А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что Пушкина можно назвать одним из первопроходцев в жанре русской фантастики?
Вот возьмём, например, его повесть «Пиковая дама», которой в этом году исполняется 190 лет. Мистический сюжет вместе с образом старой графини, в котором современники разглядели черты придворной дамы Натальи Петровны Голицыной, в своё время привлекли к ней немалое внимание светского общества. А карточные игроки, подражая герою пьесы, делали ставки на те самые «тройку, семёрку и туз».
Спектакль «Пиковая дама». Фото: пресс-служба Театра на Таганке
Уверена, вы все отлично знаете фабулу, но давайте освежим в памяти.
Бедный немец-инженер Германн идёт на сделку с совестью, чтобы раздобыть у старой графини секрет трех карт, которые по легенде сулят выигрыш за карточным столом. Обманув доверие её молодой воспитанницы Лизы, он проникает в спальню графини. Увидев Германна с пистолетом в руках, пожилая графиня умирает, но чуть позже её призрак раскрывает ему карточное сочетание - тройка, семёрка, туз. Германн ставит на них последовательно все свои сбережения, и тройка и семёрка выигрывают. А вот вместо туза выпадает пиковая дама, оставляя героя ни с чем. Разорившийся Германн сходит с ума и попадает в больницу для душевнобольных.
Германн - Александр Зарядин. Фото: пресс-служба театра на Таганке
В постановке «Пиковой дамы» в театре на Таганке режиссеры Денис Азаров и Дарья Авратинская нам предлагают свой взгляд на эту историю. Мы - зрители - наблюдаем за героями уже в стенах, которые не оставляют сомнений в том, что они больничные. И тут уже сложно отделить, что реальность, а что плод больного воображения нашего главного героя. Был ли призрак графини на самом деле или всё это галлюцинация?
Так или иначе, но мы видим, как игра завладевает умом Германна (Александр Зарядин), а желание лёгких денег уводит с изначальной жизненной установки: во всем расчёт, умеренность и трудолюбие.
Спектакль «Пиковая дама». Фото: пресс-служба Театра на Таганке
Компаньон по картам Томский (Филипп Котов), который и рассказывает Германну историю своей бабушки-графини, становится тем самым «триггером» или «демоном-искусителем», который выпускает наружу зревшие в главном герое страсти.
Графиня - Ирина Апексимова, Германн - Александр Зарядин. Фото: пресс-служба Театра на Таганке
Образ Графини (Ирина Апексимова) получает сразу несколько сценических воплощений. Кроме ожидаемой старушки - почти выжившей из ума и местами комичной, - перед нами предстаёт та самая Пиковая Дама - женщина-вамп и роковая вершительница судеб. Она эффектна (аплодирую блестящей форме Ирины!), почти не говорит, но поёт в стиле элетро-рок. Неожиданно?
Пожалуй, немного. Ведь в целом эта режиссерская версия «Пиковой дамы» шагнула за пределы написанного Александром Сергеевичем, добавив в действие много поэтических цитат (вы без труда их считаете или Пушкин - не «наше всё» 😉), отсылок в наше настоящее и даже новых героев.
В сухом остатке, за новой формой видны всё те же нравственные вопросы, которыми задавался ещё Александр Сергеевич: как наш выбор влияет на нашу судьбу, все ли средства хороши в погоне за успехом, последует ли за преступлением наказание и т.п. Вопросы, которые актуальны во все времена.
Ведь как это ни банально, даже спустя почти 200 лет человеческие пороки остаются всё теми же пороками.