Бесплатные разовые билеты формы 6 на бланке 1939 года сейчас существуют и в гораздо лучшем сохране. Но этот билет заинтересовал анахронизмом компостерных знаков, поэтому исследуем его подробно.
Билет выдан Кировской железной дорогой, управление которой находилось в Ленинграде, хотя сама дорога в Ленинград в то время не заходила. Выдан 22 июля 1939 года на срок три месяца Яковлевой И.И., каковая работала ответственным исполнителем Главного материального склада Дортехснаба. В чем состояла сия должность, я не знаю. Сам я бывал ответственным исполнителем научно-исследовательских работ. Так назывался человек, который, в отличие от научного руководителя, работу выполнял и отвечал за ее выполнение. А что такое ответственный исполнитель склада, не могу представить. Конечно, исполнитель - понятие очень широкое, так в советское время даже должность палача называлась, но без добавления слова «ответственный». Возможно, в названии должности пропустили несколько слов, поскольку, судя по компостерным знакам на билете, отпуск у Яковлевой не обычный для того времени двухнедельный, а по крайней мере двадцатидневный.
Ехать товарищ Яковлева хотела из Ленинграда в город Зарайск.
Для этого она в Ленинграде 6 августа в 1:50 ночи садится на почтовый поезд № 71 Ленинград-Севастополь, который довозит ее в 18:57 того же дня до Ленинградского вокзала Москвы и перебегает на Казанский вокзал. Перебегает, потому что с Казанского вокзала в 21:30 отправляется до Зарайска пассажирско-товарный поезд № 422.
Ветку от Луховиц (между Коломной и Рязанью, сейчас там стоит памятник огурцу) до Зарайска построила Московско-Рязанская железная дорога к декабрю 1870 года. 20 июля 1877 года в Зарайск из Москвы приезжал Федор Михайлович Достоевский. В честь 140-летия этого события в 2017 году у станции Зарайск установили памятный знак.
(Все современные фотографии станции Зарайск взяты из блога ЭР9П-186
https://cryptic-storm.livejournal.com/22046.html)
Что за станцию изобразили на знаке, сказать сложно, но на Зарайск не похоже.
Выглядит он, как надгробный памятник, поскольку мемориальную доску повесить уже было не на что. Вокзал сейчас выглядит вот так.
В 1939 году, когда в Зарайск ехала товарищ Яковлева, между Москвой и Зарайском обращались три пары пассажирско-товарных поездов. В 1956 году на ветке Луховицы - Зарайск обращалось две пары пригородных поездов, в 1958 году только одна пара, в 1967-69 годах остался только один грузо-пассажирский поезд (с 1951 года товарные поезда стали называть грузовыми, а пассажирско-товарные - грузо-пассажирскими).
А в 1969 году пассажирское движение на ветке Луховицы - Зарайск было прекращено. Но до этого, в 1967 году, Татьяна Лиознова успела снять на станции Зарайск фрагмент фильма «Три тополя на Плющихе».
Но что на этом кадре является специально построенной декорацией, а что настоящими зданиями станции, вряд ли сейчас поймешь. Будка кассы, где Доронина покупает билет, очень подозрительная:
Поскольку на самом деле единственная пассажирская касса станции располагалась внутри уже показанного кирпичного вокзала. Это вокзал в 2005 году.
Кстати, в кадре Доронина получает из кассы только сдачу (рубль с мелочью), но почему-то не получает билет.
Но вернемся к билету товарища Яковлевой. Как я понимаю, при продолжении поездки на пригородном или пассажирско-товарном поезде билет компостировать не было нужно. И действительно, второго компостера «туда» на билете нет. Но вот возвращаться с незакомпостированным билетом было нельзя, это написано на обороте самого билета.
И в кассе Зарайска на билете ставят штемпель.
С игольчатыми компостерами у Московско-Казанской железной дороги и ее наследницы в московском регионе Московско-Рязанской, немедленно переименованной в Ленинскую, проблемы были как до революции, так и после, вплоть до войны. То ли компостеры еще вначале века не закупили в надлежащих количествах и потом снова не закупили, то ли они именно на этой дороге постоянно ломались. Но мастичный штамп вместо игольчатого компостера на билетах встречается достаточно часто, несмотря на строгие указания, поступавшие от МПС и НКПС аж с 1902 года. Поэтому наложение такого штампа вместо игольчатого компостера в тупиковом Зарайске вполне объяснимо. Номер поезда не указан, для пригородных поездов этого не требовалось. Но почему на этом штампе 1938 год? Забыли переставить и не вспомнили 8 месяцев? Или год на этом штемпеле вообще не менялся, а нового не привезли?
Возвратившись в Москву, товарищ Яковлева переходит с Казанского вокзала на Ленинградский и там компостирует свой билет на скорый поезд № 30 Тбилиси - Ленинград,
который отправляется из Москвы в 0:40 и прибывает в Ленинград в 13:00 следующего дня.
В этом поезде нет неплацкартных вагонов, но билет формы 6 дает право на проезд в плакартных жестких вагонах, так что за плацкарту Яковлева не доплачивала, но за скорость ей пришлось доплатить по отдельной квитанции 50% тарифа, то есть 2 руб. 05 коп. Но квитанция не сохранилась…