Ситуация вокруг российской субмарины «Лошарик», конечно, серьёзная. Слухов много, а конспирологических теорий ещё больше. Подогревает обстановку и внезапная отмена визита Майка Пенса в Нью-Гемпшир. Но…
Вполне возможно, что всё это лишь дымовая завеса. А реально драматические для мира события разворачиваются совсем в других сферах. И последствия их грозят быть намного более плачевными, чем столкновения под водой.
Американский президент Дональд Трамп анонсировал де-факто войну. В привычной для себя манере - в Твиттере.
Запомните этот твит! ©
«Китай и Европа играют в большую игру по манипулированию валютами. Они закачивают деньги в систему, чтобы конкурировать с США. Мы должны делать то же самое. В противном случае #США останутся «в дураках, сидя и «политично» наблюдая, как другие страны продолжают играть в свои игры - как они делают уже много лет», - поведал миру Дональд #Трамп.
И это можно считать прологом к Большой валютной войне. К гонке девальваций, направленной на ослабление американского доллара с целью обеспечить конкурентные преимущества для товаропроизводителей из Америки.
Слов нет, в чём-то он прав, конечно. Народный банк Китая с начала года залил в банковскую систему кредиты на сумму 710 млрд долл. #ЕЦБ с 2015 по 2018 год напечатал 2,6 трлн #евро, скупая государственные и коммерческие облигации. Правда, под давлением Вашингтона, в январе он свернул эту программу. Но уже с сентября снова возобновит выдачу долгосрочных и практически бесплатных кредитов банкам (TLTRO) под ставку от минус 0,2% до 0,4% годовых.
На этом фоне пожелание Дональда Трампа в чём-то понятно. Однако валютная война - это такое состояние, в которое легко войти, и сложно из которого выйти. В конце концов, Великая депрессия 1930-х, завершившаяся Второй мировой войной, также усугубилась протекционистскими мерами и девальвацией доллара.
А для России здесь есть множество косвенных рисков. Начиная от потерь экспортёров и заканчивая кризисом в промышленности, для которой заниженный курс рубля - своеобразный зонтик, защищающий от внешних невзгод. Возможно, совсем не случайно Банк России считает, что риск укрепления рубля недооценён, и противится тратам из ФНБ.
Так стоит ли на этом фоне переживать из-за слухов вокруг субмарин, когда подводные течения несут всех нас прямо на рифы?