Таганрог в годы Русской Смуты

Jul 15, 2019 09:46


Судьба находящегося на юго-западе нынешней Ростовской области города Таганрога в новейшей истории России схожа с судьбой Крыма. Разница в том, что отданный большевиками в состав Украинской ССР в 1920, он уже в 1924 вернулся в состав РСФСР. Территориальные претензии Украины на город проистекали из того факта, что до 1887 года он входил в состав Екатеринославской губернии в качестве градоначальства - особой административной единицы, а затем был передан в Область Войска Донского. Само собой, донские казаки никакой Украине, ни большевистской, ни петлюровской, ни гетманской, отдавать этот город не желали, считая его своим. А некоторое время Таганрог даже побывал «военной столицей» белого Юга, послужив местом размещения Ставки генерала Деникина. Обо всех этих трагичных и интересных перипетиях жизни города в эпоху русской смуты напоминают дома старого Таганрога, связанные с происходившими тогда событиями.
Городская управа - главный исполнительный орган местного самоуправления весь этот период находилась в занимаемом ей с 1907 года здании на улице Петровской (с перерывом на январь-апрель 1918, когда в городе была установлена советская власть).


Но с приходом немцев и власти гетмана Скоропадского в мае 1918, и позднее, при Всевеликом Войске Донском атамана Краснова и ВСЮР Деникина городская управа работала в этом здании. После взятия Таганрога большевиками в январе-июне 1920 здесь находился военно-революционный комитет, который в этот период являлся органом городской власти. Позднее тут были разные клубы, затем дворец пионеров. При второй немецкой оккупации с апреля 1942 здание заняла немецкая полиция, а в боях за освобождение города в августе 1943 оно сгорело.


В августе 1959 его восстановили, но значительно изменив внешний вид и надстроив третий этаж.
Донской атаман А.М. Каледин власти большевиков не признал, в Таганроге было введено военное положение. Начальником гарнизона Таганрога в ноябре 1917 был назначен генерал-майор А.М. Назаров, направленный туда из Новочеркасска с несколькими сотнями казаков. В самом Таганроге стояла 3-я Киевская школа прапорщиков - 250 юнкеров в двух ротах, переведенная из Киева после захвата власти там петлюровцами. Расквартированы юнкера были в гостинице «Европейской» на Петровской улице


и в Александровской мужской гимназии.


В декабре 1917 из добровольцев была сформирована Таганрогская офицерская рота (около 50 человек), совместно с юнкерами охранявшая правопорядок в городе.
А обстановка была сложная - еще 30 сентября 1917 в городе был создан большевистский комитет во главе с амнистированным ссыльным Антоном Глушко, который вел агитацию среди рабочих. В декабре к городу со стороны Донбасса приблизились большевистские отряды Сиверса. На помощь защитникам города Добровольческая армия перебросила отряд полковника А.П. Кутепова, который повел бои на подступах к Таганрогу. 14 января рабочие котельного завода напали на караул, выставленный у продовольственного склада, в ходе стычки был убит один из нападавших. Это нападение стало началом восстания, которое возглавил большевик Стернин по кличке «Гриша», начинавший свой революционный путь в рядах еврейской партии «Бунд». Опорный пункт восставших находился в гостинице Рафтопуло близ вокзала.


Один взвод юнкеров занял оборону на железнодорожном вокзале, второй - на казенном винном складе. Еще два взвода укрепились в «Европейской» гостинице и Коммерческом клубе.
В ночь на 18 января шайка анархистов во главе с Ткаченко проникла в дом Жеребцова на улице Николаевской, где под охраной солдат из числа увечных воинов находился склад оружия.


Анархисты, вырезав инвалидов, нагрузили оружием автомобиль и отправили его на завод. После этого головорезы предались пьянству, пьяными были взяты присланным нарядом юнкеров и доставлены в «Европейскую». Там 12 убийц инвалидов в ту же ночь были расстреляны по приговору военно-полевого суда.
Днем 18 января восставшие подожгли винный склад, вспыхнул спирт в его подвалах. Юнкеров, выбегавших из горящего здания, перебили.
Оборона вокзала продолжалась. 19 января большевики решили применить против его защитников «военную хитрость» - на перрон по путям был пущен паровоз серии ЮП-4504 с двумя вагонами, заполненными дровами. Восставшие надеялись, что так они подожгут вокзал и перебьют его защитников, как это произошло с винным складом. Но пожара не произошло, атаку восставших юнкера отбили, а на помощь к ним пришла подмога от Кутепова - офицерский взвод. Утром 19 января они вместе отступили из города на станцию Марцево, где соединились с основными силами Кутепова.


С 1976 на вокзальной площади стоит паровоз ЭГ-5504 как памятник «победившему пролетариату» (паровоза той серии найти не удалось),  а сама площадь носит название площади Восстания.
К вечеру 18 января восставшим удалось захватить Коммерческий клуб и почтово-телеграфную контору, находившуюся напротив него.


Основные силы школы прапорщиков сосредоточились в «Европейской», откуда после заключения перемирия с восставшими, начали отход утром 20 января. По условиям перемирия юнкерам разрешалось покинуть город с оружием и знаменем, но большевики, загнав отступавших в ловушку, перебили отряд юнкеров из пулеметов. Около 50 раненых офицеров и юнкеров были захвачены и заживо сожжены в доменной печи металлургического завода.
Советская власть в Таганроге была установлена. В доме Жеребцова разместился горком большевиков во главе с Антоном Глушко.
Совет рабочих депутатов Таганрога разместился в Коммерческом клубе (дворце Алфераки).
В городе начался террор. Одной из его жертв стал отставной генерал от кавалерии Павел Карлович фон Ренненкампф (1854-1918). Он жил в Таганроге после революции по паспорту мещанина Смоковникова в этом доме на улице Греческой.


С приходом советской власти Ренненкампф, справедливо опасаясь за свою жизнь, переселился в дом в Коммерческом переулке, где жил по паспорту на имя греческого подданного Мансудаки. Но большевики выследили его и 3 марта арестовали. Трижды предлагали ему большевики принять командование их силами, но 63-летний генерал отказывался. Тогда большевистский главком Антонов-Овсеенко отдал приказ о его расстреле. В ночь на 1(14) апреля 1918 генерал Ренненкампф после пыток был расстрелян.
В связи с продвижением немецких войск в марте 1918 в Таганрог из Екатеринослава бежали правительство Украинской Советской Республики - Народный секретариат во главе с Николаем Скрипником и ЦИК Советов УСР во главе с Владимиром Затонским. Эти органы украинской власти расположились во дворце Алфераки.


Вместе с большевиками отступили с Украины и их тогдашние союзники - анархисты. Сюда во главе своей потрепанной немцами шайки прибыл и знаменитый впоследствии Нестор Махно. Оказалась в Таганроге и Маруся Никифорова со своими головорезами из 1-го вольно-боевого отряда по борьбе с контрреволюцией, прославившегося своими грабежами и бесчинствами. Оставленный оборонять от немцев  приазовское побережье, отряд самовольно бросил фронт и бежал в Таганрог. Откровенные «отморозки» из отряда Никифоровой видимо так достали советских руководителей, что они пошли на арест Маруси, втайне надеясь на самоликвидацию ее шайки после нейтрализации атаманши. Мария Никифорова была арестована прямо во дворце Алфераки - резиденции правительства Советской Украины.
Но Затонский и Скрипник просчитались - арест Маруси не вызвал паники среди анархистов, они встали на ее защиту. Екатеринославский анархистский бронепоезд под командованием Гарина даже был готов применить силу для ее освобождения из-под ареста. Пришлось организовать суд над Никифоровой, который ее оправдал.
А немцы приближались, и 18 апреля на сессии ЦИК Советов Украины в Таганроге принимается решение о реорганизации - вместо ЦИК и Народного секретариата создается Бюро для руководства повстанческой борьбой в тылу оккупантов во главе со Скрипником.
19-20 апреля в гостинице «Бристоль» на партийном совещании принимается решение о создании Коммунистической партии (большевиков) Украины и избирается ее организационное бюро из  пяти человек.


Об этом событии сообщает памятная доска на здании.


В городе создавались различные вооруженные формирования. В этом здании на нынешней ул. Фрунзе формировались латышские стрелковые отряды.


А здесь размещались Центральный комитет чехословацкой социал- демократической рабочей партии и штаб чешско-словацкой Красной гвардии, переведенные из Полтавы ввиду угрозы немецкого наступления.


Но все усилия большевиков успехом не увенчались, и 1 мая 1918 в Таганрог вступили немецкие войска. Их комендатура разместилась в гостинице «Европейская». Покинули Таганрог немцы 7 ноября 1918 года.
8 августа - 31 декабря 1919 в Таганроге размещалась Ставка Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Юга России генерал-лейтенанта А.И. Деникина.
Сама Ставка находилась в доме Звороно на улице Греческая, 50. Ранее в этом доме помещался и штаб немецких войск.


Квартира генерала Деникина была недалеко - в бывшем доме градоначальника Франка, на Греческой, 38.


В этом же доме до Деникина жил командующий немецким корпусом генерал фон Кнерцер.
Охрана Деникина была расквартирована в бывшем доме Цысаренко на Греческой, 55.


Ранее в этом здании в 1873-1907 находилась городская управа, ряд других учреждений (архив, сиротский суд, городской банк, общественная библиотека, частная женская гимназия Янович). В 1914-1917 тут был хирургический лазарет, а в период власти большевиков в январе-апреле 1918 - штаб военно-морского комиссара и комиссара порта, в примыкающем со стороны Успенского переулка одноэтажном здании - казарма чехословацкой красной гвардии.
В гостинице «Бристоль» разместилось управление дежурного генерала Ставки, в «Европейской» гостинице и Алексеевской женской гимназии на улице Чехова


-управления деникинской Ставки.
В здании бывшего технического училища поместилось телеграфное агентство ставки Деникина.


Контрразведка находилась в доме Знаменских на Петровской, 63


Начальник французской военной миссии генерал Шарль Манжен жил в доме Рафаиловича на ул. Николаевской (сейчас - Фрунзе), 20.


В 1920-1924 в этом же доме размещались политотдел УПРАФОРМ 1-й Конной армии, редакция газеты «Листок красноармейца», штаб ЧОНа.
Итальянская военная миссия находилась в домах Черницких и Золотарева в Итальянском переулке


В доме Гайрабетова (построен в 1861 г.) работали клуб и музей Атаманского полка


Летом 1919 в здании городского театра


работала передвижная выставка, посвященная памяти генерала Л.Г. Корнилова.


31 декабря 1919 года Ставка Деникина покинула Таганрог, к которому приближались войска красных. Власть в городе перешла к городской думе, а затем к вышедшим из подполья большевикам. 6 января 1920 в Таганрог вошла 9-я стрелковая дивизия под командованием Петра Солодухина, находившаяся в оперативном подчинении 1-й Конной армии.
В январе-феврале 1920 штаб и политотдел 9-й стрелковой дивизии находились в бывшем доме Серебрякова (нынешний адрес - ул. Петровская, 47).


В Таганроге скончался от сыпного тифа в марте 1920 комиссар дивизии Самуил Восков, которого похоронили на Марсовом поле в Петрограде. Там же был похоронен в августе 1920 и начальник дивизии Петр Солодухин, убитый в боях с Русской армией в Северной Таврии.
В Таганроге 7 января 1920 был создан ревком, к которому перешла вся власть. В феврале 1920 в здании мужской гимназии была открыта кавалерийская школа 1-й Конной армии.
В этом доме на углу Петровской улицы и Итальянского переулка разместилась ЧК



16 марта 1920 было принято постановление Президиума Всеукраинского ЦИК «О передаче в состав Донецкой губернии Таганрогского округа целиком из Области Войска Донского». Началась украинизация школ, делопроизводства, в Таганроге улица Михайловская была переименована в честь украинского поэта Тараса Шевченко, Коммерческий переулок стал Украинским. Насильственная украинизация вызывала недовольство не только жителей, но и местных партийных деятелей.  В конце 1920 года ревком был упразднен, власть в городе перешла к исполкому Совета рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов. В 1920-1922 председателем Таганрогского уездного исполкома совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов являлся один из основателей и член Реввоенсовета 1-й Конной армии Ефим Афанасьевич Щаденко. В этот период он жил в доме Шимановского на углу Николаевской улицы и Итальянского переулка.


Уездный исполком тогда находился на улице Петровской, в бывшем доме крупного банкира, совладельца Азовско-Донского и Петербургско-Азовского банков, председателя правления Донского Земельного банка Якова Соломоновича Полякова.


1 октября 1924 Таганрогский округ из Донецкой губернии УССР был передан в состав Юго-Восточной области РСФСР. В «компенсацию» за Таганрогский округ Советская Украина получила Путивльский, часть Грайворонского, Белгородского и Суджанского уездов  Курской губернии, часть Валуйского уезда Воронежской губернии и другие территории РСФСР и Белоруссии. Однако, украинское руководство продолжало требовать Таганрогский и Шахтинский округа и ряд других территорий. В 1928 Сталин однозначно высказался против новых территориальных изменений, и вопрос был закрыт. Таганрог с тех пор - наш, российский, донской. И это - навсегда.

туризм, гражданская война, Область Войска Донского, история, Россия

Previous post Next post
Up