В гостях у Иаира

Apr 18, 2010 07:18



Завершая «иудейскую» неделю в своем ЖЖ, предлагаю сегодня познакомиться с Иаиром, одним из начальников синагоги времен Иисуса Христа. Отправной точкой для моих размышлений послужила прекрасная статья Игумена Евмения (Перистого), настоятеля Макарьев-Решемского монастыря Ивановской епархии «О религии и вере» (Альманах «Христианос». - Вып.XII. - Рига, 2003.). Значительная часть высказанных ниже мыслей принадлежит именно ему.

Итак, для начала советую полностью прочитать следующий отрывок из Библии:

Мк 5:21-42 «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его…»

Давайте сегодня обратим внимание на два эпизода: Иаир у ног Христа и Христос в доме Иаира.


1. Иаир у ног Христа.

Вы можете спросить: «Какая польза от болезни? Что хорошего, если умирают близкие?» Но скажите пожалуйста: что может заставить начальника синагоги, человека, который должен блюсти закон и ни на шаг не подпускать к синагоге никакого своеволия, прийти ко Христу?

Болезнь, страдания - это добро или зло? Это, безусловно, зло. Если бы это было добро, Господь сказал бы: «на небесах мы все вместе будем болеть, страдать, плакать, жаловаться на судьбу!». Но нет, Господь говорит: «И отрет Бог всякую слезу, ни болезни, ни плача больше не будет». Мы инстинктивно тянемся к радости, счастью, здоровью, процветанию, ибо в этом полнота жизни.

Но что может заставить человека воззвать к Богу? Повернуть к Нему свое лицо?

Когда у подростка начинается переходный возраст, ему кажется, что он уже во многом умнее своих родителей. Они уже устарели и многого не понимают. Он может отвернуться и сделать вид, что он уже самостоятельный. Но вот у него кольнуло что-то в боку. Реакция: «Мама, у меня болит!». Когда приходит боль, уходит спесь.

Однажды Иосиф сказал своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро» (Быт 50:20). Болезнь - зло, но Господь силен обратить ее в добро. Смерть - зло, но и она может быть благословением. Сатана думал, что он справился с Христом, он добился Его распятия. Сын Божий умер - но Своей смертью нанес сокрушительный удар по царству тьмы. Позднее, когда правители устраивали гонения на христиан, то думали, что они истребляют Церковь, но Церковь только укреплялась и росла. «Кровь мучеников - семя Церкви».

Вы удивлены, что Иисус воскресил дочь Иаира? Замечательно! Но есть в этой истории еще большее чудо - обращение начальника синагоги. Тот, кто должен был блюсти закон - пришел за помощью к нарушителю закона (в том виде, в каком видели закон фарисеи). Тот, кто должен был охранять субботу от нарушения - припадает к ногам Того, Кто демонстративно нарушал субботний покой. Ветхие мехи пришли, чтобы вкусить молодого вина.

До встречи со Христом Иаир был набожным, религиозным человеком. Он был начальником синагоги - места, где собирались люди и читали Закон Божий. После встречи с Иисусом Иаир стал верующим человеком. Чем отличается верующий от религиозного? Верующий человек излучает любовь, а религиозный - осуждение и упреки. Верующий человек наполнен радостью, а религиозный боится проявлять свои эмоции. Верующий не стесняется своих слабостей, религиозный старается прежде всего прилично выглядеть, иметь внешне благочестивый вид. Верующий стремится расти, еще больше познавать Бога - религиозный закрыт для обучения чему-то новому. Верующий воспринимает других такими, какие они есть, религиозный не позволяет людям быть самими собой, они должны быть такими, как хочет он. Верующий стремится меняться сам, религиозный - менять других. Верующий приводит к Богу своей любовью и искренностью, религиозный пытается за «шиворот» тащить к Богу.

Заболела дочь! Означает ли, что в дом пришло проклятие? Как ни странно это звучит,  но иногда это можно оценить и как благословение - шанс воззвать к Богу, покаяться, найти Христа. Болезнь как толчок к Богу - это благо. Диавол, посылая болезнь, замышляет зло, но Бог обращает это зло в добро. Но для многих болезнь так и остается злом, проклятием. Почему? Потому что они не увидели в этом знака с неба, не откликнулись на призыв Бога. Кого им винить? Только самих себя. Клайв Льюис однажды сказал: «Боль - это мегафон Божий, с помощью которого Он пытается докричаться до глухого мира».

Любовь к дочери ведет Иаира к Христу. Он должен был отлучать от синагоги любого, кто общается с Иисусом. Что в те времена это означало? Изоляция. Ограничение общения. Клеймо на всю жизнь. Что значит для человека того времени не пойти в синагогу? Современному человеку, наверное, трудно себе это представить… Но вместо этого Иаир сам приходит к Иисусу. Потому что в нем зажглась вера. Вера, действующая любовью. Он очень любил свою дочь. Если бы не так, он мог бы сказать: «Бог дал, Бог взял» - и никуда не пойти. И сохранить свое лицо, остаться уважаемым человеком. Но он переступает через условности. Любовь к дочери ведет его к Иисусу.

Что же произошло? Иаир постоянно находился в синагоге. Он видел, как благочестиво там читали закон Моисеев, учили, как надо поступать, как не надо поступать. Все было благочинно. В синагоге хорошо преподавали теорию. Но вот беда - были проблемы с практикой. И когда в жизни возникают проблемы, вот тогда и проявляется разница между служителем Бога и служителем религии. Почему Иаир не пошел в синагогу? Почему не сказал: «братья, помогите! Я так люблю свою дочь! Она смертельно больна!». Потому что теория здесь бессильна. Когда умирает твоя дочь, тут не до философии, тут не до догматических тонкостей. Если на ваших глазах умирает ребенок, разве вы не возопите: «Если вы правильная синагога, ну помогите же мне!». Наступает время, когда набожному человеку приходится пересмотреть свою набожность.

Очевидно, Иаир был искренним человеком. Он посещал синагогу, не пропускал ни одного служения, но однажды задумался: почему эта набожность ничего не меняет в моей жизни? Сходил в синагогу, вернулся домой - а в сердце ничего не изменилось. Просто ходить в синагогу, в церковь - этого не достаточно. Если вы будете каждый день ходить в банк, вы банкиром ведь не станете. Если бы посещение банка делало человека богатым, туда бы без выходных люди бегали. И из-за того, что вы просто зашли в церковь, вы христианином не становитесь.

И вот Иаир, перешагивая через все запреты и условности, идет к Иисусу. И не просто идет - он падает к ногам Иисуса. Он поклонился Христу на глазах у всех людей. Может быть, в толпе были те, кто осуждал его. Но Иаиру было все равно. Он совершил свой подвиг веры, и ради своей дочери пожертвовал своим положением, своей фарисейской набожностью и религиозностью. Настоящая любовь изгоняет страх. Она рушит все условности. Некто сказал: «Любовь - это разрушенный эгоизм, а эгоизм - это разрушенная любовь».

2. Иисус приходит в гости к Иаиру. Он всегда приходит, когда Его приглашают с верой. И чудо, и исцеление возможно только тогда, когда есть вера. Мы прочитали, что когда Христос сказал, что девица не умерла, но спит - над ним стали смеяться. И Он прогоняет всех, кто смеялся. Оставил в комнате только тех, кто верил: учеников, которые уже не раз убедились в Его могуществе, и родителей, которые желали, чтобы чудо совершилось, может быть, даже сверх веры. Как в другом месте отец бесноватого сказал:

Мк 9:20-24 «…если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему…»

Здесь мы видим своеобразное соревнование возможностей: возможности Бога и возможности нашей веры. Чем больше в нас веры, тем ярче в нашей жизни проявляются возможности Бога.

Лк 9:1-2 «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать и исцелять больных».

Господь дает своим ученикам силу и власть, но действовать они могут только при наличии веры. У самого Иисуса были эпизоды, когда Он не мог творить чудес: «по неверию их». Вера, вступая в реакцию с силой и властью Божией, дает удивительный результат. Это как Н2О. Удивительно, что мы с вами тушим пожар тем, что лучше всего горит - кислородом и водородом, но в правильной пропорции эти вещества дают воду.

Однажды Иисус сказал своим ученикам такие слова:

Лк 10:8-11 «И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им «приблизилось к вам Царствие Божие». Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие».

Из этого отрывка мы можем сделать вывод, что исцеления происходят только там, где принимают Христа, т.е. где есть вера. Проповедь же о Царстве Божием предназначена и для тех, кто принимает учеников Христа, и для тех, кто не принимает.

История Иаира - это история удивительной веры. Как важно, дорогие братья и сестры, проверять себя периодически, во имя чего мы живем, во имя чего мы жертвуем, во что (или в кого) мы верим. Мы должны беречься «автопилота»: по привычке молюсь Богу, по привычке прихожу в Церковь… Наше внешнее проявление веры должно идти из глубины, отражать веру, движимую любовью.

Религиозный человек говорит: «Я хожу в церковь, потому что написано, что надо ходить в церковь». Верующий человек говорит: «Я хожу в церковь, потому что я люблю Бога, мне приятно с Ним общаться». Да поможет нам Господь возрастать в вере и любви, проявляя искреннее желание со всеми своими проблемами приходить ко Христу и приглашать Его в свою жизнь.


исцеление, болезнь, вера, Иаир, религиозность, Христос

Previous post Next post
Up