В прошедшем году много шума наделал фильм «Субстанция» с участием Деми Мур, напомнивший нам о таком жанре, как боди-хоррор. После премьерного показа спектакля «Превращение» в Театре на Таганке я могу сказать, что его также в какой-то степени можно отнести к этому жанру, правда, смысловые пласты здесь глубже. Это и неудивительно, ведь в основу постановки режиссер Андрей Гончаров положил одноимённую повесть Франца Кафки - писателя, известного своими философскими поисками. Попробуем разобраться, что из этого получилось.
Спектакль "Превращение". Фотограф - Игорь Червяков
«Превращение» - это не буквальный перенос произведения на сцену. У Кафки главный герой, коммивояжёр Грегор Замза, просыпается однажды утром и обнаруживает, что он превратился в огромное мерзкое насекомое, чем до ужаса пугает членов своей семьи. Несмотря на то, что родители и сестра материально зависят от Грегора, их неприятие нового облика влечёт за собой изоляцию, а затем и смерть Грегора. Кажется, что семья совсем не тронута этим событием и продолжает жить дальше...
Повесть не затрагивает событий, которые предшествовали необычной трансформации, но именно это исследует Андрей Гончаров в своём камерном мюзикле.
Сразу в центре нашего внимания оказывается глава семейства - Герман (Анатолий Григорьев)- тщедушный и взбалмошный старик. Рядом с ним - кроткая жена Анна (Надежда Флёрова), родившая ему сына Грегора (Максим Трофимчук) и дочь Грету (Александра Хованская). В музыкальной части этот факт обыгрывается реверансом в сторону хита Боярского - «Спасибо за день, спасибо за ночь».
Спектакль "Превращение". Фотограф - Игорь Червяков
Происходящее дальше на сцене видится отчасти абсурдом или чьим-то кошмарным сном при температуре 39. Однако всё это нужно для того, чтобы мы увидели, что Герман в этой семье обретает свой ещё некрепкий, но независимый голос. И он не один, его поддерживает необычная и дерзкая девушка-птица. Здесь звучит лиричная песня «Странная любовь». Может ли это понравится такому деспотичному отцу, как Герман? Конечно же, нет, что мы и видим в переломном номере «Палец отца», после которого Грегор превращается в жука.
У этого жука есть крылья - он может летать. А ещё он обрастает прочным хитиновым покровом - читай, бронёй, которая отделяет его нынешнего «жуткого» и «неудобного» и от него в прошлом, подчинявшегося прихоти одного человека. И всё это уже не просто про конфликт отцов и детей. А про возможность обрести свободу внутри.
Спектакль "Превращение". Фотограф - Игорь Червяков
Тема обретения свободы получает неожиданное продолжение в номере, где Анна поёт про участь матери. Только и остаётся удивляться, куда же подевалась та кроткая женщина?
Ещё одной темой, которую поднимает Андрей Гончаров, становится принятие мерзости. Грегор говорит нам цитатой из Гоголя:
Не смущайтесь мерзостями и подавайте мне всякую мерзость! Для меня мерзости не в диковинку: я сам довольно мерзок. Пока я еще мало входил в мерзости, меня всякая мерзость смущала, я приходил от многого в уныние <...>; с тех же пор, как стал я побольше всматриваться в мерзости, я просветлел духом; передо мною стали обнаруживаться исходы, средства и пути, и я возблагоговел еще более перед провиденьем. И теперь больше всего благодарю бога за то, что сподобил он меня, хотя отчасти, узнать мерзости как мои собственные, так и бедных моих собратьев. <...> Не пугайтесь же и вы мерзостей и особенно не отвращайтесь от тех людей, которые вам кажутся почему-либо мерзки.
Грегор понял многое и о себе, и о людях вокруг. Да, герой в повести Кафки не смог выжить, но этот Грегор имеет все шансы на то, чтобы обрести своё счастье. Возможно, что не только он.
Постановку однозначно стоит смотреть, если вы хотите и готовы удивляться. Сценография, музыка, костюмы, свет - всё здесь работает на то, чтобы история увлекла вас с головой. Аллегоричность в ней - кубик Рубика в ваших руках. Крутите его, чтобы разглядеть грани смыслов.