Транспортный налог - подмена понятий.
В пятницу, 13-го (ноября 2009 г.), Госдума приняла таки поправки в 361-ю статью Налогового кодекса, увеличивающие в два раза базовую ставку транспортного НАЛОГА в России.
Россияне в основном высказывают по этому поводу недовольство, что на мой взгляд принципиально не совсем обоснованно. Налог парламент государства (законодатель) может установить любой, они (депутаты) имеют на это полное, делегированное им нами (избирателями) право (как бы это не казалось некоторым избирателям странным). Другое дело то, что мы этих депутатов, мягко сказать, не выбирали, и депутатами они стали в результате какого то другого административного действия, почему то тоже называвшегося выборами. Но я не о политике, не о выборах - это другая тема.
Я о налогах (и сборах). Ещё при составлении и принятии Налогового Кодекса РФ, одного из определяющих в жизни страны свода законов, были допущены разного рода ошибки и неточности. Я уже говорил, например, об акцизах (
http://www.taxpravo.ru/blog/Ochakovskiy/article21468211250153563236051439808490), теперь вот это - Транспортный налог(!), который по сути вовсе и не налог, а СБОР. Путаница заложена в Налоговом Кодексе с самого его начала, когда не объяснены смыслы понятий Кодекса, смотрите: статья 3.3. «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание…» - это до такой степени широкая трактовка, что она ничего не объясняет. Где начинается и где заканчивается «экономическое основание», и каким экономическим основанием является «лошадиная сила». В статье 8. Кодекса составители сделали попытку провести разницу между налогом и сбором, у них получилось, что:
- налог, это обязательный платёж, взимаемый с …, в целях финансового обеспечения деятельности государства…
- сбор, это обязательный взнос, взимаемый с (тех же лиц), уплата которого является одним из условий…, включая предоставление определённых прав…
Игра словами ничего не проясняет, в случае с транспортным налогом собранные с граждан деньги идут на обеспечение деятельности государства (налог), при этом эти же деньги предоставляют определённые права (сбор). Применительно к налогообложению, сборщиком и налогов и сборов являются налоговые органы, поэтому это, или всегда налоги, или, налог - когда исчисляется из денег, и сбор - когда исчисляется из каких либо натуральных величин. Именно поэтому транспортный налог, это не налог (по смыслу), у него нет экономического основания, он не проистекает из результатов экономической деятельности, не определяется ими, это СБОР. Кто то (государство) собирает с агентов (граждан) мзду за право тех обзаводиться собственными автомобилями и прочими самолётами и катерами. Критерий сбора условен, условен в базовой установке (рубли за л.с., а не за вес, количество колёс, длину и пр.), далее условен в градациях (до 100, после 100..), условен в типах (лодки с моторами или яхты с моторами), условен в конечном счёте по территориям. Более того, что касается территорий, то он ещё проявляется и как антисоциальный, чем территория беднее, чем больше она нуждается в деньгах, тем больше у местных заксобраний соблазна поднять транспортный налог до максимальных значений с целью пополниться деньгами! И в чём собственно экономическое основание «транспортного налога»? Как мы видим, его нет. А чем обусловлены разные ставки в регионах? Это способ стимулирования увеличения числа автомобилей, или наоборот, как в каком нибудь экологическом швейцарском курорте, к полному их запрету с помощью неимоверной ставки? У нас в России какая мотивация кроме той, вполне объяснимой, что хочется денег. А как там с экологией, как там Киото, Сингапур? Почему налог не зависит от того, в каком двигателе рождаются облагаемые лошадиные силы, в Евро-0, или в Евро-5? Или «деньги не пахнут», ни лошадиным навозом, ни продуктами сгорания топлива.
Госдумовская гора власти в очередной раз родила мышь, создавая видимость работы и заботы и спровоцировав волну бессмысленного по большому счёту провинциального законотворчества. Не станет российский народ жить лучше после того, как Дума проголосовала 13 ноября за повышение транспортного налога, и хуже от этого жить не станет, но вот ещё более озлобленными на вредную бессмысленность поведения государственных мужей, я думаю станет. И кто тогда чего этим добился?
Что касается налогообложения как одной из сторон государственной деятельности, то законоведам и законотворцам неплохо было бы написать для начала грамотный Налоговый Кодекс, ибо вольность трактования допускает вольность применения…и далее по нарастающей, ко всеобщей неразберихе и как следствие - потере управляемости, при которой и вертикаль не выручит.
Александр Очаковский, 54
© - Очаковский А., 2009