К сожалению, большинство людей серьёзно задумывается о цели жизни лишь из-за личного кризиса или мировоззренческого тупика, когда поставленная цель была достигнута, но стало ясно, что она оказалось тщетной, временной и не принесла всеобъемлющего счастья.
Зададимся вопросом о том, как верно определить смысл своей жизни.
Что мы знаем?
Человек является творением, мы были сотворены премудрым Творцом.
Человек является вершиной творения, имея разум, совесть и свободную волю.
Душа человека обладает духовной жаждой, ищущей смысл своего существования.
Смерть и несовершенство не дают покоя мыслящему человеку.
Как узнать Кто есть Творец и в чём состоит Его воля по отношению к высшему творению?
Сам Бог даёт нам ответ на вопрос о смысле жизни: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Отец Небесный создал нас для вечного блаженства, источником блаженства в Его Царстве является Он Сам. По словам блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Исполняя волю Бога, мы благотворим себе, ведь Бог и так обладает всецелым, всесовершенным блаженством. Принимая даруемый нам Богом высший смысл жизни, уподобляясь Богу, мы реализуем себя как человека, и это развитие, богоуподобление не имеет предела ни на земле, ни в вечности. Человек может принять волю Творца или отвергнуть её, однако если соблюдение Божественной воли для человека полезно, то отвержение чревато пагубными последствиями. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор.30:19).
Недавно один учёный трагически закончил земную жизнь, наложив на себя руки. В предсмертной записке он написал: «Я не верю в ад, я ухожу в никуда». Уничтожает ли наше неверие сам объект, существование которого мы отрицаем? Очевидно, что нет. Можно сколь угодно убеждать себя в отсутствии дождя, но надёжнее взять в дорогу зонтик.
Кроме того, не будем забывать, что наш мир - это произведение, у которого есть Композитор или Поэт. Недаром в Символе веры за русским словом «Творец» стоит греческое «Ποιητής» - пойэтес (букв. творец, создатель, изобретатель, поэт). И Творец ведёт этот мир к детально «продуманному» эпилогу. Исключить себя из него невозможно, но услышать призыв Творца к полноте бытия и правильно откликнуться на него - самое разумное решение. Либо ты становишься участником Спасительного Промысла и восходишь при помощи Божьей к предназначенной для тебя цели - достичь вечной блаженной жизни в Царстве святых, либо становишься игрушкой демонических сил, жертвой их злобы и коварства.
Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог - источник блаженства, радости, святости, то вне Его - неудовлетворённость, тоска, муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.
Не сотвори себе кумира. 7 ложных путей
Ложная цель в жизни - это нарушение заповеди «Не сотвори себе кумира». Сегодня кумир - это не обязательно рукотворное изображение идола, спектр идолопоклонства стал значительно шире. В ряде случаев роль идолов или кумиров могут играть даже те вещи, предметы, объекты, за которыми её не сразу и разглядишь. Рассмотрим главные формы идолопоклонства.
При этом необходимо различать смысл (цель) жизни и жизненные цели, которые отличаются, как стратегическая и тактические задачи. Многим известно расхожее выражение, что главное в жизни - вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Это хорошие тактические задачи, но ошибочные как жизнеполагающие, абсолютные, высшие. Сын в течение нескольких десятилетий точно умрёт, дом рано или поздно снесут, а дерево засохнет. Поэтому истинный, божественный смысл - вне этого изменчивого мира.
Если рассуждать экономическими категориями, то инвестировать основные усилия, свою жизнь в тленное, временное - безрассудно, бессмертную душу может удовлетворить лишь бесконечная радость, вечное блаженство. Следует инвестировать жизнь в «долгосрочные активы» - святые добродетели, духовно-нравственное совершенство, единство с Богом.
Человек призван стать богом по благодатной причастности к Богу. Как принц является принцем не сам по себе, а в силу того, что является сыном короля и не отказывается от этого дара и ответственности за него, так и человек становится богом по благодати, когда признаёт Вседержителя своим Отцом и не отказывается от исполнения сыновнего долга.
Обратим внимание, что ошибочный главный смысл жизни не обязательно плохой (греховный) сам по себе, он плох в первую очередь тем, что занял неподобающее место в иерархической системе ценностей человека. Хорошо быть учителем или врачом, но передача знаний или врачевание людей являются ошибочными главными целями жизни, т. к. они конечны.
Обобщённо можно выделить три группы кумиров: социум в целом, отдельные люди или сам человек.
1. Смысл жизни в детях.
Особенно ярко недостаток такого воззрения проявляется в рамках представлений о том, что, умирая, человек «уходит» навсегда. Что же за смысл в тех, кто вслед за тобой исчезнет из этого мира в течение нескольких десятков лет? А если детей не будет, то, получается, что человек станет бессмысленным существом?
Представление о том, что смысл жизни некоторых людей состоит в размножении, в том, чтобы являться лишь средством для счастья других, нельзя назвать не только универсальным, но и человечным. С одной стороны, оно лишает смысла жизни одиноких и бездетных, с другой - лишает человека его высочайшего статуса в сотворённом мире. Каждый человек создан для того, чтобы стать богом по причастности к Богу, кастовость здесь не применима, Бог не создавал людей 1-го, 2-го и 3-го сортов.
Для человека, хоть многодетного, хоть бездетного, жизненно важно самому возрасти возрастом духовным, достичь вечной блаженной жизни в Царстве святых. Что же касается родительских обязанностей, то важно не просто растить и воспитывать своих чад, но растить и воспитывать так, чтобы это соответствовало их высшему предназначению.
2. Смысл жизни в счастье будущих поколений.
Примером может явиться утопическая попытка построения коммунизма в ряде стран.
Здесь опять же человек становится лишь средством, винтиком в достижении некой «высшей» воображаемой цели, а не высшим творением.
3. В том, чтобы оставить что-то после себя потомкам (научные открытия, шедевры искусства).
Часто говорят о благодарной памяти потомков. Вы замечаете благодарность детей своим родителям? Увы, это редкость даже среди самых близких людей.
То, за что мы можем ожидать благодарности, зачастую совершенно не интересно и не нужно будущим поколениям. Вы часто благодарно вспоминаете конструктора паровой машины? Если взять классиков мировой культуры, то многих ли из них вспомнит молодёжь? Даже талантливые фильмы прошлого столетия непонятны и неинтересны потомкам.
4. В работе.
Как метко заметил один мыслитель, это смысл жизни лошади. Кто-то может возразить - ведь не все люди зарабатывают на хлеб тяжёлым, монотонным трудом. А учитель, врач? Да, любой богоугодный труд полезен, если он не занимает место Творца в иерархии ценностей человека. По словам того же блаженного Августина, «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём».
Если же человек видит главный смысл своей жизни в работе, в создании того или иного продукта (научного, производственного, литературного и т. д.), то он становится лишь средством для других людей, умаляется его собственное человеческое достоинство как высшего создания Божьего.
5. В достижении бессмертия.
Ещё недавно это было сюжетом фантастических произведений, но сегодня нас уже не удивляют заморозка трупов и исследования по восстановлению тела человека, попытки сохранения его сознания в ином «теле».
Мы сомневаемся в успехе таких экспериментов, они не принесут ни счастья, ни бессмертия. По прогнозам ученых, средняя продолжительность жизни, если исключить старение и болезни и оставить только несчастные случаи, должна составить примерно 1300 лет.
Блаженная вечность может быть только с источником истинной любви - Богом. Всё, что вне Бога, помноженное на вечность, даёт ад.
6. В удовольствиях.
По словам старца Амфилохия: «Когда в твоем сердце нет Христа, в нём будут вместо Него деньги, имущество или люди». Единственно, ради чего стоит жить, - ради того, что не уходит со смертью, иначе земная жизнь - это мираж.
Тем не менее, люди ищут смысл жизни во власти, деньгах, житейской славе, во влюблённости, во временной радости, которую часто именуют счастьем. Однако мы видим, что «богатые тоже плачут»: болеют, спиваются, страдают от душевных травм, бросают семьи, погибают в поиске всё новых удовольствий.
Эрнест Хемингуэй говорил: «Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает, - он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел».
Один человек находился в тюрьме, был одинок, очень угнетен - и тут его посетило такое живое чувство Присутствия Божия, и это было такое блаженство, что он стал молиться: «О, пусть продолжатся эти тюремные дни - только Ты не отойди от меня!» Отсюда и поговорка: «С Богом и в тюрьме рай; без Бога и во дворце ад».
7. В бегстве от смысла:
- после смерти разберёмся (а если будет поздно?);
- в нескончаемом поиске смысла (апостол Павел характеризует таких людей как «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» 2Тим.3:7);
- смысл жизни во временной земной жизни (неверие Творцу);
- у каждого свой смысл жизни (постановка себя на место Творца);
- в отрицании какого-либо смысла жизни (животное существование).
Вы серьёзно в это верите?
Нежелание двигаться к цели бывает вызвано и непониманием возвышенных истин, о которых свидетельствует Церковь, особенно усвоенных в наивной «фольклорной» обработке. Например, представление о том, что Рай - это прогулки по саду и неограниченное вкушение аппетитных яблок. Рассмотрим две краткие иллюстрации церковного понимания загробной участи верных Богу людей.
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
Преп. Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители…. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце».
Бог сотворил нас для вечного соучастия в Его любви, для меньшего в вечности мы не годны. И сама история человечества подсказывает нам, что истинной любви, которую явили нам святые, достигнуть вне Бога невозможно. Неверие и маловерие - проявления страсти гордости, а святость - это не что-то выдающееся, а заданная Богом для человека норма, естественное состояние. «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк.17:10).
Три уровня жизни человека
Человек живёт на трёх уровнях: телесном, душевном, духовном.
Телесный. Забота о теле необходима, по крайней мере потому, что оно является орудием бессмертной души. Но как необходимость заботы об одежде не даёт человеку оснований делать эту заботу смыслом своего существования, так забота о смертном теле не должна превращаться в самоцель, нарушать иерархию уровней жизни человека.
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).
«Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах…» (Фил.3:19).
Душевный (ум, эмоции и пр.). Часто душевную жизнь путают с духовной. Нередко считается, что духовной жизнью живут, например, те люди, которые увлекаются театром, художественной литературой, изобразительным искусством, музыкой. Хотя эти увлечения и воздействуют на человеческий дух, но находятся главным образом в сфере душевной (интеллектуально-эмоциональной). Нередко бывает, что подобные увлечения не только не ведут человека к Богу, но и уводят от общения с Ним.
Духовный. Дух - сила души, влекущая человека к Богообщению. От состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей жизни в вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную», - говорил ап. Павел (Гал.6:8). Стало быть, духовным может быть назван тот человек, который живет по закону Божьему, стремится ко всё большему и большему духовному, личностному соединению с Богом.
Иоанн Кронштадтский сравнивал человека с цыплёнком. Цыплёнок рождается дважды. Вначале курица рождает яйцо. Но рождённое - еще не цыплёнок. Теперь его нужно высидеть и прогреть, только после этого из-под мёртвой скорлупы проклёвывается жизнь. Человек тоже должен родиться дважды, сначала физически, потом духовно. Не родившийся, не развившийся духовно, так и останется в эмбриональном состоянии в самом главном качестве.
Экзамен без права пересдачи
Итак, существует высший, вечный смысл жизни и второстепенные, временные смыслы жизни. Только в свете высшего смысла жизни освящаются и второстепенные; благодать Божья проявляется во второстепенных через главный.
Земная жизнь - экзамен перед вечностью. Несколько отпущенных нам десятилетий - ничто по сравнению с предстоящей вечностью, но именно они её определяют. Кто-то может спросить: «А можно ли пересдать этот экзамен?». Теория реинкарнации существует в ряде языческих религий. Только нет никаких оснований считать это божественным учением, это лишь человеческие фантазии. «…Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) - вот богооткровенная аксиома, сомневаться в которой не приходится.
Цель творения Богом людей и ангелов - соучастие их в общении любви, в блаженстве Святой Троицы. Человек был создан Всеблаженным Богом для того, чтобы быть счастливым, и наслаждаться этим счастьем целую вечность. Некоторым подобием является рождение нами детей. По словам С.И. Фуделя: «Вся жизнь - это борьба за любовь, и только для этого и стоит жить».
Таким образом, цель человеческой жизни - войти в Божественную жизнь, стать причастным жизни Святой Троицы. В практической плоскости - стать святым.
«Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении. Бог благоволит почивать в нем, и человек нигде не находит покоя, как только в Боге» (прп. Макарий Великий).
Священник Александр Дьяченко: «Мы странники и пришельцы на этой земле (1Пар.29:15). И только тогда есть смысл в нашем здесь странствовании, если знаем путь, которым идем. Христос для нас - маяк, позволяющий не сбиться с пути. Иначе странствование превращается в блуждание во тьме».
По словам священника Валерия Духанина: «Для меня смысл жизни только в Боге. Он - наш Небесный Отец, Он сотворил нас для вечности, и по-настоящему душа имеет благо только с Господом. Так стало с самого момента крещения, когда вдруг открылся сердцу 13-летнего подростка новый мир - мир духовной жизни, богослужения, молитвы, а за всем этим - возможность общения с Господом. Собственно, с того момента вопрос о смысле жизни был как-то сам собой решен, оставались лишь поиски более верных путей, набивание шишек посредством духовных ошибок, поиск правильного духовного руководства».
Что делать, если смыл жизни был выбран неверно, главным являлся второстепенный смысл? Если вы читаете эту статью, то не всё потеряно, значит ещё возможно обратиться к Богу и следовать Его благой воле путём жизни духовной!
* * *
Источник:
Борисов К. Смысл жизни: один верный и 7 ложных