Да. Признаем. Заголовок провокационный. Причем сознательно. Чтобы больше хороших людей прочитало. И картинки Крыма хороши. Верите, что им больше 100 лет?
В главном заголовок правдив. Сегодня день смерти фотографа, впервые показавшего Крым России. Причем в цвете.
Более того, именно этот человек впервые удивил Россию магическим зеркалом цветной фотографии. И мечтал всего лишь о том, чтобы цветная фотография стала источником массового просвещения. Помогая народу увидеть красоту своей страны.
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Слишком бурный мальчик
Он был потомственным дворянином. Пять веков русской династии. Рожденной от богатого татарина, присланного Ордой присматривать за вассалом.
Все его предки были хорошо образованы, потому постоянно воевали. Самые талантливые заняли место не только среди пантеона полководцев, но и в галерее литераторов.
Герой нашего повествования в молодости проявил сложный характер. Вольная душа татарина не давала покоя практичности русского купца. Учился мальчик трудно. Мешало изобилие талантов. Музыка спорила с химией, живопись вытесняла технические таланты. Пока однажды, во время химических опытов, он не искалечил руку. Это огорчило преподавателя музыки, обещавшего ему славу Страдивари.
Увлечение химией довело до технического вуза, где он тоже недолго продержался. Помешал фантазер Менделеев. Ученый взлетел к небу на воздушном шаре собственного изобретения, окончательно лишив мальчика покоя.
Ошеломленный дерзостью академика, юноша затаился на 10 лет. Все-таки, папа был влиятельный чиновник. И мальчик, прикидываясь добропорядочным, ушел изучать медицину. А потом, по протекции отца, отдался работе в социальном учреждении для бездомных девочек. И, кстати, сделал на девочках карьеру.
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Но все это тлен и прах. Потому что Джеймс Клерк Максвелл уже придумал цветную фотографию, поразив мир первой цветной картинкой. Натурой для исторического снимка стал бантик с платья подружки изобретателя. Профессор Мите, впечатленный фривольной картинкой, немедленно принялся изобретать аппарат для облегчения дамских фотосессий. А нашего героя утомили заботы о бездомных девочках. Он женился на богатой даме. И занялся самым благонадежным делом - пополнением династии, радуясь своим детям, которые рождались практически каждый год.
Измученный продолжением рода, герой утешался фотографией и прятался в темноте лаборатории. Но недолго. Жена не дала уйти от мира. Обильные связи дочери богатого сталевара вывели фотографа в светское и научное сообщество, где он быстро прославился. Как пытливым умом, так и прекрасными лекциями.
Но демоны фотографии уже завладели душой. Он приобрел первый в мире цветной фотоаппарат. Точнее, заказал у профессора Мите. И даже около года учился у него. В итоге удивил собственным чертежом фотокамеры, которой суждено было сделать его знаменитым.
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Страдивари фотографии
Мы уверены, что вы поняли, кто наш герой. Это Прокудин-Горский.
В принципе ему не везло. Он практически ничего не изобрел и не открыл. Цветную фотографию изобрел англичанин. Первый фотоаппарат для цветной съемки придумал немец. Славу первых фотографов навсегда застолбили за собой французы. Даже когда он, в эмиграции, отчаявшись, начал развивать цветное кино, оказалось что и здесь американцы заняли все маркетинговые ниши.
Но Страдивари не изобрел скрипки. Дьявол скрипичного дела всего лишь создал особый лак, который превратил голос средневековья в звонкие песни Возрождения. И тайну нанесения лака унес в могилу, заставляя Гварнери придумать собственный лак.
Прокудин-Горский открыл свой «скрипичный лак». Особое вещество - сенсибилизатор. Именно это вещество позволило передавать тончайшие оттенки цвета. Мы сегодня не знаем его рецепта. Прокудин-Горский был умным коммерсантом. Потому главные секреты не продал.
Фотографии Прокудина-Горского ничем не уступают шедеврам современных фотохудожников. В этом его вторая тайна, доступная каждому из нас. В принципе ничего нет сложного в том, чтобы освоить химию фотографии. А сейчас вообще нужно только одно умение - нажимать кнопку фотокамеры, предварительно покрутив ее колесики. В чем же тайна?
Пофантазируем? Начало века. Время чудес, верно угаданных Жюлем Верном. Цветная фотография была чудом. Причем чудом абсолютным. Посланием Бога. Фотограф казался древним магом. Опасным, но привлекательным.
Но в начале прошлого века такого волшебства было в изобилии. От электричества до нового способа носить корсет. При перенасыщении рынка чудес заметить еще одну техническую новинку было непросто.
Путешествиями тоже было трудно удивить. Писали о путешественниках немало. Как раз к началу 20 века сложился героический образ путешественника, что, уж простите за штампы, презирает опасности, смело смотрит в лицо трудностям и несет цивилизацию дикарям.
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Что нового было у Прокудина-Горского? Ничего
А что нового у вас, когда вы отправляется в путешествие. Новый фотоаппарат? Новый автомобиль? Новый маршрут в неведомые страны?
Современных путешественников роднит с Прокудиным-Горским только одно. Способность УВИДЕТЬ в обычном чудо. Способность ОСОЗНАТЬ, что картинка перед вами - послание Бога. Готовность трудиться, чтобы раскрыть эту картинку в изображении или слове.
Прокудин-Горский не искал славы для себя. Он мечтал о славе России. О ее величии, воплощенном в описаниях путешествий, где много места для красоты, но малозаметен тот, кто показывает красоту.
В своем журнале «Фотограф-любитель» от писал в 1911 году:
«Не целям забавы, не мимолетному удовольствию стремится удовлетворить цветная фото-графия, но исключительно заботам о просвещении. В ея руках-могущественное средство содействовать всеобщему образованию, являясь ему на помощь во всех случаях, где человеческое слово становится безсильным. Слово - великолепное орудие в руках поэта; лишь у поэта слово является облеченным в наряд красок, лишь у него и в таком виде слово может создавать целыя картины, которыя, оживая в нашем воображении, в состоянии заменить живопись. Но этого немыслимо ожидать в условиях обыкновенной проповеди просвещения, когда тот или другой предмет излагается сухим, черствым прозаическим языком, сплошь и рядом не вызывая в слушателях ничего, кроме зелёной скуки. Наглядность - великая помощница всякаго обучения»
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Свет фотоблогера
Первое путешествие с целью цветной фотосъемки состоялось в самом начале прошлого века. В 1903 году. Жертвой объектива Прокудина-Горского стала Карелия. И, как настоящий блогер, он путешествовал за свой счет, вообще не надеясь покрыть расходы рекламным трафиком.
Но и душа русского купца проявилась. Уже через 2 года он предпринимает путешествие коммерческое, раскрутив на финансирование питерских инвесторов. Идея была прекрасная, первая в свое роде. Вся Россия на цветных открытках. Проект удался. Облик России начала прошлого века впервые создан фотографиями именно этого путешествия.
Так явился России Крым. Яркий. Цветущий. Благоухающий. Совершенно неизвестный Крым, воплощенный серией из 30 открыток, из которых 26 дожили до наших дней.
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ялта с мола
Конец проекта ужасающий. Меценаты исчезают, не заплатив ни копейки. И самое страшное - исчезает исходный фотоматериал, чтобы через полвека всплыть в частных коллекциях.
Нормальный блогер в такой ситуации пьет горькую недели две. А Прокудин-Горский пошел к царю. И с 1909 года путешествует по всей России при поддержке императора Николая Второго. Естественно, с обещанием заплатить за трудны по созданию Российской фото-эпопеи.
Скажем сразу. И здесь фотографу никто не заплатил. Царь не обманул. Но пришла революция, с которой фотограф не договорился.
Тогда еще мало кто понимал: любое путешествие это огромные затраты и никакого заработка. Приобретаешь всего лишь осознание, что мир показывает тебе свои сокровища, и дает возможность их сфотографировать. Больше ничего не получишь.
Путешествие Прокудина-Горского сначала было роскошным. Волей императора создан особый пульмановский вагон. С удобствами, неизвестными в нынешних общагах на колесах. Иллюзия комфорта рассеялась быстро. Фотограф покинул роскошный вагон. Зато привык к двуколкам, телегам и лодкам. Иногда удивляясь автомобилю, катеру с мотором и мотодрезине. А роскошный вагон канул в пучине войны, превращенный в санитарный барак на колесах.
В Крыму фотограф путешествовал на лошадях. Комфортных дорог не было. Да и точки съемки, которые он выбирал, часто были на возвышенностях, куда только пешком. С огромными ящиками фотокамер.
С.М. Прокудин-Горский. Бахчисарай
Карта его путешествий поражает. Просто напрашивается грандиозный блог-тур «Маршруты Прокудина-Горского». Десятки стран, областей, городов. Тысячи километров неуютных дорог. Ушедший мир, цвет которого сохранил нам фотограф. Надо только пропиарить проект. Найти меценатов, которое сдержат свое слово. И отправиться в путь с фотоаппаратом.
Как было бы приятно написать, что именно русский фотограф впервые придумал путешествовать с цветной фотокамерой. Но, увы, первым начал его учитель, изобретатель цветной фотокамеры.
Адольф Мите в 1902-1914 гг. реализовал грандиозный проект по цветной фотосьемке мира вокруг. Снимал от заполярного Шпицбергена до Египта. Уникальные материалы до сих пор в спецхранах Германии. Никто не спешит выкладывать их в интернет. Мы долго искали источник. Смотрите ссылочку в конце текста.
Фотографии профессора хорошие. Но немецкий коммерсант их спрятал, чтобы продать подороже. А русский фотограф отдал свои фотографии миру. При этом сильно проиграл финансово. Но выиграл самый главней приз человечества - благодарность миллионов романтиков.
И сейчас, путешествуя, смело доставайте свой маленький фотоаппарат. Он удобный и простой, правда? Но мы написали этот текст, чтобы напомнить - стеклышки с кнопочками ничего не значат. Секрет вашей истории о путешествии исключительно в том, чтобы светом ваших глаз разогнать туман вокруг. И помочь людям, которые, возможно, все еще нуждаются в просвещении.
С.М. Прокудин-Горский. Ялта. Дворец Эмира Бухарского
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Между Ливадией и Ореандой
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ореанда
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Массандровский дворец
С.М. Прокудин-Горский. Вид на Севастополь с запада
С.М. Прокудин-Горский. Севастополь. Бульвар
С.М. Прокудин-Горский. Крым. Ай-Василь (Этюд)
С.М. Прокудин-Горский. Внутренние ворота Бахчисарайского дворца
Для пытливых умов. Источники нашего вдохновения:
Международный научный проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского» Открытый исследовательский проект «Наследие С.М. Прокудина-Горского» Форум научного проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского» Блог проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского» Оригинал книги Прокудина-Горского «Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами» Оригинал статьи Прокудина Горского «Фотография в натуральных цветах» Об устройстве камеры профессора Мите Фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» Ласточкино гнездо в проекте «Коридоры времени» Фотографии профессора Мите, первого путешественника с цветной фотокамерой