Узоры на картоне. Часть 2

Mar 10, 2013 23:11

Начало здесь.
Время, прошедшее с момента опубликования предыдущего поста, прошло не напрасно. Проконсультировался с профессионалами в коллекционировании билетов (теперь они называют себя эйситиристами) и в типографском деле.

Качество полиграфии билетов, приведенных в первой части, поражало воображение, но оставалось непонятным, кто такого качества смог достичь. Ответа на этот вопрос я до последнего времени не знал.
Но вот обнаружился в сети билет, который, во-первых, дал самую раннюю дату использования советских «полосатиков»: май 1926 года, а во-вторых, подсказал, кто печатал эти билеты: на тисненой печати вокруг дырочки можно было прочесть ГОЗНАК. Правда, в зеркальном отображении, но такие мелочи нам не преграда.




Самое раннее из известных использований полосатиков: мастичный календарный штамп 24 июня 1926 г.

Это, естественно, привело к изучению тисненых печатей на других билетах коллекции. То, что тисненые печати вокруг дырочки есть на большей части советских картонных билетов, я знал, но вот прочесть, что написано на этих печатях, обычно почти невозможно, особенно на фоне текста и узоров. Но когда я напряг Фотошоп, вот что получилось.




Конечно, и это читается с большим трудом, но на форуме эйситиристов мне посоветовали воспользоваться способом, которым нумизнаты переносили на бумагу изображения с монет задолго до изобретения сканера. Если положить папиросную бумагу на монету и заштриховать мягким карандашом, то на бумаге проявится достаточно ясное изображение монеты.
Так я и поступил. И вот что удалось прочесть.


Таким образом, выяснилось, что до революции картонные билеты государственных железных дорог печатала Экспедиция по заготовлению государственных бумаг. Та самая, что с 1818 года изготавливала российские ассигнации, гербовую бумагу, почтовые марки и вообще всю печатную продукцию, нуждавшуюся в защите.
Без Орловых не обошлось и тогда: узоры, в которых линия не прерываясь меняет цвет, выполнены способом орловской печати, изобретенной И.И. Орловым в 1891 году.

Теперь стало понятно и исчезновение красивых билетов во время гражданской войны: советское правительство, убегая из Петрограда, захватило с собой и денежный печатный станок: большую часть оборудования Экспедиции по заготовлению государственных бумаг вывезли в Москву и Пензу. Поскольку Пензу мог занять Колчак, из Пензы оборудование перевезли в Пермь. И сразу после наладки всё оборудование включалось в процесс печати дензнаков со всё большим количеством нулей. Так что к печати билетов Гознак (так стали именовать ЭЗГОБУМ с 1919 года) приступил не ранее 1921 года. Известные мне билеты использованы уже в 1922 году.

Здесь мне кажется разумным остановиться на проблемах датировки билетов. С каждым конкретным билетом связаны три даты:
• Дата использования билета.
• Дата изготовления билета.
• Дата начала выпуска билетов данного типа.
Сложности возникают при попытке определить каждую из них. При этом разница между любыми перечисленными датами может измеряться десятилетиями. Для картонных билетов дату использования можно определить, если удается расшифровать компостер, или дату, нанесенную тисненым или мастичным штампом. К сожалению, год на компостере чаще всего обозначен одной цифрой, так что есть возможность ошибиться на десяток лет. Дата изготовления билета определяется по косвенным признакам: названиям железных дорог, датам праздников на обратных билетах, и т.п.
К примеру, если на билете указана Александровская дорога, то билет напечатали до 17.07.1922, поскольку потом эта дорога была влита в Московско-Белорусско-Балтийскую. С выходными праздничными днями, которые перечислялись на оборотной стороне билетов «Туда-обратно» с 1930-х по 1960 год, поскольку срок годности обратного билета продлевался на время праздников, нужно быть аккуратней: если на билете указан праздник, то он в СССР уже появился. Но если праздник не указан, это значит только то, что в типографии не поменяли матрицу, с которой печатали оборотную сторону билета. Так, на билетах 1946 и 1947 годов в перечислении праздников отсутствует 9 мая, хотя в эти годы День победы был выходным.
Дату начала изготовления билетов каждого типа точно можно определить только по денежным реформам (все картонные билеты поменялись после реформы 1949 года и с 1 января 1961 года) или по архивам. А вот с архивами у нас беда, даже в тех случаях, когда они доступны.
В Российском государственном архиве экономики хранится фонд Гознака (ф. 1580). В деле фонда отмечается, что в процессе научно-технической обработки документов выявлено полное отсутствие документальных материалов Гознака за 1925-1940 гг. за исключением некоторых видов бухгалтерской документации. (См. Дело Ф.№1580, л. 29).
Вот так. Ладно, про билетики ничего не узнаешь, но эта контора вообще-то деньги печатала…
Возможно, поэтому архив и пропал…

К 1936 году социализм в СССР был в основном построен.
Картонный билет по этому поводу надолго приобретает цвет кирпича.


С билетов исчез весь текст на национальных языках.
Буржуазные полоски по фону прекратили свое существование. Правда, последнее связано, скорее, с тем, что Гознак прекращает производство картонных билетов, и оно передается другой организации, название которой с трудом читается на тисненой печати.


Потрем, чтобы было лучше видно.


Чтобы уточнить первые буквы, потрем другой билет.


ТРЖЕЛИЗД (согласитесь, что Эзгобум звучало романтичней).
Государственное издательского-полиграфическое объединение НКПС Трансжелдориздат, конечно, не имело таких полиграфических возможностей, как Гознак. К примеру, на технику орловской печати Гознак имеет монополию до настоящего времени.

Узор на билете остался прежним,


только его направление стало совершенно произвольным: петли могли смотреть вправо, влево, вверх или вниз. Судя по этой демократии, лист картона, который в дальнейшем резался на билеты, после нанесения фона с узором имел почти квадратную форму.

Подозреваю, что уменьшение степени защищенности картонных билетов ни на чем не сказалось. К этому моменту о подделке билетов уже никто не думал: если бы НКВД нашло у кого-нибудь печатный станок, то этому кому-нибудь пришлось бы очень сильно постараться, чтобы его посадили по статье за подделку документов, а не за контрреволюционную пропаганду.

Был ли период, когда билеты одновременно печатали и Гознак, и Трансжелдориздат, мне пока неведомо: архив Гознака пропал, а уточнить время окончания печати билетов Гознаком и начала печати Трансжелдориздатом по имеющемуся материалу пока не удается.

Один билет этого времени заставил меня поразбираться. Узор на нем был чрезвычайно замысловат.


Билет использован в 1943 году, а вот напечатать его могли только с 1936 по 1943 год.
В 1936 году появилось сразу множество названий железных дорог, связанных с именами выдающихся деятелей: Сталинская, в им. Л.М. Кагановича, им. В.М. Молотова, Калининская, Горьковская, им. К.Е. Ворошилова, Ленинская, им. Ф.Э. Дзержинского, им. В.В. Куйбышева. С 15.12.1939 к ним добавляется Закавказская им. Л.П. Берия.
А 15 сентября 1943 имена деятелей из названий дорог убирают.
Остаются только названия дорог, связанные не с людьми, а городами (Сталинградская, Калининская, Горьковская, Куйбышевская), и дорога имени Самого. Уж не знаю, обиделся ли Хозяин на выдающихся деятелей или просто утомился слушать названия дорог, никак не связанные с территориями, по которым они проходили.

Удивляло, что билет с таким узором в моей коллекции был только один. В Интернете ничего похожего тоже не встречалось, хотя я уже десяток лет все встреченные изображения картонных билетов ворую на локальный диск.

Сначала я предположил, что перед нами брак: на листе картона узор напечатали дважды, причем один раз петлями вверх, а второй раз - вниз.
Бурные дискуссии на форуме эйситиристов с выходом для консультаций на форум полиграфистов привели к следующим выводам.
• Краской узор по фону напечатать не получится.
• Для каждого сочетания узора и фоновых полосок (например, на полосатых билетах Эзгобума и Гознака) вырезались новые клише.
• В данном случае тоже использовано новое клише или "если печаталось на тигельном прессе, то могли просто на старое клише такую же гравировку ещё и поперёк нанести с пьяных глаз".
Почему такой вид сетки оказался только на одном билете, так и осталось невыясненным. Возможно, это была инициатива одной из типографий, не поддержанная сверху.

Для непосвященных: тигельный пресс или тигельная (в отличие от ротационной) печатная машина - листовая машина высокой печати. В тигельных машинах на вертикально размещенной плите, талере, крепится печатная форма. Вторая плита, тигель, прижимает бумагу к печатной форме.

В процессе обсуждения на полиграфическом форуме удалось получить и некоторое представление о технологии изготовления билетов (ближе к концу ХХ века).

JAW, 05.03.2013, 22:41
Показал тему печатнику, он работал в типографии, которая в том числе и эти билеты печатала.
ФГУП Типография №12 им. М.И.Лоханкова (Лоханка). Да, это Питер. Вероятно, таких типографий далеко не одна.
Гильошные сетки, как он говорит, скорее всего, печатали в другом месте. Текстовая часть впечатывалась на специальных маленьких очень быстрых машинках, печать высокая. Машинки тигельные, печатали по одному билету. К тому времени, когда он там работал, они уже были убиты, в цехе механик сидел на подхвате. Машинка имела нумератор, естественно…
Напомню, что форма высокой печати могла набираться непосредственно типографским шрифтом. И очень похоже, что с этими билетами так и было…
А гильош откатали большим листом с одного клише…
Про дырку он особо рассказывал, её сверлили до впечатки текста.
От себя добавлю, что ФГУП Типография №12 им. М.И.Лоханкова с момента создания в 1923 году входила в Транспечать НКПС СССР. Транспечать в свою очередь в 1933 году преобразовали в Трансжелдориздат. Так что, возможно, именно эта типография билеты стала печатать сразу после Гознака.

Пригородные билеты сначала по оформлению ничем от дальних не отличались. Только на билетах «Туда и обратно» наносилась горизонтальная красная полоса (это море вкуса: красная полоса на кирпичном фоне).



Билет Дзержинской ж.д. Использован 23 апреля 1939г.



Через некоторое время цвет пригородных билетов меняется на желтый, по крайней мере, вокруг Москвы. Узорная сетка остается без изменений.



Потом узоры на желтых билетах стали блекнуть, на некоторых узор можно обнаружить только с помощью лупы, и исчезают совсем. Похоже, что возникли проблемы с краской, которая почему-то стала расплываться по незапечатанному узору.


Дальше с билетов исчезает и желтая краска: только текст на голом картоне, да красная полоса на туда-обратных билетах.


Во время войны, конечно, было не до узоров. Как я понимаю, картонные билеты во время войны вообще не выпускали. Да и после войны несколько лет выпускаются билеты без узорной сетки. Есть, правда, и исключение. Вот.


Похоже, что билет напечатан на картоне, фон с узором на который нанесли еще до войны.

Продолжение следует

картон, перидромофилия, эдмондсон, эйситиристика, билеты, железная дорога

Previous post Next post
Up