (возможно, погорячился).

Миска Wildo Fold-a-cup Big, нож Morakniv Companion, мягкая фляга Platypus Duolock Bottle.

Термос: Montbell 0.9л (Блеск! Простая и надёжная крышка, меньший вес. Литровый термос фирмы Thermos серии FBB переехал на почётное второе место пьедестала. Upd: уже в городе появились некоторые вопросы к крышке..).

Бензин: 6л АИ-95.

Палатка+

Ключевым требованием к палатке для Анабара была возможность надёжно стоять на ветру без снежных стенок. Решение нашлось в виде комбинации однослойной высотной мембранной палатки и системы оттяжек на снежных якорях.

Палатка: мембранная однослойная Ferrino Monster Lite 2 (серия High Lab, довольно старая модель). Тестировалась на Северном и Южном Урале вместе с якорями. Выбрана с учётом опыта пересечения плато Путорана весной 2020 г. Также рассматривал палатки Bask Глеба Соколова Neoshell (не успели пошить на заказ) и Sivera Одрина Про (опробовал).

Снежные якоря: двух видов - пластиковые из бутылки 5 л и тканевые. Уверенную и доверительную дружбу с якорями отрабатывал в январе 2022 г. на Северном (плато Кваркуш) и Южном (плато г.Круглица) Урале. Якоря выглядят чуть-чуть легкомысленно и ничего не весят, но отменно работают даже в бетонном насте, где никакими средствами не удаётся сделать ямку глубже 10 см.

Оттяжки:  открыл для себя кламклиты (clamcleat, щелевой стопор) для регулирования и фиксации длины оттяжек. Тип CL260 Line-Lok отлично фиксировал оттяжки тканевых якорей из световозвращающего паракорда диаметром 2.2 мм, можно работать в рукавицах. На пластиковых якорях были оттяжки из комплекта палатки MSR Hubba NX c гнутой узкой алюминиевой пряжкой с двумя круглыми отверстиями - в зимних условиях очень неудобно.

Лавинная лопата Black Diamond Deploy 3, снежная пила лайт (98гр, как страховка на случай стенки, проскучала в санях и не использовалась).



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Снежные якоря для фиксации оттяжек палатки.



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.

Спальное+

Гибридный спальник Bask Sayan, конденсатник из мембраны Tyvek Soft, спальник Сплав Quilt 50 в качестве дополнительного внешнего слоя.

Основной коврик Thermarest Ridgerest Solar, укороченный лёгкий металлизированный 4мм коврик от Сплав, квадратный кусок фольгированного теплоизоляционного материала 3 мм Penoterm НПП ЛФ.

На время утренней готовки выносил спальник на улицу для вымораживания всегда, если позволяла погода.



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Якутия.

Важные мелочи

Компасы жидкостные: основной Moscompass, резервный Silva Metro.

Мультитул Leatherman Skeletool.

Очки-маска - однослойная ужасная запотевающая за 600 рублей (ужасно запотевает).

Электроника

Фото: Canon 5D Mark II + EF 17-40 + EF 24-105, видео: GoPro 7, штатив Sirui T-024X+C-10KS.

Солнечная панель: Allpower 21Вт.

Собранная на заказ аккумуляторная сборка на четырёх элементах 18650 с двумя выходами (USB и специальный для аккумуляторов квадрокоптера DJI Mavic Air) и входом для солнечной панели.

Спутниковый телефон Motorola Iridium 9555 с двумя батареями, спутниковый трекер SPOT GEN3 (отработал впритык, в апреле оплата с карты уже не прошла).

Спутниковые навигаторы Garmin GPSMAP62 (основной) и Garmin Etrex 20x (резервный).

Замечания для буйных: продуктовая раскладка

По итогам путоранского маршрута 2020 года раскладкой был доволен, поэтому в 2022 году почти полностью её повторил. Плановая средняя 497 гр, реальная средняя 475 гр, нюанс с индейкой описан выше. Плановая раскладка:

450 гр в сутки (первые 10 дней):

Утро: кашка 45 гр с чудо-смесью 50 гр, утренний батончик 40 гр, сухари 15 гр (=150 гр);

Обед: сало 40 гр, сухари 40 гр, обеденный батончик 50 гр, карпит голодный 20 гр (=150 гр);

Ужин: сублимированное мясо 50 гр с регидроном 5 гр, чудо-смесь 35 гр, вечерний батончик 60гр (=150 гр).

500 гр в сутки (с 11 по 25 дни = 15 дней):

Утро: без изменений (=150 гр);

Обед: то же + карпит жирный 30 гр (=180 гр);

Ужин: то же, но чудо-смесь 55 гр (=170 гр).

550 гр в сутки (с 26 по 33 дни = 8 дней):

Утро: то же + смешанная пайка разного 50 гр (=200 гр);

Обед:  без изменений (=180 гр);

Ужин: без изменений (=170 гр).

Кашка (45 гр): Ясно солнышко;

Утренний батончик (40 гр): Kit Kat  или Snickers;

Обеденный батончик (50 гр): Corny big, Snickers или козинак;

Вечерний батончик (60 гр): Protein Effort;

Карпит голодный (20 гр): скрутка с 7 большими таблетками аскорбинки с сахаром;

Карпит жирный (30 гр): мюсли-батончик Musler или Фрутилад;

Сухари (15 гр или 40 гр): Бородинский хлеб, сушка при комнатной температуре;

Сало (40 гр): шпик по-домашнему от Микоян;

Сублимированное мясо (50 гр): варёная и копчёная говядина, филе индейки от Гала-Гала;

Чудо-смесь (35 гр или 55 гр): фундук, цукаты, инжир, курага, изюм, финики - по 4 компонента в равной пропорции.

Пайка разного (50 гр): инжир/сухари/козинак/орехи и пр.

Чай и супер-травки вне расладки: 130-140 пакетиков травяного чая, саган-дайля 20гр, чабрец 10гр.

Ещё немного (много) фотографий



Вид с вершины горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Палатка среди скальных останцев в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы в верховьях р.Эмяхсин-Юрях. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Массив горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Скальные останцы на склонах горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Идол на склоне горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Северное сияние на фоне горы Тугуттур-Салата. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Красноярский край.



Палатка на плато Анабар (Анабарское нагорье). Якутия.



Оставленный на зиму квадроцикл. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Якутия.



Возвышенность Бурустах. Плато Анабар (Анабарское нагорье). Якутия.



Якутская тайга.



Якутская тайга.

Конец третьей части.

Первая часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/13967.html

Вторая часть: https://a-podkorytov.livejournal.com/14238.html

якутия, северное сияние, андрей подкорытов, borealis, aurora borealis, полярное сияние, зима, andrey podkorytov, russia, анабарское плато, одиночный поход, туризм, анабар, дрон, drone, arctic, aurora, арктика, anabar, подкорытов, эмяхсин-юрях, лыжный туризм, котуйкан, квадрокоптер, podkorytov, поход

Previous post Next post
Up