Культурологическое богословие должно быть безусловно христоцентричным. Христос является и его основным содержанием, и его целью, и моделью для уподобления. Писание говорит, что Он - «Образ Бога невидимого» (Колоссянам 1:15). Именно во Христе осуществляется полное восстановление культурного предписания, возложенного на человека при сотворении. Он - второй Адам (1 Коринфянам 15:45). Первый Адам не справился со своей миссией, не исполнил своего предназначения, и потому «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Иоанна 4:14). В Нем восстанавливается полнота Божьего замысла о человечестве. Уподобляясь Христу, мы и сами начинаем соответствовать своему предназначению в этом мире.
Будучи искупителем всего человечества, Христос выступает и искупителем культуры. Не какой-то одной, особой, а всякой культуры, в которую Он входит - ближневосточной, североатлантической, азиатской, африканской, восточноевропейской, - любой. И потому христианская культура должна быть не каким-то особым типом культуры, а искупленной формой той культуры, к которой принадлежат приходящие ко Христу. Ведь Отец не послал Сына «доставить» Бога в мир, в котором Его до тех пор не было. Отец послал Сына явить Отца миру, в котором Тот не переставал пребывать.
«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», - провозглашает Христос (От Иоанна 20:21). Миссионер, приезжая на новое место, не привозит туда с собой Бога. Бог постоянно пребывает с людьми, какой бы культуре они ни принадлежали. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:26,27). Бог всегда рядом, и наша задача - направить людей к Богу в контексте их культуры, помочь найти Его.
Так, народ тайских лису, обитающий на сопредельных территориях Таиланда, Лаоса и Мьянмы, никогда не имел собственной земли и постоянно был гоним местными жителями. Лису не имели собственной письменности, но из поколения в поколение передавали устное предание, гласившее: «Настанет день, и белый человек раскроет смысл бананового листа, и лису обретут родину, отнять у них которую никто уже не сможет». Они жили этой мечтой о белом человеке, несущем весть освобождения.
С появлением в Сиаме белых людей, представителей колониальной администрации, лису очень обрадовались и постоянно требовали открыть им смысл бананового листа. Но у тех это вызывало лишь недоумение. Когда же в их поселения пришли первые миссионеры, лису, до этого не видавшие книг, с восторгом смотрели на разворот раскрытой Библии, напоминавший по форме банановый лист. На этот раз их просьбы истолковать смысл листа не остались без ответа. Миссионеры рассказали им и о Христе, и о вечном Небесном Царстве, в которое ведет Его жертва. Сегодня 40 % от общего числа лису - христиане! А среди тайских лису этот показатель еще выше.
С другой стороны, нигерийское племя Ананг придерживалось строгих моральных принципов из страха перед абасси - справедливым богом, строго воздающим каждому по заслугам. Когда же пришли миссионеры, то рассказали, что абасси не существует, что он - бог ложный, выдуманный самими людьми. Настоящий же Бог - добрый и милосердный, который прощает людям все прегрешения их. Вместо того чтобы, отождествив абасси с праведным гневом Бога-Творца, рассказать о Его жертвенной любви, миссионеры просто заменили в сознании своих слушателей старого бога на нового, строгого - на добродушного и снисходительного. В итоге общественная мораль племени пришла в упадок, и аморальное поведение стало нормой среди молодежи.
Задача миссионера - не разуверить людей в сфере божественного, а помочь им найти в контексте их собственной культуры «неведомого Бога» - Бога подлинного, Который «недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:23-27).
Источник:
https://slovoproslovo.info/ru/bog-sokrytiy-v-kulture/