Существует множество слов, понятий, образов, которыми мы можем описать Иисуса Христа и то, что Он совершил на Голгофе, кем он стал для каждого живущего на этой земле человека. Сын Божий, Сын человеческий, Мессия, Агнец, Спаситель, Царь царей и Господь господствующих, путь, истина и жизнь, Альфа и Омега… Все это относится к характеристике Иисуса, подчеркивает разные грани Его личности. Есть еще одно определение, которое характеризует Христа, и о котором я предлагаю сегодня поразмышлять.
Гал.4:4-5 «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление»
Откр.5:8-9 «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени»
Из этих слов мы можем вывести еще одно определение Христа - Искупитель. Интересно, что в Новом завете есть несколько мест, где говорится о том, что Иисус искупил нас, но прямо Христос ни разу не назван Искупителем. Зато в Ветхом завете это слово встречается неоднократно. Вспомним пару примеров. Праведный Иов в беседе со своими друзьями говорит:
Иов 19:25-26 «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога»
Пророк Исаия использует это слово неоднократно. Вот лишь один пример:
Ис.44:6 «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога»
Чтобы лучше разобраться с тем, какой смысл заключается в этом понятии, необходимо обратиться к древней истории еврейского народа. В Ветхом завете часто встречается слово «га'ал», которое в зависимости от контекста переводится как «кровный искупитель», «кровный мститель», «ближайший кровный родственник».
К примеру, в Книге Чисел Господь через Моисея дает повеление, чтобы сыны Израилевы построили специальные города-убежища, где мог скрыться человек, который убил кого-либо по неосторожности. Если же убийство совершалось умышленно, то «га'ал» может сам умертвить убийцу.
Чис.35:9-28 19 «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его»
Итак, первая обязанность «кровного искупителя» состояла в том, чтобы преследовать убийцу и предать его смерти.
Другие обязанности «кровного искупителя» мы находим в Книге Руфи. Моавитянка Руфь после смерти мужа возвращается вместе со своей свекровью Ноеминью в Вифлеем. Прибыв на место, Ноеминь сообщает Руфи, что у нее есть близкий родственник, богатый и влиятельный, по имени Вооз. Руфь вначале собирает колосья на полях Вооза, между ними завязывается знакомство. И вот через некоторое время происходит такой эпизод:
Руфь 3:7-9 «Вооз наелся и напился, и развеселил сердце свое, и пошел [и лег] спать подле скирда. И она пришла тихонько, открыла у ног его и легла. В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина. И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник»
Здесь наученная свекровью Руфь употребляет слово «га'ал», переведенное как «родственник». Воозу идея понравилась, он хорошо знал обычаи и обязанности «га'ала», однако был еще другой родственник, который по крови был ближе к Ноемини и ее умершим сыновьям, чем он. И Вооз начинает действовать.
Руфь 4:1-6 «Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел.
2 [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели.
3 И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащую брату нашему Елимелеху;
4 я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего; если хочешь выкупить, выкупай; а если не хочешь выкупить, скажи мне, и я буду знать; ибо кроме тебя некому выкупить; а по тебе я. Тот сказал: я выкупаю.
5 Вооз сказал: когда ты купишь поле у Ноемини, то должен купить и у Руфи Моавитянки, жены умершего, и должен взять ее в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его.
6 И сказал тот родственник: не могу я взять ее себе, чтобы не расстроить своего удела; прими ее ты, ибо я не могу принять»
Так Руфь становится женой Вооза. В этом отрывке мы находим еще две обязанности «кровного искупителя»: - во-первых, если вдова продавала землю, то первым должен был выкупить участок ближайший кровный родственник по линии мужа; во-вторых, он должен был жениться на вдове, чтобы «восстановить имя умершего в уделе его». Таким образом, обеспечивалась сохранность земельных наделов в тех пределах, которые получило каждое колено Израиля при разделе Земли Обетованной.
И вот теперь, немного разобравшись с тем, что значит быть «кровным искупителем» согласно ветхозаветным представлениям, мы можем понять, что сделал для нас Иисус как наш Кровный Искупитель.
Во-первых, Иисус Христос стал Мстителем за нашу смерть.
1 Ин.3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего - то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»
Христос пришел в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола, чтобы вырвать нас из его лап, чтобы освободить нас из порабощения греху. Сатана пришел для того, чтобы украсть, убить и погубить. Христос пришел, чтобы мы имели жизнь с избытком. На кресте Он нанес сокрушительное поражение врагу душ человеческих, воскресший Христос властно отомстил за нас тому, кто виновен в нашем грехопадении.
Во-вторых, Он восстанавливает нас в правах, возвращает нам наш надел.
1 Пет.2:9-10 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы»
Искупитель возвращает нам Божье благоволение и все то, что было украдено у нас дьяволом. Мы - «люди, взятые в удел», мы - граждане нового Неба и новой Земли.
В-третьих, Он поступает с нами так, как поступил Вооз с Руфью.
Рим.7:1-4 «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых»
И в Откровении Ангел возвещает Иоанну:
Откр.21:9 «пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца»
Христос называет Церковь свою невестою, по своей великой любви и милости даруя нам нечто удивительное и недосягаемое. На что могла надеяться язычница, вдова Руфь, которая покидала свою землю и шла в неизвестность, доверившись Богу, которому поклонялась ее свекровь? Но там, в далекой стране она встретила Вооза, в котором она нашла свое счастье, достаток, мир сердцу и много чего другого, о чем она не смела даже и помыслить. Подобным образом и мы в Иисусе Христе можем найти то, что превышает человеческое разумение.
Вот так одно древнееврейское слово «га'ал» позволяет нам по-новому взглянуть на то, что совершил для нас Иисус Христос, Агнец Божий, закланный за грехи мира. Грехопадение внесло разлад в душу человека, раскол в отношения человека и Бога. В момент смерти Иисуса на кресте этот раскол, размежевание, порожденное мятежом человека, достигает Небес, проникает в Троицу. Отец отвернулся от Сына, Который перенес немыслимые страдания во искупление и замещение нашей с вами вины. Слово «совершилось» свидетельствует о том, что цель была достигнута: сатана поруган, человек оправдан, гармония в отношениях человека и Бога восстановлена. Наш небесный Кровный Искупитель вернул нам наше человеческое достоинство.
По мотивам книги Дерека Принса «Встречая смерть».