Георгий Сафаров. Революционер, цареубийца, зиновьевец (1)

Feb 27, 2023 23:20


Как писал в своей известной книге «Убийство царской семьи» следователь Н.А. Соколов, по показаниям члена ЧК Алапаевска Старцева для руководства убийством в город приезжал Георгий Сафаров, товарищ председателя Президиума  Уралсовета. Хотя, многие современные исследователи ставят под сомнение приезд в Алапаевск Сафарова, его роль в убийстве представителей династии Романовых на Урале велика. Любопытно, что в 1917 году, до своего приезда на Урал, Сафаров несколько месяцев жил и работал в Самаре. Этот эпизод в его биографии упоминается, но не детализируется. Вообще говоря, биография Сафарова содержит в себе немало двусмысленностей.


Первые исследователи цареубийства, например, считали его евреем. Британский журналист Роберт Вильтон ссылался при этом на мнение неких «екатеринбургских жителей», начальника английской военной миссии в Екатеринбурге и английского капитана Х.С. Спенсера. Генерал М.К. Дитерихс приводил в своей книге такую справку на Сафарова: «Сафаров, еврей, лет 27-30, среднего роста, тощий, лицо маленькое, веснушчатое. Родом он был из Киева, где, кажется, у его отца на Фундуклеевской улице был собственный дом. Как и многие из сынов горестного для России племени, уклоняясь от выполнения перед своей родиной гражданского долга, воинской повинности, Сафаров вовремя был отправлен родителями в Швейцарию, где и получил свое образование. Там же он вступил в компанию Бронштейна, Апфельбаума, Нахамкеса и прочих специфических деятелей Ленинской группы большевиков и пользовался среди них большим значением и влиянием. В Россию Сафаров прибыл в запломбированном вагоне в числе 30 главарей советской власти, которых германцы наняли и привезли для проведения своего гнусного политического замысла легкомысленных генералов и еврействующих банкиров». Следователь Н.А. Соколов в своей книге указал про Сафарова просто: «Национальности его я не знаю». В материалах, подготовленных в 1989 году КПК при ЦК КПСС по партийной реабилитации лиц, проходивших по делу «ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы Сафарова, Залуцкого и других», о Сафарове, в частности сообщается следующее: «Сафаров Георгий Иванович, 1891 г. рождения, русский, член партии с 1908 г.». Здесь же раскрывается и дальнейшая его биография: «Г. И. Сафаров с 1905 г. вел работу в социал-демократическом союзе молодежи при Петербургском комитете РСДРП. География его революционной деятельности обширна: Петербург, Самара, Урал, Туркестан. В марте 1908 г. Г. И. Сафаров вступил в партию большевиков.
Как революционер, он неоднократно арестовывался и ссылался. В 1910 г. Г. И. Сафаров вынужден был выехать за границу, где продолжил революционную работу под руководством В. И. Ленина, с которым неоднократно встречался и вел переписку. В качестве примера можно привести следующий факт из революционной биографии Г. И. Сафарова. 3 апреля 1915 г. ему и И. Ф . Арманд В. И. Ленин от имени Ц К РСДРП выдал удостоверение, уполномачивающее их быть представителями молодежных организаций, примыкавших к Ц К РСДРП, на Бернской международной конференции.
После Февральской революции 1917 г. Г. И. Сафаров вернулся в Россию, работал в Петроградском комитете партии и сотрудничал в «Правде». Позднее вел партийно-пропагандистскую работу в Поволжье и на Урале. Избирался членом Самарского, Екатеринбургского губкомов партии, заместителем председателя областного совета и членом Центрального совета фабзавкомов Екатеринбурга. Одновременно работал редактором газеты «Екатеринбургский рабочий». В годы гражданской войны Г. И. Сафаров принимал активное участие в боевых действиях, проявил себя как один из организаторов Красной Армии».
В отличие от Вильтона и Дитерихса, современные исследователи цареубийства отыскали армянские корни Сафарова.  Так, в книге израильского историка М.Р. Хейфеца «Цареубийство в 1918 году» сказано: «К слову, фамилия Сафаровых, если только это его  настоящая фамилия, известна  в  России с XV века,  так звали сурожских (крымских) купцов греческого происхождения.  (В Ленинграде, однако, до меня доходили слухи, якобы его настоящая фамилия Вольдин и был он армянином.)» В.Л. Генис в статье  «Депортация русских из Туркестана в 1921 году («Дело Сафарова»)»  в журнале «Вопросы истории», 1998, № 1, сообщает о Сафарове следующее: «Он родился в 1891 г. в Петербурге в интеллигентной интернациональной семье: отец, служивший архитектором, был армянином, а в матери текла польская и русская кровь. Еще в реальном училище под влиянием рассказов своего деда - бывшего каторжанина, участника польского восстания 1863 г. - юноша увлекся революционными идеями, в 1905 г. вступил в Союз молодежи при ПК РСДРП, а в марте 1908 г. - в большевистскую организацию. Уже будучи студентом Технологического института, Сафаров был арестован и после четырехмесячного заключения приговорен к двухлетней ссылке в Вологодскую губ., замененной разрешением выехать за границу.
Но в мае 1912 г., являясь секретарем Цюрихской секции большевиков, он возвращается в Петербург для проведения избирательной кампании в Госдуму и вскоре снова оказывается за решеткой. Освобожденный полгода спустя под залог, молодой революционер бежал во Францию, где учился в Электротехническом институте и трудился чернорабочим, кондуктором и электротехником на верфи в Сен-Назере. После того, как в январе 1916 г. его выслали из страны за антивоенную пропаганду, он обосновался в Швейцарии, откуда и приехал в Россию вместе с В. И. Лениным и Г. Е. Зиновьевым».
Вообще говоря, в адресных книгах «Весь Петербург» и «Весь Петроград» за последние годы Российской Империи можно найти нескольких Сафаровых.
Один из них, Иван Никитич, впервые встречается в книге за 1895 год. В дальнейшем он упомянут в книгах еще за ряд лет, с 1903 по 1915. Указаны его должность художник-архитектор, чин - коллежский секретарь (1915), адрес, телефон, место службы - Департамент кредитной отчетности (в 1903 - 1907 - Экспедиция заготовления государственных бумаг). Какое имеет он отношение к Георгию Ивановичу Сафарову, сыну архитектора из Санкт-Петербурга, является ли он его родственником или однофамильцем - неизвестно.


А другие Сафаровы из адресных книг - купец Сумбат Аветович и капитан Калуст Аветович, имеют они отношение к Г.И. Сафарову? Возможно, в будущем его происхождение и родственные отношения будут установлены более точно.
Что уже известно точно, так это то, что Г. Сафаров действительно прибыл в Россию из Европы в т.н. «пломбированном вагоне» вместе с Лениным. Зиновьевым, Крупской, Арманд и другими революционерами. Этот поезд выехал 9 апреля 1917 из Цюриха, затем проследовал через всю Германию. В Заснице революционеры пересели на пароход, доставивший их в Швецию, откуда поезд с ними через Финляндию прибыл на Финляндский вокзал Петрограда 3(16) апреля 1917 года. Сафаров возвращался в Россию вместе с женой, Валентиной Морточкиной, его подпись под согласием с условиями проезда через Германию стоит в русском варианте второй после Ленина, в немецком - третьей после Ленина и Крупской (frau Lenin). 



В Петрограде Сафаров становится сотрудником газеты «Правда», делегатом Петроградской общегородской конференции РСДРП(б), проходившей 14 - 22 апреля (27 апреля - 5 мая) 1917 г., накануне VII Всероссийской конференции. В мае 1917 его избирают членом Петербургского комитета РСДРП(б) от Петербургского района.
В тот период Петербургский комитет РСДРП(б) помещался в особняке, отобранном у известной балерины Матильды Кшесинской, на Большой Дворянской улице.


С 1938 года в этом здании находятся музеи: сначала это был музей Кирова, затем Октябрьской революции, а с 1991 года - Музей политической истории России. Обстановка кабинета, в котором в 1917 году размещался Петербургский комитет, реконструирована. Столы Крупской и Свердлова (у окна), транспаранты, все как было тогда.






А в соседней комнате был рабочий кабинет Ленина.
Кстати, по-своему любопытна заметка Сафарова в № 37 газеты «Правда» за 21 апреля (4 мая) 1917, в которой он описал свой привод в милицию, происшедший накануне.


В эти дни в Петрограде имели место волнения, вызванные нотой главы МИД Временного правительства Милюкова правительствам Великобритании и Франции о решимости России продолжать участие в Первой мировой войне. В результате дальнейших событий последовали отставка военного министра Гучкова, самого Милюкова и образование коалиционного Временного правительства. Сафаров в эти дни фактически вел антиправительственную агитацию среди жителей города и был препровожден в комиссариат милиции, от ареста его избавило лишь удостоверение сотрудника «Правды». Любопытна фраза, брошенная по его адресу, которую Сафаров и привел, выделив в тексте: «видно, что из жидов». Роберт Вильтон же писал о Сафарове: «Екатеринбургские жители, знавшие всех троих, считают, что Сафаров (имя татарское) еврей: «тип нерусский, как будто бы еврей». Так что не только екатеринбуржцы  в 1918, но и петроградцы в 1917 году видели в Сафарове еврея. И это не единственное любопытное совпадение, связанное с Петроградом и Екатеринбургом в свете участия Сафарова в цареубийстве, как мы увидим далее.   
И продолжал бы Сафаров свою революционную карьеру в колыбели революций дальше, но партия в начале лета 1917 отправила его в Самару.
Продолжение следует...

Самара, гражданская война, Урал, история, наш край

Previous post Next post
Up