ЧЕВЕНГУР

Mar 29, 2011 08:57



Как-то в «Дневниках» Александра Шмемана я встретил хвалебные отзывы автора о книге Андрея Платонова «Чевенгур». Заинтересовавшись, решил ознакомиться с сим произведением лично. Ну что сказать? Уездный городок Чевенгур - это платоновская страна-утопия. Автор довольно метко описывает советскую действительность в первые годы ее существования. Тогда к власти пришли революционные романтики, которые довольно приблизительно представляли, каким должно быть светлое будущее и какими методами его строить. Им на смену пришли революционные прагматики и циники, которые использовали идеологию в своих личных целях. В общем, все как всегда. Если мы посмотрим на историю, то практически все, что возникало нового, развивалось по похожему сценарию, даже если замысел и был хорош. Взять монашество - появлялся какой-нибудь сильный молитвенник, Человек Божий, уходил куда-нибудь в пустынь или в горы, - и что? Скоро «обрастала» сия местность паломниками, искренними и не очень последователями и просто прилипалами, которые извращали первоначальную идею и начинали использовать это как очередной «проект», чтобы напитать свое чрево рожками. И опять уходил кто-нибудь дальше, и снова тянулись за ним люди, и процесс повторялся…

И если так происходило с действительно достойными идеями, то что говорить о коммунизме - идее изначально порочной и утопической.


Впрочем, возвращаясь к теме, хочу сказать, что прочитанное не сделало меня почитателем таланта Платонова. Да, многое из совка подмечено мастерски, временами попадаются довольно оригинальные, емкие фразы (некоторые из них приводятся ниже), но в целом книга мне показалась какой-то вязкой, трудночитаемой. Спасло то, что, как правило, я дочитываю начатое до конца. Наверное, поэтому и стал ученым :) Если не изменяет память, то не дочитал до конца я всего две книги: «Дон Кихота» Сервантеса и «Войну и мир» Льва Толстого. Вторую начинал дважды, но почему-то не пошло: может быть, молод был еще… Да, хвастаться особо нечем, уж простите…

Ну да ладно, что я все о себе да о себе.

Вот, наконец, небольшие цитаты, практически отдельные фразы из «Чевенгура», чтоб вы могли почувствовать стиль автора.

189 - «Наблюдая живое пламя, Захар Павлович сам жил - в нем думала голова, чувствовало сердце, и все тело тихо удовлетворялось»

191 - «…на работе слесаря скучали и развлекались взаимным осложнением рабочих забот. Захар Павлович еще не знал того хитрого скрытого веселья, которое есть в любой мастерской. Это негромкое издевательство позволяло остальным мастеровым одолевать долготу рабочего дня и тоску повторительного труда»

194 - « - Дядь, дай копейку, - сказал он, - иль докурить оставь!

Захар Павлович вынул пятак.

- Ты небось жулик и охальник, - без зла сказал он, уничтожая добро своего подаяния грубым словом, чтобы самому не было стыдно»

202 - «Но у Захара Павловича уже не было такой самозарастающей силы жизни: он был стар, а этот возраст нежен и обнажен для гибели, наравне с детством»

209 - «Большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться»

230 - «русский - это человек двустороннего действия: он может жить и так и обратно и в обоих случаях остается цел»

238 - «Копенкин сумрачно задумался. Его международное лицо не выражало сейчас ясного чувства, кроме того, нельзя было представить его происхождения - был ли он из батраков или из профессоров, - черты его личности уже стерлись о революцию»

251 - «Наша власть не страх, а народная задумчивость»

254 - «что такое душа - жалобное сердце или ум в голове»

327 - «Еще в юности он своими силами додумался - отчего летит камень: потому что он от радости движения делается легче воздуха»

346 - «Никто не смотрит на спящих людей, но только у них бывают настоящие любимые лица; наяву же лицо у человека искажается памятью, чувством и нуждой»

420 - «Федор Федорович Гопнер заметил Якова Титыча изо всей массы прочих, он ему показался наиболее расстроенным человеком, живущим вдаль по одной инерции рождения»

438 - «Раньше бы там жил, наверно, семинарист и изучал бы догматы вселенских соборов, чтобы впоследствии, по законам диалектического развития души, прийти к богохульству»

Источник: Платонов А. Избранное. - Х.: Прапор, 1990. - 477 с.

коммунизм, Чевенгур, утопия, Платонов

Previous post Next post
Up