Докомпьютерные системы резервирования мест в вагонах поезда. Часть 2

Jul 27, 2022 13:29

Начало смотри здесь

Зато к следующей книжке (Руководство билетному кассиру и агенту справочного бюро./ Сост. М.З. Соловейчик, Л.П. Хохлов, ред. В.И. Панов.  М.: Трансжелдориздат, 1957) авторы уже слышали про диспетчера, но, судя по тексту, ничего не поняли.





Судя по тексту, дежурный администратор дает указание через коммутатор, а по этому указанию кассиры бегают между кассами, чтобы передать посадочные талоны. Вряд ли это происходило описанным способом.
Остальное того же пошиба.



Какая недостача посадочных талонов? По Большому толковому словарю русского языка под ред. С. А. Кузнецова недостача - отсутствие какого-л. имущества, денег и т.п., обнаруженное при проверке у ответственных за них лиц. Может, не недостача, а невыдача пассажиру посадочного талона?
Впрочем, авторы могли это не сами придумать, а скопировать из какого-нибудь приказа.
Как водится, посадочных талонов в разделе «Порядок работы билетного кассира» нет. Этот раздел продолжают переписывать из предыдущих изданий. Но в него вставили фразу


без уточнения, что это за схема, откуда она берется и как с ней работать. Дальше опять ни слова о схемах и талонах, даже в хронометражных таблицах, где все операции расписаны по секундам. Зато отдельный раздел посвящен телеграммам о свободных местах



Опять расшифровку телеграммы делает неизвестно кто и опять на ее обороте.
Как этот оборот телеграммы соотносится с упоминавшейся ранее повагонной схемой свободных мест - неведомо. Эту часть списали с другого источника.
Посадочные талоны всплывают вновь в главе «Передовые методы организации продажи билетов».



Откуда взялись посадочные талоны, осталось неизвестным. Читаем дальше




Как вы заметили, во всех случаях для резервирования мест используются посадочные талоны. Жаль, что так ничего и не написано про их заготовку.
Не знаю, происходила ли пересылка посадочных талонов на самом деле. К 1970-м годам посадочные талоны на обратный выезд выписывали уже в месте продажи. Если что и пересылалось - это вагонные карты, хотя, подозреваю, и их физически не пересылали, а отправляли телеграмму с информацией о забронированных для обратного выезда местах, по которой в месте продажи оформляли вагонную карту.

Сами посадочные талоны почему-то опять описаны в главе «Учет и отчетность по перевозкам пассажиров».



Номер формы поменялся с ЛУ № 2 на ЛУ № 25, но как выглядела форма - опять неизвестно.
Я нашел только один талон соответствующего времени, на котором напечатано «ЛУ 25».




Остальные известные мне талоны, на которых написано «ЛУ № 25» соответствуют форме, утвержденной в 1960 году. Покажу их в соответствующем месте.














Билеты у пассажиров отбирали или перед выходом из поезда, или в момент выхода с платформы с 1837 до 1960 года. Почему об этом стали писать на посадочных талонах в 1957 году? Да и как можно было не возвратить прямой билет транзитному пассажиру, который ехал с пересадкой?










Жестко-спальный - это название вагона, который с 1960 года всегда назывался плацкартным.











Вот талоны, на которых указан номер формы. Все они заполнены вручную на проходящие поезда на Северной дороге.







Пономарев Ф. Г., Соловейчик М. З. Пособие билетно-багажному кассиру. Учебное пособие. М.: Транспорт, 1965.
На сей раз авторам удалось разобраться с применяемыми технологиями резервирования мест. Несмотря на постоянный рефрен о повышении уровня культурного обслуживания пассажиров, социалистическом соревновании и отсылкам к решениям XXII съезда КПСС, можно, наконец, понять последовательность действий железнодорожников, направленную на предотвращение продажи нескольких билетов на одно место. Посадочные талоны тоже описаны как один из способов достижения цели, но не единственный и не обязательный.



Компостирование билетов в поездах больше не называют аладинским методом, но, наконец, объясняют, как для этой операции выделяются места.


При выдаче билетов на обратный выезд никто больше не пересылает между станциями ни билеты, ни посадочные талоны. Места для обратного выезда выделяются заранее по указанию Главного пассажирского управления. Посадочные талоны при этом, как я уже писал, выписываются вручную.






Подробно расписана технология резервирования при централизованном управлении работой билетных касс.



Жалко, что схему нарисовать правильно авторам так и не удалось.

В преимуществах технологии указано и



Так мы узнаем, что заготовкой посадочных талонов на крупных вокзалах занималось отдельное подразделение.
В не самых крупных вокзалах посадочные талоны заказывали в типографиях, а всю переменную информацию заполняли штампами и вручную.








А вот посадочный талон на проходящий поезд.




В Москве и Ленинграде посадочные талоны уже распечатывались с помощью специальных машин. Правда, не знаю каких.








Дальше способы резервирования особо не менялись до появления систем «Экспресс». Вот что пишет Михаил Березка, один из ведущих разработчиков АСУ «Экспресс-2» и «Экспресс-3». Сейчас -главный конструктор «Экспресс-3»:
«В 80-х годах в ОДБ (дорожные Бюро распределения мест) сидели диспетчера вокруг стола, на котором крутились ячейки по датам и поездам, в которых стояли план-карты из плотной бумаги (по одной на вагон) на которых отмечали занятие мест. Кассиры вызывали диспетчеров (у каждого диспетчера был пульт на 10 или 20 входящих линий), диспетчер находил план-карты нужного поезда и занимал место.
А от промежуточных станций места продавали на основании радиограмм начальников поездов о количестве свободных мест в вагонах. Автоматизированная продажа по ходу следования была внедрена в 97-98 годах, но и тогда от промежуточных пассажир получал билет [системы «Экспресс-2»] с надписью «места указывает проводник».
Продажа с указанием номеров мест от промежуточных станций началась только с 2005-2006 года, с переходом на «Экспресс-3».

посадочный талон, перидромофилия, эйситиристика, МОСВ, железная дорога

Previous post Next post
Up