Вид на мечеть "Купол Скалы" из арабского квартала
Прилететь в Тель-Авив в ночь на Шаббат - не лучшая идея. Транспорт не ходит, а прибывших развозят лишь не боящиеся конкуренции таксисты-арабы. По слухам, за какие-то баснословные деньги. Чтобы не искушать судьбу и не оттачивать навыки ночного автостопа в новой стране, транспорт решено было заказать заранее на одном из многочисленных русскоязычных сайтов.
Опасаясь огромных очередей из-за длительных проверок, пытаемся «взломать систему»: к паспортному контролю несемся бегом, лавируя между неспешно идущими пассажирами. Не получается: видимо, мы вызвали подозрение, и у самого паспортного контроля нас останавливает девушка из службы безопасности, чтобы задать несколько вопросов. К счастью, ненадолго, и вскоре мы уже едем в Тель-Авив.
Таксист - судя по виду, араб (кто же еще будет работать в субботу), но неплохо владеющий русским. Хостел расположен не в самом очевидном месте: вокруг гаражи, помойки и классический ближневосточный бардак.
- Ну и местечко вы себе выбрали - вздыхает таксист и звонит в хостел, чтобы уточнить дорогу.
Несмотря на мрачноватое окружение, сам хостел оказался довольно приятным местом хипповской направленности. Симпатичный внутренний дворик со множеством граффити, пластиковые стулья соседствуют с видавшей виды антикварной мебелью из резного дерева… В общем - что нашли, то и притащили. А рядом - небольшой парк современного искусства со множеством странных композиций, сделанных, как оказалось, одним человеком. И внушительных размеров щит с краткими пояснениями, что именно автор хотел сказать той или иной скульптурой. По соседству - большой фонтан с куполами и башенками османского периода, выполненный в традиционном восточном стиле. Азиатская мешанина так узнаваема…
Современное искусство в окрестностях нашего хостела
По старой части Тель-Авива - Яффе - приятно пробежаться, но не более. Весь исторический центр состоит из нескольких нешироких улочек с домами, сложенными из желтого песчаника без каких-то особенных изысков. Все это приправлено обилием зелени и запахом моря, которому, несмотря на замусоренность пляжа, каким-то образом удается оставаться чистым и прозрачным.
Яффа. Минарет
Граффити
Уличное искусство
Такси - вынужденная роскошь ночью, а днем в субботу в Иерусалим можно прекрасно добраться и по трассе. Идем в направлении выезда из города, уже по современным кварталам, также не лишенным оригинальности. То на бетонной стене попадется граффити с двухголовой белкой или броненосцем, то интересная африканская растительность вроде колбасного дерева, то синагога в ультрасовременном стиле из стекла и бетона…
По дороге к трассе. Синагога
Останавливаются и подвозят в Израиле охотно. Доехали на трех попутках до самых стен старого города, и нигде не приходилось стоять с заблаговременно припасенной табличкой «Jerusalem» дольше нескольких минут.
Вид с крыши нашего хостела
Наш хостел - прямо в старом городе, на стыке армянского и христианского кварталов, с превосходным видом с крыши. Впрочем, саму крышу владельцы никак не облагораживают: потрескавшийся рубероид, сушащееся белье и ржавые железки. Но это не мешает им брать деньги за «подняться на крышу» с желающих, не являющихся постояльцами хостела. Отсюда прекрасно просматривается весь старый город: от храма Гроба Господня до Купола скалы.
В старом городе
Вообще, Иерусалим практически невозможно воспринять комплексно снизу. Нет здесь больших обзорных площадей. Все, что видит путешественник, идущий по извилистым улочкам Старого города - это однообразные каменные стены, практически ничем не украшенные и лишь немного меняющие свою конфигурацию. В еврейском и христианском кварталах их кое-где украшают современные граффити, а в арабском изображения исчезают и уступают место арабским надписям, сделанными с помощью тех же баллончиков цветной краски. Попадаются, конечно, интересные детали: то восточная арка, то надпись, вырезанная на древнем камне.
Элементы прошлого - везде
Комплекс скальных гробниц. Можно лазать
В одной из гробниц
Но саму архитектуру можно оценить исключительно сверху, поднимаясь выше уровня стен в любой точке, где это можно сделать. Гулять по городу лучше рано утром, когда улицы практически пустые. К середине дня большая часть центра превращается в непрерывно тянущиеся торговые ряды по продаже всего на свете (в основном сувенирной продукции) и заполняются толпами продавцов, покупателей, паломников и просто прохожих.
Колоритная подворотня
Уличная скульптура
Кстати, глубоко верующие люди, принадлежащие к любой из мировых религий, могут найти в Иерусалиме тысячу и одну причину оскорбиться. Торговцам на улицах все равно, что продавать: иконки навалены вперемежку с исламской атрибутикой, амулетами-ладошками «хамса» и индийско-китайскими статуэтками, а каждая из святынь делает все для того, чтобы не пустить людей другой веры. Перед главной христианской святыней - храмом Гроба Господня - можно увидеть вывеску примерно следующего содержания (на русском):
Магазин «У Гроба Господня». Торгуем с 1947 года.
Внутри же туристов отлавливает непонятного вида «служитель», который сначала дает вам в руки свечку, потом предлагает затушить ее об стену, мажет чем-то лоб, скороговоркой говорит «здесь были захоронения (я и так это вижу) и начинает хотеть денег. От «служителя» удалось отвязаться довольно просто (не заплатив ему ничего), но осадочек остался.
В арабском квартале
Встречались, впрочем, и места, оставившие сильное впечатление. Увидели указатель на православный монастырь, решили зайти. Из будочки вышел охранник и строго поинтересовался, из какой мы страны. Ответили, что из России - пропустил. Очевидно, по той же причине, по которой нас не пустили к Куполу Скалы (у желающих прорваться там спрашивают паспорт, а некоторых заставляют и прочесть три суры из Корана).
Территория огорожена колючей проволокой, а внутри - ухоженный садик с огромными цветущими розами и макет храма, похожий на фанерный. И - пусто. Странное зрелище для монастыря на Святой земле. Все это получило объяснение, когда вышла матушка и на чистом русском сказала, что, если мы хотим посетить храм, она его сейчас откроет. Мы спустились в подвал, над которым и стоял фанерный макет. Внутри - новые, но с душой исполненные фрески. Оказывается, в Иерусалиме нельзя строить новые храмы. А этот - был построен с нарушением запретов, и в 90-е годы приехали рабочие, чтобы его снести. С купола откололась икона, покатилась и встала перед бульдозером. Рабочие, увидев в этом явные признаки чуда, отказались продолжать разрушение, и нижняя, подземная часть церкви уцелела.
Розы за колючей проволокой
В следующей части прогуляемся за пределы Старого Города: в монастырь Святого Креста, Иерусалимский ботанический сад и музей Израиля.
Продолжение следует…