Самарский вице-губернатор Степан Петрович Белецкий

Apr 03, 2015 18:28

Два года, с 1907 по 1909 самарским вице-губернатором был Степан Петрович Белецкий - видный сподвижник Петра Аркадьевича Столыпина.


Он родился 25 января 1871 в Конотопе Черниговской губ. в мещанской семье. Окончил курс Нежинской гимназии, юридический факультет Киевского университета с дипломом 1 степени. В 1894 г. начал службу в государственных учреждениях. С 14 августа 1894 г. согласно прошению зачислен в штат канцелярии Киевского, Подольского, Волынского генерал-губернатора (первоначально без жалованья). Белецкий был назначен младшим помощником делопроизводителя канцелярии, а с декабря 1897 г. ст. помощником делопроизводителя. Прослужил в Киеве почти шесть лет. Одновременно на него были возложено временное исполнение обязанностей инспектора по надзору за типографиями, литографиями, учреждениями книжной торговли в г. Киеве. 29 ноября 1899 года он был назначен правителем канцелярии ковенского губернатора, одновременно исполнял должности правителя дел Ковенской губернской комиссии народного продовольствия, делопроизводителя Ковенского губернского попечительства о народной трезвости, работал в учреждениях попечительства детских приютов, общества дома трудолюбия, в Окружном правлении Российского императорского общества Спасения на водах, делопроизводителем Ковенского дамского комитета Красного креста. Ковенским губернатором был назначен редактором местного юридического органа «Прибавление». Совместно с П.А. Столыпиным работал в Комиссии народного образования и в попечительстве о народной трезвости в Ковно, где Столыпин занимал должность уездного и губернского предводителя дворянства. Столыпин заметил активную работу молодого чиновника.  С 1904 г. Белецкий - старший делопроизводитель канцелярии виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора. Стал одним из членов-учредителей и членом совета Виленского отдела Русского собрания. Кроме того, состоял почетным мировым судьей Виленского уезда и пожизненным почетным членом Свято-Духовского Виленского православного братства. В 1907 г. Белецкий в течение нескольких месяцев исполнял должность Ковенского губернатора.
10 февраля 1907 года он был назначен самарским вице-губернатором. Сохранились дома, где он жил в это время.
Согласно Адрес-календарю Самарской губернии за 1908 год С.П. Белецкий и его семья проживали на ул. Вознесенской, 53 (сейчас - ул. Степана Разина, 41).


Согласно Памятной книжке Самарской губ. за 1909 год, С.П. Белецкий и его супруга Ольга Константиновна проживали по Дворянской, 65 (сейчас - Куйбышева 61).


В Самарской губернии С.П. Белецкий активно проводил земельную реформу, лично встречался с крестьянами, убеждал их в нужности преобразований. Также вице-губернатор Белецкий активно боролся с нараставшей революционной крамолой, организовывал работу местной полиции. Ему же принадлежит честь создания в Самаре полицейского музея в губернском правлении. Ольга Константиновна Белецкая активно занималась благотворительностью, входила в попечительский совет Самарской общины сестер милосердия имени великой княжны Ольги Николаевны.
31 июля 1909 года по приглашению П. А. Столыпина Белецкий был назначен на должность исполняющего делопроизводство вице-директора Департамента полиции, заведывал законодательной частью, участвовал в подготовке реформы полиции и паспортного устава.  С 21 февраля 1912 г. по 28 января 1914 г. - директор Департамента полиции, действительный статский советник.  28 января 1914 года пожалован в сенаторы, с производством в тайные советники, и определен к присутствованию в 1-м департаменте Сената. С сентября 1915 года по февраль 1916 года был товарищем (заместителем) министра внутренних дел. В феврале 1916 года освобожден от должности и назначен иркутским генерал-губернатором. В Иркутск он не поехал и в марте 1916 г. по прошению был уволен от должности в Иркутске. В этот период времени он работал в Комитете вел. кн. Марии Павловны в качестве уполномоченного, в Георгиевском комитете вел. кн. Михаила Александровича и в Комитете вел. кн. Ксении Александровны.
Революционеры не простили Белецкому его верной службы царю, и в ходе после февральской революции отставной чиновник был арестован и находился в заключении в Петропавловской крепости, допрашивался в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц, как гражданского, так военного и морского ведомства. 3 октября 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии был составлен список лиц, привлеченных в качестве обвиняемых по делам, основная часть которых проходила по статьям «превышение власти». Из 44 привлеченных к следствию, в заключении оставалось 17 человек, в том числе и Белецкий. Некоторые из арестованных были отпущены под залог. После Октябрьской революции Комиссией было принято решение всех оставшихся заключенных освободить под залог. После внесения залога арестованные были освобождены, но тот, кто не успел за это короткое время уехать в безопасное место, в том числе и Белецкий, были захвачены чекистами в качестве заложников. Белецкого перевезли в Москву, а 5 сентября 1918 года он стал одной из первых жертв официально развязанного большевиками "красного террора". Белецкий был расстрелян в Петровском парке в числе группы заложников из примерно 80 человек. Вместе с ним были убиты и другие выдающиеся русские люди: бывшие министры внутренних дел Н. А. Маклаков и А. Н. Хвостов, бывший министр юстиции И. Г. Щегловитов - последний председатель Государственного Совета, протоиерей Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов), ксендз Лютостанский с братом,  а также группа офицеров из подпольной организации «Союз защиты родины и свободы», пытавшихся освободить императора Николая II и его семью из большевистского плена. Это убийство чекистами своих заложников описано так:

"Прибывших разместили вдоль могилы и лицом к ней... По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных «смертников», после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле отец протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», - заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам. Белецкий рванулся и быстро отбежал в сторону кустов, шагов 20-30, но, настигнутый двумя пулями, упал и «его приволокли» к могиле, пристрелили и сбросили.
Из слов конвоя, переданных нам рассказчиком, выяснилось, что палачи, перекидываясь замечаниями, пока они «присыпали» землею несчастные жертвы, высказывали глубокое удивление отцу Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, видимо, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью. Иван Григорьевич Щегловитов, по словам рассказчика, с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха...".
Думаю, что С.П. Белецкий как деятель российского масштаба заслужил того, чтобы его память в Самаре была увековечена памятной доской хотя бы на одном из домов, в которых он жил, находясь на службе в нашей губернии.

Самара, память, гражданская война, история, наш край

Previous post Next post
Up