Верим мы в Бога или нет, мы все ценим свободу, доброту, прогресс и равенство. Но эти ценности вовсе не естественны или неизбежны, а являются прямым результатом жизни, смерти и воскресения Иисуса, говорит Глен Скривенер.
Когда я жил в Австралии, я никогда не замечал, как там пахнет. Камфорно-ментоловый запах эвкалиптов наполняет собой атмосферу. Это как постоянное лекарство от простуды - успокаивающие пары, доносимые ветром. Когда ты рождаешься с этим, в этом нет ничего необычного. Однако теперь, когда я прилетаю обратно в Сидней, первое, что я замечаю, - это теплый, сладкий воздух.
Если вы живете на Западе, христианство похоже на это. Это воздух, которым мы дышим.
Оно пронизывает все наши убеждения, наши предположения, нашу мораль, наши цели, нашу интуицию. Подобно воздуху, оно повсюду вокруг нас, животворящее и для большинства людей невидимое. На этом этапе многие люди возражают, говоря: «Я неверующий». Но не будьте так уверены. Я совершенно уверен, что вы признаете следующие ценности:
• Равенство: Вы верите в равный моральный статус каждого члена человеческой семьи.
• Сострадание: Вы считаете, что о состоянии общества следует судить по тому, как оно обращается со своими самыми слабыми членами.
• Согласие: Вы считаете, что сильные мира сего не имеют права навязывать себя другим.
• Просвещение: Вы верите в образование для всех и в его способность преобразовать общество посредством убеждения и аргументов, а не силы.
• Наука: Вы верите в способность науки помочь нам понять мир и улучшить нашу жизнь.
• Свобода: Вы верите, что люди не являются чьей-то собственностью и что каждый из нас должен сам распоряжаться своей жизнью.
• Прогресс: Вы считаете, что мы должны реформировать общество, избавив его от прежних зол.
В ответ некоторые могут сказать: «Конечно, я ценю эти вещи. Но это не убеждения. Это очевидные, естественные и универсальные ценности. Все придерживаются равенства, сострадания и всего остального, верно?» Неверно. Эти ценности совсем не распространены в дохристианских и нехристианских культурах. Они пришли к нам именно через революцию Иисуса (другими словами, христианство). Когда мы извлекаем себя из христианской истории (например, изучая верования древних греков или римлян), мы обнаруживаем пугающе чуждый мир.
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Платон и Аристотель, отцы западной философии, верили в неравенство. Они были убеждены, что одни люди рождены, чтобы править, а другие рождены, чтобы ими управляли (т.е. их порабощали). Они считали, что женщины, варвары и рабы имеют меньшую ценность, чем свободнорожденные граждане мужского пола. Одобряя практику детоубийства, Аристотель говорил: «Пусть будет закон, запрещающий воспитывать уродливых детей». В том обществе справедливость означала не освобождение бедных и угнетенных или равенство людей независимо от пола, расы и класса, а как раз наоборот. Как выразился сэр Ларри Сидентоп в своей книге «Изобретение личности: истоки западного либерализма»: «В основе древнего мышления [было] предположение о естественном неравенстве». Справедливость подразумевала соблюдение неравенства, а мудрость заключалась в знании своего места в этой жесткой иерархии бытия.
В этот мир христианство приземлилось, как метеор. Иисус Христос явился «приняв образ раба» (Филиппийцам 2:7) и умер смертью раба (так римляне называли распятие). Он сделал это для того, чтобы проникнуть в глубины нашей ямы и снова подняться в свой дворец. Теперь он приглашает нас в свою царскую семью - семью, в которой никто, кроме него, не господин, и все - братья и сестры (Матфея 12:50). По словам историка Тома Холланда, это послужило катализатором «самой разрушительной, самой влиятельной и самой продолжительной революции в истории».
Рассмотрим трансформацию:
• Равенство: Древние правители держали «маленьких людей» под контролем угрозами распятия. Бог сошел на крест и воскрес, чтобы пригласить мир к духовному единству.
• Сострадание: Древние общества были основаны на доминировании. Бог пришел как «слуга всем» для омовения ног (Марка 9:35) и вручил нам полотенце, сказав: «Идите и поступайте так же» (Луки 10:37).
• Согласие: Древние люди считали, что имеют право на любое тело, принадлежащее «низшим». Христос встает на сторону жертвы и признает достоинство слабых и маргинализированных.
• Просвещение: Древние культуры распространялись силой. Христос сказал: «Убери меч свой» (Матфея 26:52, NLT). Теперь нам предстоит распространять свое влияние словом, мягким убеждением.
• Наука: Древние люди продумали свой путь к познанию мира природы. Бог появился в мире, чтобы основать движение, которое со временем само предложит миру проверить вещи эмпирически.
• Свобода: Рабство существовало в каждой древней народной группе, однако Бог Небесный пришел как «раб всех» (Марка 10:44), чтобы принести нам освобождение.
• Прогресс: Древнее мышление считало, что история восходит к великому Золотому Веку прошлого. Иисус воскрес из мертвых, чтобы дать непреходящую надежду на светлое будущее.
Таким образом, эти семь ценностей не являются естественным развитием для Homo sapiens. В них нет ничего универсального или неизбежного. Остальная часть животного мира не подчиняется этому моральному кодексу. Если мы всего лишь репликаторы ДНК, как полагают некоторые, то цель таких ценностей, как сострадание, не очевидна - и уж точно не является высшим идеалом в жизни. Нет, эти ценности не естественны. Они сверхъестественны; то есть они приходят откуда-то выше жестокого мира природы.
В своей книге « Воздух, которым мы дышим: как мы все пришли к вере в свободу, доброту, прогресс и равенство» я исследую семь движений в мировой истории, которые породили эти семь ценностей. Проходя через Ветхий Завет, Новый Завет, раннюю Церковь, Средние века, научную революцию, отмену работорговли и современный мир, я показываю, что мораль, которую мы принимаем как должное, является моралью истории; конкретно библейской история, которая сформировала мир, в котором мы живем, и наши убеждения.
Это стало новостью для многих жителей Запада.
Сегодня многие считают христианство неравным, жестоким, принудительным, невежественным, антинаучным, ограничивающим и отсталым. На самом деле это довольно распространенный список возражений против христианской веры, и в некоторых моментах он подходит. Но я выбрал эти семь возражений не случайно. Я просто перевернул семь основных ценностей, перечисленных выше. Причина, по которой эти семь обвинений задевают, заключается в том, что в глубине души мы верим в эти семь ценностей. Наши проблемы с христианством (а проблемы с ним есть у всех нас, особенно у христиан!) оказываются христианскими проблемами. Позвольте мне объяснить.
Вот список некоторых широко распространенных критических замечаний в адрес Церкви. Позвольте мне представить каждое из них от первого лица, потому что христиане тоже сталкиваются с этими проблемами. Но вот в чем дело: мы боремся с ними по христианским причинам:
• Если мне не нравится насилие ветхозаветных войн или истории Церкви за последние 2000 лет, то, вероятно, это потому, что я впитал учение того, кто сказал: «Подставь другую щеку» (Матфея 5:39).
• Если меня отталкивает древняя практика рабства в Израиле, то это почти наверняка потому, что я унаследовал библейские представления об искуплении, свободе и равенстве.
• Если меня опустошают скандалы о злоупотреблениях в церкви, я стою за Христа и против злоупотребления сексом и властью, свойственного человеческой культуре.
• Если я ненавижу случаи плохого обращения Церкви с меньшинствами, я придаю священную (и явно христианскую) ценность слабым, бедным и угнетенным.
• Если я считаю, что Церковь находится на неправильной стороне истории, я рассматриваю историю и прогресс полностью с библейской точки зрения.
• Если я ненавижу колониализм, который временами сопровождал рост Церкви, я согласен с глубоко христианскими идеалами - что правители должны служить, а не доминировать, и что различия следует ценить, а не растворять.
Я мог бы продолжать. Критики в адрес Церкви много, и многие из них вполне обоснованы. Они часто направлены на нас с рвением, которое лучше всего можно назвать… религиозным. Но в этом вся суть. Подобная критика - это обстрелы со стороны мира, который позаимствовал наши основы и даже наши боеприпасы для своих атак. Поскольку это так, нам необходимо переосмыслить «столкновения», которые мы наблюдаем в мире между «секуляристами» и «верующими».
СТОЛКНОВЕНИЕ ВНУТРИ
Глубочайшее столкновение между «верой» и чисто светским мировоззрением не происходит между христианами и нехристианами. Это происходит внутри западного секуляриста, потому что секулярист тоже верующий. Они ориентируются в своей жизни примерно по тем же звездам, что и мы - равенство, сострадание, согласие и так далее. Ежедневно они следуют этим убеждениям, и тем не менее, даже обращая внимание на такие сверхъестественные ценности, они настаивают на том, что стоят на чисто естественной почве. Они заявляют, что имеют (практически) атеистическое представление о мире, хотя живут (в основном) христианскими представлениями. Рассмотрим некоторые противоречия:
• Мы умные шимпанзе, но обладаем нерушимыми правами человека.
• Мы - биологические машины выживания, но наш долг - заботиться о слабых.
• Мы всего лишь млекопитающие, но мы должны уважать сексуальные границы друг друга.
• Мы являемся наследниками жестокой эволюционной истории, но мы должны распространять свое влияние путем убеждения, а не силой.
• Наш мозг развился исключительно ради выживания, но мы можем доверить ему понимание научных тайн космоса.
• Выживание наиболее приспособленных является глубочайшим объяснением человеческой жизни, но реализация идеи «высшей расы» является бессовестным злом.
• Мы цепляемся за незначительную скалу, мчась через бессмысленную вселенную к вечному вымиранию, но дуга человеческой истории склоняется к справедливости.
Мы все склонны верить второй части этих утверждений. Фактически, что бы ни говорил среднестатистический житель Запада о своих религиозных взглядах, мы все разделяем замечательный консенсус по этим убеждениям. И такие убеждения фактически формируют нас изо дня в день. Каковы бы ни были наши убеждения о существовании Бога, загробной жизни, ангелов или души, мы отправляемся в мир и ставим свою жизнь на свободу, доброту и человеческие ценности. Глубочайшее столкновение между «верой» и «секуляризмом» - это не столкновение между прихожанами и не посещающими церковь. Окончательное столкновение происходит внутри нехристианина. Потому что ни одна из наших жизней не черпает свой смысл и содержание из светских источников. Знаем мы это или нет, но мы все зависим от Иисуса.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
В ценностях, которыми мы живем, нет ничего естественного. Биологи скажут нам, что жизнь продвигается вперед благодаря выживанию наиболее приспособленных (и, следовательно, жертвованию самыми слабыми), однако в этот мир пришло самое невероятное движение - движение, основанное на Христе, наиболее приспособленном, Который был принесён в жертву за нас, самых слабых. Он перевернул все наши представления и построил нравственную вселенную, в которой мы живем. Мы все теперь дети его революции.
Многие из моих друзей не считают себя верующими, но каждый день живут недоказуемыми убеждениями. Им не нравится идея сверхъестественного, но они последовательно отвергают образ природы, «красной от клыков и когтей», как резко выразился Теннисон. Они считают христианство исчерпанной силой, однако живут в моральной вселенной, которая без него не имеет смысла. Они считают себя постхристианскими, однако все их возражения против христианства оказываются христианскими возражениями. Они отказались от веры в чудеса, но все же живут одним: чудом революции Иисуса. Люди могут не поверить, что он превратил воду в вино, но Христос наверняка совершил еще большее чудо: он превратил богом забытую казнь в мировое господство. Христианство должно было быть мертво и похоронено в ту первую Пасху, но каким-то образом оно восстало и захватило мир. У христиан есть этому объяснение. Они говорят, что христианство выросло, потому что Христос воскрес. И мы сейчас живем в мире, который он создал.
Иисус создал наш мир, потому что он наш создатель, и принять это - значит принять Его. Вернуться домой к Иисусу - значит наконец-то и по-настоящему оценить воздух, которым мы дышим.
Автор: Glen Scrivener
Источник:
Christianity is the air we breathe. Even your objections to Christianity are Christian