О двух женских портретах: история одной феминистки

Nov 05, 2013 04:12

Бывает так, что история, начавшаяся в одном путешествии, получает продолжение в другом.

В прошлом году в Мадриде я, как и большинство туристов, не пропустил галерею Прадо.



Нет нужды перечислять всё увиденное, уподобляясь путеводителю. Тем более, что рассказ будет всего лишь об одном портрете из этого богатейшего собрания.



Доменико Тинторетто. "Портрет женщины с обнажённой грудью".

В каталоге утверждается, что на холсте изображена Вероника Франко, известная венецианская куртизанка. Она состояла в отношениях с французским королём Генрихом III и прославилась защитой права женщины на свободную любовь. Сегодня её, возможно, причислили бы к стану радикальных феминисток.



В Венеции, где я побывал этим летом, как оказалось, Веронику Франко помнят. Венецианцы вообще гордятся своими знаменитыми согражданами, не делая различия между дожем и куртизанкой. Гондольер во время прогулки по каналам рассказал, что этот род занятий был весьма популярен в республике. По венецианскому закону 1542 года, куртизанками считались все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, проживающие отдельно от мужа и имеющие интимные связи с другими мужчинами. В XVI веке их количество составило 10% от общего числа населения.

Итак, Вероника Франко была единственной дочерью куртизанки Паолы Ваноццы Фракасса и купца Франческо Агостино Франко. Её семья, в которой воспитывалось ещё трое сыновей, входила в профессиональную касту, cittadini originari, которая составляла венецианскую правительственную бюрократию. Её отец имел собственный герб.

Вероника воспитывалась в атмосфере свободных нравов, однако обучалась самостоятельно - в основном присутствуя на уроках, даваемых ее братьям частными учителями. К 14 годам она владела этикетом, отличалась знанием наук и языков, писала стихи, неплохо играла на лютне и спинете. Рассказывают, что тот самый портрет кисти Тинторетто появился на свет почти случайно, а заплатила за него героиня очень дорого.

[История портрета]
Ваноцца, как и многие венецианские cortigiana onesta содержала салон, где великий Тинторетто был частым гостем. Однажды, когда лёгкий флирт художника с хозяйкой приближался к переходу в опочивальню, в залу вошла стройная девушка. Её кожа словно светилась в лучах солнца, высокая грудь дерзко и волнующе колыхалась под складками платья. Девушка подошла к хозяйке, почтительно поцеловала ей руку и исчезла за драпировкой двери.
- Кто она? - спросил Тинторетто.
- Вероника, моя дочь, - сухо ответила Ваноцца. Гость впервые отвернулся от нее, и это вызвало в ней досаду. Восхищённый Тинторетто не обратил на это внимания.
- Идеальная красота! Я должен написать ее портрет! Завтра же!
Он ушёл, отказавшись от ласк Ваноццы.

Вероника оказалась великолепной натурщицей, и вскоре портрет был готов. Художник показал его Ваноцце, ожидая похвал, но та лишь спросила:
- И как же Вы назовёте эту работу?
- "Женщина, приоткрывающая свою грудь".

Это был день, когда Ваноцца почувствовала в Веронике опасную соперницу. Ей было уже 33 года, возраст по меркам XVI века для женщины весьма почтенный. Поразмыслив, Ваноцца обратилась за помощью к мужу, и тот без труда выдал решение:
- Веронике пора замуж!
И тут же предложил в женихи Паоло Паницца, богатого врача с обширными связями, обслуживающего венецианскую аристократию. Правда, ему 45, он толст, плешив, нечистоплотен и патологически скуп… Но чем не выгодная партия?

Увидев будущего супруга, Вероника ужаснулась.
- И я должна принадлежать этому монстру? Никогда!
Но синьор Франко был непреклонен:
- Или под венец, или в монастырь!
И Вероника пошла под венец.


Конечно же, это всего лишь легенда. Портрет Тинторетто датируется серединой 1570-х гг., когда Веронике Франко было уже около 30. Позади скоротечный развод с Паоло, рождение трёх детей, переход под покровительство Доменико Веньера, бывшего венецианского сенатора, и даже роман с Генрихом III, который посетил Венецию в 1574 г.

Правда, есть и второй портрет Вероники Франко. Его приписывают кисти более знаменитого художника из рода Тинторетто - Якопо, которого ныне считают одним из крупнейших представителей венецианской школы живописи.



И эта картина тоже датируется серединой 1570-х. Это период расцвета Вероники, пик её известности. Она вращается в наиболее престижных литературных кругах города, участвует в дискуссиях. Живёт богато, играет на лютне и спинете, общается с известными мыслителями, поэтами, художниками и политиками того времени. Её сочинения вошли в антологии венецианской поэзии.

Литературная деятельность Вероники принесла ей славу человека острого языка и вольных мыслей. В стихах и письмах она оспаривала традиционное для поэзии тех лет изображение женщины исключительно как безмолвного объекта мужской любви, далёкого, жестокого и недосягаемого. Будучи куртизанкой, она отстаивала своё право рассуждать на темы морали, утверждая, что женщина может видеть добродетель в предметах, даже если сама не является добродетельной. Широкую известность получил её совет одной венецианке позволить своей дочери стать куртизанкой, нежели выдавать её за нелюбимого мужчину. Феминизм, да и только...

После 1580 года информация о Веронике Франко до крайности скудна. По одним свидетельствам, она умерла в бедности. По другим данным, хотя её положение на исходе лет не было столь процветающим, как в юности, но, тем не менее, бывшая куртизанка не бедствовала. Налоговые декларации 1582 года свидетельствуют, что она жила вблизи церкви Сан-Самуэле, где обитало много обездоленных проституток. Литературную деятельность Вероника прекратила. Скончалась в 1591 году в возрасте 45 лет после 20 дней горячки неизвестного происхождения...

PS Историки так и не выяснили, на какой же из двух картин изображена подлинная Вероника.

общество, путешествия

Previous post Next post
Up