Приключения Кубаки. Часть 1

Oct 25, 2012 21:47

До сентября
Мы начали разработку в середине декабря, в июне запустили открытую бету (до этого еще долго тестировали закрытую с избранными сервисами). Qbaka на время беты бесплатна, поэтому логично ожидать, что к сентябрю у нас кончились деньги. Причем кончились, это не "пора бы подумать об инвестициях", а кончились - это "Ядрена вошь! Нехилый минус на кредитке и полный ноль на дебетке, а скоро платить за квартиру и интернет". То есть личные накопления кончились совсем, как говорят американцы: broke. На тот момент я временно решил проблему распродав всю некритичную для жизни домашнюю технику. True startup way. Так что да, пора бы подумать об инвестициях - решили мы, и начали гуглить мероприятия для стартапов. До этого мы нон-стоп сидели и кодили у меня на квартире 6 дней в неделю, питались макаронами, полная атмосфера стартапа, а теперь решили впервые выйти в мир.

Первый выход в мир
Первое мероприятие, которое попалось на глаза, выглядело круто: приезжает какой-то американский акселератор, привозит много специалистов (менторов, тогда мы еще не знали что это слово будет преследовать нас весь сентябрь), учит их неделю всяким полезным темам, менторы работают персонально с каждым стартапом каждый день, а в конце недели демо-день с презентациями перед инвесторами в Сколково. Был конкурс, из всех заявок проходило максимум 10 стартапов. Единственное подозрение вызвала кустарная видеопрезентация самого мероприятия, выполненная в худших традициях съемки самого себя в комнате с плохим освещением, плохими звуком и нарезкой - это не сочеталось с дизайном сайта и статусом американского акселератора. Отправили заявку, неожиданно прошли отбор. У нас не было сомнений что у нас отличный проект, причем это не слепая вера, как у многих стартапов, а холодный расчет - мы взялись за этот проект с осознанием как именно, кому и зачем он нужен. Но мы не знали каков уровень других стартапов, поэтому уверенности не было. За первой маленькой победой - первая подстава: мероприятие оказалось платным. Причем об этом нигде не было написано при подаче заявления. И цена, внимание: $500. Напомню, мероприятие для стартапов! Команд голодных программистов, которые без денег и ищут инвестиции (ну, я так себе это представлял). Выглядело как полный развод, особенно после трэшового видео. Мы отписали им что таких денег у нас нет и в помине, и вообще-то они не предупреждали, и мы сможем поехать только бесплатно, т.к. нам еще надо будет брать билеты до Москвы и обратно, тоже денег стоит. Они спросили сколько мы можем заплатить. В общем, удалось сбить цену в 5 раз (иначе бы мы не смогли поехать в любом случае). Нас возмущало что мероприятие вообще платное, но с другой стороны реальная неделя обучения с американцами по $50 с человека - вроде стоит своих денег, учитывая демо-день в конце. В общем, мы рискнули.

Менторы
Мир стартапов крутится вокруг идеи менторства. Это люди, которые могут как-то помочь стартапу. Люди с опытом, связями, запускавшие собственные успешные стартапы, или разбирающиеся в каких-то областях. Мы всегда были скептичны к обучающим мероприятиям, всяким лекциям о том как добиться успеха итд. Наше твердое убеждение: активно целенаправленно работать всегда эффективнее, чем обучаться на конференциях. Этих семинаров, лекций, и помощи развелось столько, что интернет заполнили шутки типа "Я бы выпустил книгу для стартапов, на каждой странице которой было бы написано "Иди работай"". Скепсис распространялся и на менторов. На той неделе в Москве со мной работало много менторов, и общее впечатление от этого процесса оправдало себя: эта помощь часто не стоит потраченного на нее времени. У каждого свой взгляд и мнение, свои советы (часто противоречащие один другому), решения все равно принимать вам. Такое общение расширяет кругозор, но неглупая команда за час брэйнсторма сама справится придти к тем же мыслям, которыми поделились специалисты. Американские менторы еще ничего, но большинство русских - полная потеря времени. Ощутимо заметна разница в мышлении между американцами и русскими менторами. Для русских менторов наш сервис это кило колбасы, которую надо вбросить в Окей и Ленту, и продавать. Примерно 100% русских менторов хотя бы раз предложили нам продавать сервис вместе с каким-нибудь хостингом. Серьезно, хостингом! Нет, это прикольный "канал продаж", но он совсем не про нас, хоть и мог бы быть дополнением. Американские специалисты помогали более дельно, но повторюсь, вся эта помощь при желании часто заменяется собственной головой. В общем, мы были правы насчет менторов. Но есть все же бонус: менторы это полезные знакомства. Среди них (вне зависимости от того откуда они) попадаются очень полезные люди, которые могут реально помочь пусть не советом, но полезным контактом, ссылкой, или даже организацией мероприятий. Нас критикуют: мол, не стоит недооценивать менторство, все команды думают что они самые умные. Но тут вступает в силу особенность конкретно нашего стартапа: он предельно простой и очевидный, мы от начала до конца знаем зачем и кому он нужен, как с ним работать, и как продавать (ну, почти). А на более сложный вопрос: как сделать так чтобы сервисы им пользовались, достучаться до нужных людей, менторы отвечают общими словами, которые мы и сами знаем. Так что если у вас соцсеточка - менторство может вам помочь (например, уговорят бросить эту затею). Но в нашем случае проект слишком прозрачен и прост.

Первый успех
На этой неделе тренингов с американцами должна была быть вся команда, но мой напарник не смог участвовать, и я был один (остальные были в полном составе). Я был очень сильно удивлен, узнав что стартапы это не обязательно команды из 2-3 программистов без денег, которые решились перестать работать на дядю. Почти все команды были с деньгами, состояли из пары предпринимателей-лидеров, которые не имеют отношения к программированию, и просто наняли программистов сделать придуманным ими продукт. Во многих стартапах даже был свой маркетолог. Сам акселератор в процессе отбирал для себя 1-2 проекта из 10, чтобы предложить им участвовать в акселерации в США. Команды соревновались между собой, делая домашние задания. Я был один и простуженный. Но через два дня нам сделали предложение участвовать в акселераторе. Акселератор приглашает на 2.5 месяца в Кремниевую Долину, дает немного инвестиций, из которых треть моментально забирает назад для оплаты собственных услуг, коворкинга, и жилья, а еще треть уходит на перевозку команды в США и обратно, открытие фирмы в США, и бытовые расходы команды. На проект остается совсем мало. Взамен акселератор берет себе 10% компании. На тот момент, на фоне ничего, предложение казалось нам неожиданным успехом: нас позвали в Долину, сердце стартапов, предлагают какие-то инвестиции, а еще неделю назад мы кодили у меня на кухне. Выходит, не зря ели одни макароны!

Сорвать звезду
Через пару дней был демо день перед многими инвесторами для стартапов, прошедших неделю обучения, и нескольких приглашенных проектов. Американцы хорошо прорекламировали демо день, но плохо рекламировали неделю обучения, поэтому среднее качество стартапов было очень спорным (позднее на двух других мероприятиях я видел куда более крутые проекты). Мы на их фоне качественно выделялись, плюс получилось сделать прикольную презентацию. Короче, на демо дне удалось сорвать звезду: мы в буквальном смысле собрали очередь из инвесторов. Фонды, инкубаторы, акселераторы, бизнес-ангелы: все давали свои визитки и просили обязательно написать им. Нас звали работать в Таиланд, Киев, Москву, предложили податься в Сколково и помощь в прохождении туда. Удалось собрать больше 10 визиток, среди которых были даже самые крутые и известные бизнес-ангелы в России. Казалось бы, мечта любого стартапа сбылась. Некоторые стартапы (как мы выяснили) уже второй год ходят по мероприятиям в поисках инвестора, а тут сразу пара десятков контактов, полностью противоположная ситуация. Успех? Ну почти, для нас это оказалось адовой головной болью. Выбор дальнейшей стратегии был самым тяжелым периодом моей жизни за последние 5 лет - ничего не понятно, все варианты зависят один от другого, все прессингуют по времени - добро пожаловать в мир инвестиций. Кстати, участие в акселераторе или привлечение инвестиций мы в любом случае не воспринимаем как успех проекта. Это возможность для того чтобы добиться успеха проекта. Успех будет, когда кубакой будут пользоваться хотя бы 100 крупных сервисов.

Кто все эти люди?!
Фонды - большие инвестиционные махины. Инвестируют во много стартапов, предоставляют много помощи, процессы долгие (требуется экспертиза стартапа специалистами, взаимодействия внутри фонда между его сотрудниками, подготовка документов), стратегии долгосрочные. Инкубаторы - это такие акселераторы, которые предоставляют рабочее место и инфраструктуру, а рядом с вами трудятся другие стартапы, акселератор - ограниченная по времени очень активная помощь стартапам (менторы, инвесторы следующего раунда, связи, специалисты, мероприятия, волонтеры - все что могут), бизнес-ангелы - одиночки из it-бизнеса, с кучей денег и моментальным принятием решений (по щелчку пальцев можно хоть завтра получить $200тыс). Надо как-то выбирать. Условия до финальной стадии переговоров мало кто озвучивает, даже бизнес-ангелы, поняв что есть конкуренция, не стали участвовать в аукционе на лучшее предложение, и попросили назвать свои условия. К этому моменту эйфория от первого предложения прошла, а головная боль активно нарастала. Мы уже могли легко получить сколько угодно денег, и встал вопрос выбора "умных денег" (с тем партнером, который сможет больше помочь стартапу, а не просто дать бабла) и сохранения процента. При таком количестве предложений мы узнали цену своему проекту, и захотели максимально сохранить в нем долю с учетом того что другие раунды инвестиций будут размывать долю. У нас сейчас посевные инвестиции: это примерно от 20 до 500 тысяч долларов в обмен на 3-45 процентов проекта. Пропорции зависят от проекта, инвестора, и договоренностей. В России для кого-то это легко может доходить до $100 тыс. за 40%, а в США стандартная оценка проекта 1млн, т.е. те же $100 тысяч за 10%. При этом каждый российский фонд уверен что все вокруг берут 40-60%, и только он один такой крутой предложит нам 25-35% - на третий раз такие заявления вызывали у нас ухмылку, примерно как с хостингами у менторов. За посевным раундом после того как стартап добивается каких-то показателей следует round A - первое серьезное вложение - от миллиона до нескольких миллионов долларов. Если на посевной стадии обычно отдают процентов 10, то на следующем раунде уже 20-30 процентов, поэтому важно сохранять доли именно на старте. Даже если это означает мало денег. Поэтому все в порядке, не беспокойтесь за нас, мы продолжаем работать дома, есть макароны, и закрывать кредит по кредитке.

Паника!!!11
Все происходило с бешеной скоростью. С запредельной. Одновременная переписка с 20 людьми, бизнес-ангелы начали давить срочностью ответа (что логично, ведь если не давить, то мы успеем сориентироваться, сравнить предложения, набрать новых предложений, и не факт что выберем их - а если поторапливать, то мы можем в спешке согласиться чтобы не потерять интересное предложение). Американский акселератор торопил по срокам согласия потому что начало программы 1 ноября, а виза делается месяц (время действия - вторая половина сентября). Фонды назначали скайп-общение с другими странами, и просили присылать им уйму информации: презентации, описания, сравнения с конкурентами, итд. Все приходилось делать одновременно, но главной задачей было понять что же выбрать. Что же мы придумали? Мы пошли на еще три других мероприятия для стартапов (sic!). Отличный план, мало "проблем" нам принесло первое мероприятие :). Впрочем, это хорошие "проблемы". Цель была набрать как можно больше информации из всех возможных источников, потом проанализировать эту информацию и принять решение. На мероприятиях можно задавать вопросы менторам, иностранцам, другим стартапам, инвесторам, ведущим - всем кто разбирается в теме. Вопросов была тьма: связываться ли с инкубаторами, как выбрать фонд, может ли быть полезной поездка в Долину и как именно, может ли бизнес-ангел влиять на принятие решений и с кем из них приятнее работать, какие возможны подводные камни в любом из вариантов, и еще 100500 вопросов. Первое очень маленькое мероприятие не дало ответов на вопросы, но дало еще одного инвестора (куда уже больше).

Еще немного побед
Второе было конкурсом, куда был отбор ограниченного количества стартапов. Мы прошли в этот избранный список, и снова поехали в Москву. С отобранными командами первый день работали специалисты из Долины и со всего мира (месяц был богат на привезенных менторов, это был другой набор, чем в той неделе от акселератора), а через два дня была презентация стартапа. Мы задавали всем наши вопросы. Все отвечали противоположное. Это мероприятие дало нам приглашение в еще один акселератор, который предлагал очень выгодные условия инвестиций, и тоже вывозил в Долину (казалось бы, какие еще варианты для сомнений и дополнительного выбора нам можно было подкинуть - оказалось для кульминации не хватало альтернативного американского акселератора). Но этот акселератор пока не давал гарантий, т.к. финальный отбор в него начинался 1 октября. Ничего, мы в итоге прошли и туда, но к тому моменту решение уже было принято (кстати мы бы наверно выбрали этот акселератор, если бы они смогли обработать нашу заявку в приоритетном режиме, а не дать ответ только в конце октября, когда у нас уже на руках визы и билеты).
Третье мероприятие было еще одним конкурсом, и тоже был отбор, куда мы прошли (на тот момент мы уже и это воспринимали иронично - отчасти потому что были на грани нервного срыва :), отчасти потому что настолько поверили в себя и проект, что не сомневались что в любом вменяемом конкурсе мы пройдем отбор и имеем неплохие шансы на победу, если судейство будет адекватным). Это была Startup Sauna в Питере (ну хоть в Москву не надо ехать :)), и мы ее выиграли в числе трех стартапов. Там тоже были иностранные специалисты, на этот раз из Финляндии. И там нас тоже позвали в акселератор (горшочек не вари!). Финский и бесплатный (не берет долю, спонсируется государством), который тоже умеет вывозить в Долину (окееей, это уже стало попсой :)). Обещали сотни менторов (еще немного менторов!), в том числе ребят из Rovio (Angry Birds же теперь главное национальное достояние Финляндии на смену Nokia).
Параллельно мы общались с: выпускниками разных акселераторов, другими стартапами, часть из которых работала с бизнес-ангелами из нашего списка, узнавали информацию про фонды, говорили с независимыми инвесторами, просто умными людьми и знакомыми из этой индустрии. Разумеется все говорили противоположное :). И никто не мог уточнить, только общие слова. Например, на вопрос надо ли ехать в Долину кто-то отвечал "обязательно", а объяснить конкретную пользу такой поездки для проекта никто никогда не мог. А кто-то наоборот говорил "не стоит, в Долину можно и самим съездить", и при этом не отвечал на вопрос как получить такие же стартовые связи, которые дает акселератор. В общем, не то чтобы информация помогала сделать выбор, скорее вносила информационный шум и смятение. Но мы все же смогли проанализировать все полученные данные и сделать выбор.

http://vk.com/note66559_11792346
Previous post Next post
Up