Три забытых чуда провинциального города

Oct 11, 2017 00:34



Сегодня мы искали образ Настоящего Путешественника. Знаменитого! Прославленного! Неустрашимого!!! Зачем? Потому что начало недели. Когда приходишь в себя после внезапных путешествий в выходные. И хочется свои тихие достижения сравнить с величием Великих.

Увы, мы нашли. Причем подробнейший портрет Великого Тревел Блогера. Который не попал в топ 10 жж только потому, что умер, не дождавшись изобретения Интернета.





Давайте посетим его кабинет. Войдите вместе с нами в большую комнату, сверху донизу увешанную ружьями и саблями. Все виды оружия всех стран  мира здесь налицо: карабины, пищали, мушкетоны, ножи корсиканские,   ножи каталонские, ножи-револьверы, ножи-кинжалы, малайские криссы,  караибские стрелы,  кремневые  стрелы, железные перчатки, кастеты, готтентотские палицы, мексиканские  лассо, чего тут только не было!

Посреди кабинета стоит круглый  столик. На столике бутылка рома, турецкий кисет, «Путешествие капитана Кука», романы Купера, Густава Эмара, рассказы об охоте - охоте на медведя, соколиной охоте, охоте на  слонов  и т.д. За столиком сидит человек лет сорока - сорока пяти,  низенький, толстый, коренастый, краснолицый, в жилетке и фланелевых  кальсонах, с густой, коротко подстриженной бородкой и горящими глазами. В одной руке он держит книгу, а другой размахивает громадной трубкой с  железной покрышкой и, читая какой-нибудь сногсшибательный рассказ об охотниках за скальпами, оттопыривает нижнюю губу и строит ужасную гримасу, что придает симпатичному лицу скромного обывателя выражение той же свирепости, какой дышал весь дом.

Узнали? Это Тартарен из Тараскона. Замечательный фантазер и наивный обманщик. Великий охотник на фуражки. Который однажды с великом пафосом отправился охотится на льяла-людоеда. И мужественно подстрелил старую корову. Затем отправился покорять самые высокие вершины Альп. И потерял все великое и ужасное снаряжение в первом сугробе. Зато поведал миру одну из самых замечательных историй о путешествии, разместив ее в уме Альфонса Доде.

Мы любим этого вруна. А еще любим Барона Мюнхгаузена, Карлсона, Обломова. И еще десяток великих путешественников, не покидающих своего дивана. И сами немного фантазируем, рассказывая о наших путешествиях. Для того, чтобы печальное казалось забавным. Суровое - интересным. Нудное - увлекательным. В эпоху Интернета это очень легко. Путешествовать там, где уже прошли тысячи людей - хороший бизнес. Достаточно подставить нужные слова, надергав соответствующих  цитат, и ты тревел-блогер.

Но этим текстом мы совершим эксперимент. Расскажем о незаметном. О том, что мы нашли в нашем спонтанном путешествии буквально «под носом». Нетуристические чудеса. Подзабытые учителями, экскурсоводами и чиновниками от культуры. На картах туристических маршрутов Крыма этих чудес нет. О них непросто хоть что-то найти в чуланах Интернета. Многое мы узнали, просто расспрашивая живых людей, давно охладевших к миру вокруг. И наблюдая за тем, что происходит с людьми в этих местах.

Напомним далеким друзьям - мы сейчас живём в Симферополе. Работы у нас все больше. На длинные путешествия времени все меньше. Но мы все равно отправляемся в путь, едва появляется время. Не обязательно странствовать неделю. Два часа прогулки по ближайшим улицам - великое приключение, если не боишься смотреть и видеть. Очень легко чувствовать себя Великим Путешественником в заморской стране, среди каких нибудь папуасов. Найти чудеса и диковины на своей улице немного трудней.



Симферополь, осень 2016

Мы нашли такие диковины совсем рядом с домом. Можете ругать нас за пафос. Но нам грустно. С нашей точки зрения то, что мы нашли - серьезные исторические, археологические, культурные памятники. К ним нужно водить детей. И помогать слышать голоса прошлого, сформировавшие сегодняшние мечты.

Удивительно, что они вообще сохранились. Что им помогло выжить? У каждого чуда свой секрет защиты от жестокости времени и людей. И еще одна  тайна забытых чудес - они все еще притягивают одиночек. Таких, как мы. Способных залезть в грязную дыру на склоне горы, чтобы обнаружить волшебный источник.

Зачем нам это? Потому нам кажется - настоящие путешествия требуют полной тишины. И особых отношений с пространством. Тогда дорога на работу каждый день будет приключением. А дорога домой подарит десятки открытий. Думаете, мы опять шутим? Нет. Читайте дальше.

Чудо первое. Закопченная ниша в скале напротив роддома

Все началось с таинственного маркера. Изучая карту Симферополя мы прочитали слово «Чокурча».Что это? По названию не поймешь. Нечто среднее межу чучмеком и чупакаброй. И пиктограмма горы. Горы мы любим. И от дома недалеко. От нашей квартиры не более часа пешком. Пришли, а там ничего нет. Просто каменистый обрыв. Бастионы частных домов на краю обрыва. Руины недостроя под обрывом.

А еще речка. На удивление хорошо пахнущая. Обросшая ежевикой. Оплетённая джунглями дикого винограда. Словно нет никакого города вокруг. А где-то в зарослях дикие вопли. То ли неандертальцы. То ли мамонты.

Из зарослей мы выпали на живописную лужайку. Ритуал древнего пиршества по имени «пикник» был в самом разгаре. Престарелые «десантники», сильно пьяные, пытались показать друг другу удары пяткой в челюсть. Но все время падали. Забавно было спросить у такого воина «Не знаете, где здесь Чокурча»!  В ответ яростный крик «Урррааа!!! На Чокурчу!!!! За родину!!!!». В общем, мы убежали. От военных песен. И от стакана водки, предложенного щедрой рукой.

Когда мы отдышались, обнаружили, что попали в иной мир. Здесь тоже были люди. Три мужика. Каждый сам по себе. Топтались на месте. И нервно курили. И за их спиной зиял в стене черный провал. Отгороженный изнасилованной решёткой из когда-то прямых зеленых прутьев.



Поляна перед пещерой Чокурча

На заборе - блестящая металлическая пластина. Пережившая нападения диких орд. Ее били. Резали. Кромсали. А когда уничтожить надпись не удалось, измазали гневными иероглифами. С чем же сражались люди, отдыхающие здесь? Со стихами.

На металлической пластине были фабричным способом нанесены стихи. Не будем их здесь повторять. Мы разобрали каждое слово. Но на это понадобилось 40 минут. Стихи хорошие. Добрые и романтичные. Может потому они так раздражали современных неандертальцев. Особенно первые две строки: «Это ни на что не похоже! Отнесись к нему с любовью, прохожий!» И ещё: «Пещерная стоянка неандертальцев. Охраняется государством».



Пещера Чокурча, Симферополь

За решеткой неглубокий грот. Сильно закопченный. Но непростой. Не станут дырку в скале отделять от мира решеткой. Да еще с табличкой, призывающей к любви. Что же это? Мы попытались выяснить у мужиков, курящих сигарету за сигаретой. Первый издал тягостный стон. Второй молча смотрел на нас, бросил сигарету, и показалось что он сейчас в нас плюнет от отчаянья. Но он закурил следующую. А у третьего зазвонил телефон. Он только глянул на экран и сорвался с места, словно ему позвонили прямо с пожара, где догорает его мечта на спокойную жизнь.

«Да вы не трогайте их» - позвал нас веселый голос за спиной. Мы обернулись. К поляне перед гротом, не замечая нервных мужиков, приближалось шествие. Две самки, молодая и мудрая. Двое самцов с поклажей, сильный и умный. Три собаки, большая, красивая и жалкая. Неизвестное количество детей. Они бегали кругами, посчитать их невозможно. «Мы рядом живем и постоянно здесь отдыхаем. А это неприкаянные из роддома приходят. У них жены рожают. Они ждут здесь. Что-то тянет их сюда. Может тени неандертальцев?»



Мы познакомились. Хорошие люди. Любят это место. Знают - это самое древнее место в Европе, где обнаружили стоянку пещерного человека. Когда-то здесь совершены удивительные открытия. Копали много и долго. И забыли.

«Ни фига себе! Вот так Чокурча!!!» - подумали мы. И продолжили выспрашивать детали. Нет, они не археологи или историки. Но постоянно убирают мусор за нервными неандертальцами, сливающими здесь свои тревоги.  Причем убирает вся семья - и старые, и юные. «Зачем?» « Потому что место хорошее. Жаль, что гадят здесь. А нам кажется, что здесь даже алкоголь нельзя…»

Они остались. Читать книги. Кушать. Играть с детьми. Так же, как и древние люди, отдыхающие после смертельно опасного дня. Мы ушли, но придём сюда не раз. Поговорить с древними людьми, уже умевшими рисовать на стенах, но еще не знающими, какими станут люди, рожденные ими. И познакомиться с людьми современными, притянутыми чудом ушедшей жизни.

Чудо второе. Странная вода и немного о первом крымском самозахвате

Это место нашел мой муж. И меня туда привел. Скачала мы просто гуляли.  Заросшие склоны Петровских скал покрыты множеством троп. Муж заметил странные крепления на обрыве. Затем остатки деревянных столбов, врытых в землю. Явные следы очень большого строения, которое крепилось прямо к скале. Как хорошая гончая, он начал наматывать круги, в поисках потайных симптомов древности. И нашел.

Но сначала он исчез. Его не было около часа. Знаете, я очень испугалась. Пологий склон. Зеленая травка на много метров во все стороны. А человек исчез. Из-под земли он явился бледный. И потащил меня за собой. Конечно же, я пошла. Куда деваться жене путешественника?

Второй раз я испугалась, когда он надел налобный фонарь. Мне в руку дал резервный фонарик. И сказал: «Ты мне веришь? Тогда иди за мной и ничего не бойся». В траве прятались древние ступеньки. Бетонная капсула входа была совершенно незаметна в зарослях под старой сливой. Но в конце ступенек - ужас. Впрочем ужас человеческий. Обычная помойка. Но муж подбадривал и тащил за собой.  Хорошо, что запаха не было. Совсем. Было другое. Иной ужас струился из темноты. Промозглый. Холодный. Древний.

Очень интересно, но полоса мусора кончилась через пару шагов. Словно кто-то останавливал негодяев. И говорил. Стой! Дальше не пойдешь. Или, наоборот. Кто-то мудрый создал мусорную полосу препятствий, которая мудрого остановит, а глупый и так темноты боится.

Дальше было чисто. Тихо. Влажно. И очень темно. Идеально круглый туннель шел в глубину горы. Посредине - чистейшая тропинка, выложенная плиткой. По ней ходили. И не раз. Тихо и торжественно, прислушиваясь к тихому голосу воды.

Я не знаю, сколько мы шли. Долго. До полной потери чувства времени. В холодную тишину, уже много лет свободную от присутствия человека. Тоннель был неширокий. Ровно для одного человека. Словно круг Витрувианской гармонии. Куда не протянешь руку - коснёшься края, в который ты вписан неугомонным Леонардо.

Сквозь тишину слышно только журчание воды, словно к ногам ласкался щенок весеннего ручья. Но воды не было. Сухой пол. И темнота. Даже мощный спелеологический фонарь мужа не рассевал мрак. Мы шли, и звук воды становился все отчетливее. Словно кто-то звал. И ждал в глубине.

Не будем накручивать мистических аллюзий. Вдруг туннель кончился. Просто уперся в стену. Словно огромный червь, выгрызавший нору по воле неведомых великанов, здесь умер и исчез, оставив на скале геометрические следы зубов. А в самом углу туннеля был заботливо выложен храм родника. Вода вытекала из скалы, падала в геометрический храм, выложенный цветной плиткой, и исчезала в скальном отверстии.

Мы не знаем что это. Кто это построил и зачем? Никогда мы не видели, чтобы родник стоил таких гигантских усилий. Тем более на берегу реки. От жажды здесь никто не умирает. Что это за вода? Волшебная? Целебная? Да. Она очень вкусная. Но зачем высверливать огромный туннель под скалой в центре города, на сотню метров погружаясь в землю, ради тончайшей струйки воды? А потом забыть, забросить и запечатать мусорной пробкой?

Поиск в Интернете ничего не дал. Вообще ничего. О туннеле не знали ни знакомые археологи, ни местные жители. Впрочем мальчишка на велосипеде многое пояснил. Он катался неподалеку. Мы просили о подземном туннеле. Он сказал: «Знаю. Туда нельзя. За это наказывают». И сразу уехал, сильно нажимая на педали.



Зато мы нашли историю Петровского фонтана. Не ищите его. Он погиб в борьбе с советскими стройками. Когда - никто толком не знает, остался только на открытке. Петровский фонтан был сложным инженерным сооружением, построенным тех же местах, что и тоннель, что мы обнаружили.  Поил весь город пресной водой. Говорят, что очень вкусной.

Источник был построен на казенные деньги. Но чиновники еще не имели современного опыта борьбы с произволом. Потому факт муниципальной собственности на фонтан задокументирован не был. Более того, чиновники  верно служили отечеству и не пытались заработать на служебном положении. Потому воду всем желающим давали бесплатно.

Как говорится, без лоха жизнь плоха. Эту поговорку знал местный дворянин Зеленков, который поставил вокруг Петровского фонтана забор, объявил территорию частной собственностью и вознамерился воду продавать.



Власти подали на беспредельщика в суд. И здесь уместна вторая великая русская поговорка: от тюрьмы до сумы… В тюрьму никто не сел. Судебный процесс длился 30 лет, совершенно разорил городские власти и завершился смертью корыстолюбивого дворянина.

Чудо третье. Вечный столб и три квадратных метра другой планеты

На выезде из Симферополя мы нашли столб. Ему больше 150 лет. Искали долго. Знали, что ищем. Но найти не могли. Друзья, помогая нашему блогу, рассказывают нам о местных диковинах. Этот столб - чудо. Их было больше 3000 по Крыму. Они принесли на еще дикую землю электрическое чудо - телеграф. Более того, этими столбами Крым был включен в первую на планете межконтинентальную телеграфную линию «Лондон-Калькутта».



Когда мы нашли - удивились. По сравнению с современными бетонными монстрами этот столб - тростиночка. Но очень прочная. Их пилили, рубили, кромсали, взрывали армии разных цветов. Лишь бы противник не использовал по прямому назначению. А они стояли. Только мародеры последних 20 лет победили эти столбы. Больно хорош чугун, их которого они сделали.

Столб, который  мы нашли, сохранился по очень простой  причине. Он служил людям. Нес электричество в маленький домик, запитавшись от огромного бетонного столба. Мы стояли рядом с чудом 19 века и ощущали границу, что отделяет землю вокруг этого столба от остальной земли города. И дело даже не в том, что три квадратных метра земли вокруг чугунного чуда юридически когда-то принадлежали английской короне.



Симферополь. Телеграфный столб, которому уже 150 лет. Осень 2017

Мы думали о том, что совсем недавно люди создавали новые вещи в абсолютной уверенности, что они будут работать вечно. Помните машинку Зингер? Многим уже более ста лет, а они шьют. Как думаете, современная  швейная машинка китайского производства прослужит 100 лет? А что в нашей жизни продолжит существование после нас? Ваш смартфон будут хранить ваши внуки, радуясь красоте и вечности, запечатленной в материале? Увы…

Рядом с этим незаметным столбом, прожившим уже 150 лет, и все еще исправно выполняющим свое предназначение, мы вспоминали о тысячелетних городах, где люди помнят имена людей, строивших каждый дом. Где мальчишка покажет вам дома своих предков. А любой гражданин старше 50 будет часами рассказывать истории живого прошлого.



Симферополь. Телеграфный столб, которому уже 150 лет. Осень 2017

Хозяин дома, использующий артефакт эпохи Жюля Верна, ничего не знает о сокровище под своим забором. Для него просто удобная железяка подвернулась. Мы расспрашивали его. Увы, он только разозлился. Раз вы не инспекторы со штрафами за аварийное состояние проводов, какого черта лезете?

Возвращались домой в смешанных чувствах. Конечно же, лезть в чужую жизнь нескромно. Но мы точно знаем, что уважение к заброшенной пещере, забытому источнику и старому столбу - наша жизнь. Забывать ее не стоит. Обязательно нужно поговорить с неандертальцами, попить забытой воды, обнять брошенный столб. И тогда что-то в жизни будет меняется. К лучшему. Особенно если там, где ты только что был, остается чистота. Для тех, кто придёт за вами.

Для Любознательных:

О Пещере Чокурча. Заметки археолога 

О тайнах крымских подземелий

Симферопольские фонтаны

О Индоевропейском телеграфе

#симферополь

Previous post Next post
Up