Билет 1886 года

Oct 08, 2022 22:30

История железнодорожных билетов 1880-х годов все еще туманна, в основном, из-за скудости материалов для изучения. У меня в коллекции билетов 1870-х годов на порядок больше, чем билетов, изготовленных между 1879 годом, когда был введен государственный сбор с железнодорожных билетов, и 1894 годом, когда был введен общий железнодорожный тариф и регламентированы формы билетов.
Поэтому каждый новый артефакт этого времени очень сильно расширяет наши знания.
Вот такое чудо обнаружилось на аукционе.




Естественно, оборотной стороны не показали. Она ведь белая.
Но и лицевая сторона удивляла. Ширина эдмондсоновского билета, но по длине он обгрызан по перфорации. Печать в два цвета. И какое-то Стрѣльно. Я знал только Стрѣльну, станцию Петергофской железной дороги в 21 версте от вокзала в Петербурге. Судя по упоминанию гос. сбора, билет не могли изготовить до 1879 года. К этому моменту Петергофскую дорогу уже купила Балтийская. Но билет Стрельна-Петербург до революции никогда не стоил 45 копеек. Даже по общему тарифу 1910 года проезд 21 версты стоил 32 копейки, а в пригородном сообщении цена должна была быть еще меньше. Может быть Стрѣльно это совсем не Стрѣльна, а другое место? Запросил Питерских краеведов, не было какого-нибудь Стрѣльно на расстоянии верст 30 от Петербурга. Получил твердый ответ: не было. Стал ждать появления оборотной стороны билета. И вот она.




Слава Богу, на обороте оказалось целых два компостера. Причем, одинаковых.







Текст «3 2 АВГ 86 26».
Порядок следования знаков в компостере утвердят только в 1896 году. Понятно, что 2 августа 1886 года, но что такое 3 вначале и 26 в конце?
Судя по расписанию из Путеводителя по российским железным дорогам и пароходным сообщениям на февраль 1877 года (М.: 1877) 26 - это номер поезда, а 3 - час дня, хотя за 10 лет всё могло и поменяться.



Подсказку по цене билета дает Всеобщий календарь на 1887 год (СПб.: Книгоиздательство Германа Гоппе, 1887)
.



«Обратные билеты со скидкой, но действительны только на один день». Очень похоже, что наш билет обратный, поэтому на нем есть целых  две пробивки кондукторскими щипцами. А красное «В» - первая буква слова «возвратный». Нигде не встречал, чтобы обратные билеты называли возвратными (хотя ретурными их называли), но  «Стрѣльно» вместо «Стрѣльна» я тоже никогда не встречал. У русского языка на Балтийской дороге была своя специфика. Правда, был еще вариант, что «В» - выходной день, но 2 августа 1886 года по юлианскому календарю - это суббота, а не воскресенье. Удивляет величина скидки, почти 65%, но через 10 лет, в 1898 году, обратный билет пригородного сообщения стоил всего 40 коп., так что возможности для снижения цены были.
Как я уже писал, виды билетов и обязательный текст на них были регламентированы только в 1894 году. До этого наличие номера на билете не было обязательным. Высочайше утвержденное 26 декабря 1878 года мнение Государственного совета «Об установлении особого, в пользу казны, сбора с пассажиров железных дорог и пароходов…» требовало «Сумма казенного сбора с пассажирского движения должна быть обозначена на выдаваемых пассажирских билетах», но из этой фразы не следует, что цену билета и сбор нужно было указывать отдельно, а не в сумме, как на нашем билете.
Подозреваю, что номер все-таки был, но не на отдельном билете, а на блоке из 5 билетов, располагавшихся на пятидюймовой заготовке. Такие заготовки в более поздние времена использовались для изготовления разрезных билетов.




и выглядело это приблизительно так


Балтийская железная дорога, Петербург, перидромофилия, Стрельна, эйситиристика, билеты, железная дорога

Previous post Next post
Up