Про "Рим 2015"

Jun 17, 2015 00:06

Ave, полефиделия!

Довольно кратко, но попытаюсь аналитически.

Кратко, потому что далеко не со всеми социальными группами мне удалось взаимодействовать, это во-первых.
Во-вторых, это уже мои особенности как игрока.

Попытаюсь в духе феноменологии. Поясню: поскольку никакого "объективного" взгляда на события культуры (не буду писать тут слово "искусство", хотя и подразумеваю) и общественной жизни (уж таковым-то любая ролевая игра является, если кому-то сильно претит называть ее искусством), то добросовестно описать игру можно только как опыт своего личного с ней взаимодействия, то есть не отстраняя от себя, как того требует "объективность", но приближая к себе. Однако это взаимодействие в описании распадается на две части, которые бессмысленны друг без друга: я в ролевой игре и ролевая игра во мне. Одна по-научному зовется ноэтическая, вторая - ноэматическая.
Ну, entonces.

Ноэтическая
Понравилогсь мне компактное устройство Рима, когда до тебя доносятся звуки разных районов города, который метров 200 от силы из конца в конец, когда Форум даже для меня в минуте ходьбы.
Нет этих угнетающих черных трехметровых полотнищ и шестиэтажных баннеров с окошечками - они нужны для других игр. Вечный Город - это большой муравейник, который, казалось бы, хаотичен, но все вместе это работает, как бы ни бранили квесторов и дефицит наличности в народном собрании и как бы ни резали галльские рабы достойных квиритов прямо средь бела дня и рабов восточных и наоборот, те этих.
Что свидетельствует как об общей заинтересованности в игре, так и в продуманном подходе к именно этому участку игры. - Я во вкурсе, что хотят от облика города Поль и Фидель и раз за разом пробуют это хотение воплотить. А хотят они так задать механизмы городского устройства - и правовые, и иерархические, и статусные. и социальные, и культурные, и исторические - чтобы город игровой вызывал в игроках те впечатления, которые те в целом от именно этого города ожидают, хотя, возможно, далеко не все себе артикулируют. Древний Рим и должен быть немного хаотичным, деловым, с постоянной политической активностью, а также не без красного: вина и крови. Если крови не будет, то вся любовь и риторика пойдут к волчице под хвост. Ну вот не порежь галльский пленник Стаканикс (или как его там) достойного квирита, и обо что бы вы почуяли вкус к жизни, о сограждане? Или не лейся винище потоком на Сатурналиях, побуждая к действиям не без аморала, был бы это Рим? - Нет, дорогие, это был бы нифига не Рим, а кальвинистская Женева. С римских и эллинских времен Западная Европа находит несколько дней в году, чтобы поставить все на уши и выпустить пары, попредаваться пороку со вкусом. Если сознание вытеснит подсознание до смерти, космос заборет хаос до конца вечности, педантизм и суровость уничтожат карнавал, а Аполлон порвет Диониса невозвратно, жизнь станет невыносима, потому как будет не жизнь, а смерть. Это знали всегда, знали и до Иисуса, знал это и Христос, и не будем пытаться и на подиум влезть, и тогу не ободрать.

Что еще понравилось - акценты. Правила минимум миниморум, акцент на законах, нормах, иерархии. Может, этого порой было многовато, игроки путались в контекстах древности, но позволю заметить: хорошо мы знаем наши-то современные законы и везде ли, во всех ли сообществах нашего общества разбираемся в контекстах? Так ли уж безупречно осведомлены мы о событиях нашей собственной истории и политической жизни? - Римляне жили примерно так же. Рим - это уже гражданское общество, цивилизация, а не традиционная культура. Государство отделено от своих носителей, абстракция обрела собственную сущность и начала жить. Мечты Платона и прогнозы Аристотеля наконец воплотились.

К слову о традиционных культурах: да, о рабах. Рабы эллины, восточные и галлы - это как раз традиционные культуры внутри цивилизации. Непонимание и неприятие ее и друг друга. Но зато и неравнодушие. А цивилизация предполагает равнодушие.

Ничего не пишу о негативе и ложках дегтя в винной бочке. - Отчего? Нет, не потому что Поль, Фидель, с которыми у меня всякого всего на три сундука воспоминаний, и дружбомагия. Просто с ноэтической стороны и не было негатива.
Да, это игра не для любителей тридцати пяти тонн достоверного антуража и ч0тких правил с обилием моделек, это игра в культуру, притом не в реконструкцию культуры, а в ее главные отличительные для образа данной культуры признаки. Но это уже вопросы вкусовщины, и их мне обсуждать неинтересно.

Ноэматическая
Мне пришлось середина-наполовину. Я как-то не так играю в ролевую игру, видимо. То ли недостаточно гламурно (под гламуром я имею в виду не журнал для девочек, а некий лоск и блеск: так вот, с блеском не умею, лучиться не умею, быть мимими не умею), то ли больше играю в структуры, чем в людей. Я вообще плохо чувствую людей, и потому где структура, там мне просто и здорово, а где надо непременно устраивать на ровном месте взаимодействие, там я не знаю, что делать.
Оттого получилось неровно и довольно одиноко. С другой стороны, мой персонаж, историк Корнелий Непот, выполнил даже больше, чем ожидалось: на авторитет семьи поработал, за три урока воспитал достойную ученицу (вот не подозревал в себе таких педагогических даров - правду сказать, ученица моя Ульпия прелесть какая молодец), дважды избирался на претора. Да, наверно, мало изучал жизнь всех слоев Рима. С другой стороны, римские историки - это не современные студенты факультета антропологии ЕУ, они исследования нецензурной лексики в соцсетях и представлениях о реальности в голове ролевиков в течение игры не проводили, были о себе во мнении и в социальной иерархии занимали положение, каковое ценили. Так что исследовать нравы римлян по кабакам и лупанариям, полагаю, не в стиле Корнелия Непота было, судя по тому, что от него до нас дошло.

Ну вот здесь и малость дегтя: мне маловато было именно культурной жизни, потому что я для себя истории на игре нахожу больше в игре в структуры, а не в игре в людей. А большинство ролевого сообщества - наоборот.

Ну и главный негатив, он не мастерский, он мой личный: в стремлении играть об людей все же очень мы смотрим на то, что за игрок перед тобой. Увы, отвязаться/абстрагироваться умеем плохо. Это не дружбомагия и не слив конфликта, это нормальное слишком человеческое. Вот этого, как мне показалось, было сплошь и рядом, да этого и на всех играх довольно много. Стереотипы играют свою роль, хоть по воле, хоть исподволь. Для меня это скорее негатив. Да, приятно играть в зоне комфорта, в ней можно сыграть во что угодно, но это путь к разделению игрового поля на мирки вовсе не по игровым границам.

Немного вызывали недоумение штаны из-под тоги и неумение многих и многих говорить хотя бы чуть приближенно к стилю речи древних римлян, но с этим уже ничего не поделаешь с девяностых. Ничего не меняется со штанами, - стыдно снять, что ли? - а речи учат все же не кино, какие б развесистые они ни были, а книги.

А в целом было хорошо.
После почти очень хорошего "Чёрного солнца" надо было либо сыграть ух как зажигательно и страстно, чего я от "Рима" не ждал, либо вот так спокойно и с общим добрым настроем. - Последнее удалось, а Рим все ж был Римом.
Ave, Roma!
Цезаря - в пень.
Ave, respublica!

ролевые игры былых времен

Previous post Next post
Up