СМЕРТОНОСНОЕ ЖАЛО ГРЕХА

Aug 07, 2022 10:01

Быт.9:18-29 «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер»
Мы с вами прочитали одно из самых сложных для толкования мест Священного Писания. Из этого текста очень сложно понять, что же там произошло между Ноем и Хамом, и по этому поводу есть разные, порой очень экзотические, мнения. Мы не будем вдаваться в подробности, поскольку «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29). Нам достаточно знать, что Хам поступил с отцом «по-хамски», на то он и Хам. Поговорим сегодня о другом. Предлагаю поразмышлять сегодня на тему «Смертоносное жало греха».
Итак, давайте немного вспомним предысторию. После того, как Адам и Ева согрешили и были изгнаны из Эдема, ситуация на земле становилась все хуже и хуже. Очень скоро люди настолько развратились, что Бог восскорбел в сердце Своем и раскаялся, что сотворил человека (Быт.6:6). Наконец Бог решает истребить весь этот порочный мир, оставив в живых только праведника Ноя и его семью. И вот, после долгих мытарств, в конце концов все закончилось, наша планета снова стала пригодной к жизни, и семья Ноя вышла из ковчега, чтобы населить землю. И мы с вами подошли в библейском повествовании к той истории, которую немного выше прочитали.
В этом небольшом отрывке мы с вами встречаем три момента, которые случились впервые, о которых ничего не было сказано в допотопное время.
Первый момент. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем».
Эти слова дают пищу для многих толкований. Одни называют Ноя первым виноградарем и виноделом, поскольку до этого момента о винограде и о вине в Библии не упоминалось ни разу. Другие говорят, что виноградный сок сбраживали и в допотопные времена, однако поскольку тогда были другие природно-климатические условия, вино было некрепким и больше было похоже на наши современные кисломолочные продукты. Третьи говорят о том, что и раньше существовало крепкое вино, но Ной его не пил, и только после потопа он попробовал вино в первый раз и, не рассчитав своих возможностей, опьянел. Такой точки зрения, в частности, придерживается Иоанн Златоуст. Как бы там ни было, первым «пьяницей» в Библии изображен Ной.
Второй момент. «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан»
Опять-таки, мы не будем вдаваться в подробности, почему Ной проклял не Хама, а его сына. Есть мнение, что поскольку «благословил Бог Ноя и сынов его» (Быт.9:1), то Ной не мог проклясть своего сына. Тем не менее, в этом месте мы впервые встречаемся с ситуацией, когда человек проклинает человека. Раньше проклинал только Бог.
Бог проклинает змея.
Быт.3:14 И «сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей»
Бог проклинает землю.
Быт.3:17 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»
Бог проклинает Каина, но, что интересно, не напрямую, а через проклятую раньше землю.
Быт.4:11 «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей»
Ной проклинает своего внука, и это первый случай, когда человек проклял человека.
Третий момент. Ст.25 «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих».
В этом месте в Библии впервые упоминаются рабы. До этого о рабстве ничего не говорилось. И если согласиться с общепринятым толкованием, что от Сима произошли семитские народы (финикийцы, евреи, персы, сирийцы, арабы), от Хама - африканские народы, а от Иафета - европейские народы, то следует признать, что африканцы, пожалуй, больше других пострадали от рабства.
Итак, вырисовывается вот такая неприглядная картина. Вроде бы, грешный мир был уничтожен, Бог сохранил только семью праведника, но мы видим на земле ситуацию, далекую от идиллической. Казалось бы, идеальная ситуация для того, чтобы отстроить заново безупречный мир, ведь нет тлетворного влияния развратного окружения, только ты и твои дети. Не скажешь, что «виновата школа, виновата подворотня». Что же произошло?
Все мы знаем, что если нас ужалила пчела или нас укусил клещ, во избежание неприятных последствий нужно удалить жало. С момента грехопадения человек глубоко уязвлен грехом, в каждом из нас незримо присутствует жало греха. Это часть нашей падшей природы, которая даже спустя тысячи лет после истории в Эдеме продолжает искать запретный плод.
Иак.1:15 «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»
Интересно, что Иаков для иллюстрации действия духовного закона использует закон физиологический. Все мы знаем, что для того, чтобы родился ребенок, необходимы определенные условия, и прежде всего, скажем так - состояние здоровья мамы и папы. Если у кого-то из партнеров есть определенные проблемы, то зачатие не произойдет. И, по аналогии с этим, Иаков говорит: «Похоть же, зачавши, рождает грех». Чтобы похоть зачала, в нашем сердце должны быть определенные условия для этого. Немного выше написано:
Иак.1:13-14 «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»
Один молодой христианин постоянно согрешал со своей девушкой. И каждый раз после того, как он, поддавшись искушению, впадал в грех, этот парень бежал к пастору сознаваться. Ситуация повторялась снова и снова, пока пастор наконец не поинтересовался у парня, где тот обычно находится, когда впадает в этот грех. Парень сообщил, что это случается каждый раз, когда он бывает у своей девушки дома. «А тебе никогда не приходило в голову, что, может быть, не очень мудро оставаться с ней наедине?! - мягко поинтересовался пастор. - Возможно, следует вообще стараться не попадать в такие ситуации?» «Вы что, хотите, чтобы я убегал от греха? Ведь Бог специально создает такие ситуации, чтобы проверить, насколько я силен!» - возразил парень. «Брат, уже всем ясно, насколько ты силен!» - ответил пастор.
Как и в этой истории, многие путают такие понятия, как испытание и искушение. Испытание посылает Бог, чтобы мы выстояли и стали сильнее. Искушения посылает сатана, чтобы мы упали, чтобы мы совершили грех. Часто даже искренние дети Божьи любят говорить: «Бог не допускает испытаний сверх сил». Но об испытаниях ли говорит апостол Павел?
1Кор.10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести»
Смысл этого стиха в том, что Бог нам дает силы устоять перед искушением, когда нас пытаются подловить, соблазнить и ввести в грех. Если мы сами ищем греха, то Бог не будет давать нам такой силы. В этой ситуации мы будем как и люди без Бога, которые не имеют в себе силы противостоять греху. Поэтому Павел и говорит в другом месте: «Бегайте блуда» (1Кор.6:18). Т.е. буквально нужно брать ноги в руки и бежать от таких ситуаций, а не надеяться, что я устою, вот сейчас я всем покажу, какой я духовно сильный! Да не покажем, а снова и снова будем падать, как тот молодой христианин из истории выше. Об этом Павел говорит и в другом месте:
Рим.8:6-7 «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»
Если мы будем мыслить плотскими категориями, то мы не устоим против греха, потому что мы ужалены грехом, и этот яд растворен глубоко в нашей падшей человеческой природе. Вот как говорит Игнатий Брянчанинов в своем толковании на прочитанные нами выше стихи из Послания Иакова:
Искушения возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мира, от человеков и от демонов. Собственно источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мира не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью.
Очень часто слово «похоть» понимается в сексуальном смысле, но здесь под похотью понимается любое вожделение, любое необузданное желание.
1Тим.6:8-10 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»
Здесь похоть - это страсть к деньгам. В марте 2009 года 62-летнюю женщину уличили в краже церковных пожертвований на сумму 73 000 долларов. Оправдываясь, она говорила: “Ох, что ж мне бедной сказать? Бес попутал, просто не смогла противостать…” Звучало так, словно дьявол заставил ее украсть. Но желание обогащения жило глубоко в ее сердце, именно поэтому так все и произошло.
Все мы помнит хорошо известные слова:
1Ин 2:16 «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, а от мира сего»
Мир - это постоянно действующая и мощная машина рекламы похоти. Все вокруг нас направлено на то, чтобы увлечь, подтолкнуть, заставить потратить свое время и средства на греховные удовольствия. Правда, не всегда они сами по себе греховны, но они уводят нас от того, что действительно важно в нашей жизни. И все сатанинские искушения «вращаются» вокруг этих трех сфер: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Помните, что и самого Христа сатана тоже искушал тремя искушениями: 1) предлагал камень превратить в хлеб (похоть плоти); 2) показал ему все царства земли (похоть очей); 3) предлагал ему броситься с крыла храма, т.е. поразить воображение «чудом» (гордость житейская).
Иисус устоял в этих искушениях. Что же ему помогло устоять? Часто говорят, что Он хорошо знал слово Божье, и на каждое искушение отвечал сатане: «написано…». Это верно, но есть еще один важный момент.
Ин.14:30 «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»
Вот это также важно помнить, что Иисус, находясь в теле, имел неповреждённую человеческую природу. В нем не было «жала греха», у него не было греховных влечений и склонностей. В отличие от нас, грешных людей, у каждого из которых есть свои слабости, есть «крючки», за которые враг душ человеческих может нас дергать.
Но не только греховные желания могут быть причиной наших проблем. Часто мы хотим не то, что нам действительно нужно, а то, что диктуется модой, желанием произвести впечатление, иметь все самое лучшее или руководствуемся другими похожими мотивами. Помните, как Ангел Божий назвал Даниила мужем желаний (Дан.9:23). Он так был назван потому, что у него были правильные, угодные Богу желания. Он занимал очень серьезное положение при дворе самых богатых в те времена царей, но нигде мы не видим, чтобы он использовал свое влияние, свою власть для обогащения или для удовлетворения каких-то своих плотских желаний. Люди же часто переполнены всякими разными желаниями, удовлетворить которые и всей жизни не хватит. Нередко также люди заблуждаются относительно истинной природы своих желаний. Например, часто похоть путают с любовью.
Есть такая притча.
Шла по дороге красивая женщина. Увязался за ней мужчина. Обернувшись, красавица спросила его:
- Зачем ты преследуешь меня, незнакомец?
- Я влюблен в тебя, прекраснейшая из прекрасных. Жить не могу без тебя.
Женщина улыбнулась и говорит:
- Следом за мною идет моя сестра. Глаза ее черны, как ночное небо. Она красивее меня в десять раз!
Мужчина обрадовался и побежал назад. Бежал, бежал и видит - плетется по дороге старая-престарая старуха. Досадно ему стало, и он опять бросился за молодой красавицей. Догнал ее и говорит:
- Зачем ты меня обманула?
- Нет, это ты обманул меня, незнакомец! Если бы ты действительно любил меня так, как говорил мне, то не побежал бы к другой женщине!
Да, когда человек говорит: жить не могу без тебя, а сам шарит глазами по другим женщинам, - это не любовь, это похоть. И это жало похоти глубоко засело во многих сердцах.
Но благодарение Господу нашему Иисусу Христу, что Он не только Сам был свободен от этого греховного жала, Он пришел для того, чтобы и нас с вами освободить от него. Прочитаем два места:
Кол.2:13-15 «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою»
Евр.2:14-15 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству»

Итак, кратко подведем итоги. Сегодня мы с вами увидели, что грехопадение человека привело к фатальным последствиям. Даже после того, как Бог истребил грешный мир водами потопа, смертоносное жало греха перешло в новый мир через Ноя и его сыновей. И это важно понять, что проблема находится глубоко в каждом из нас, она спрятана в каждом сердце человеческом. От греха невозможно никуда убежать - ни на необитаемый остров, ни в Америку, ни в космос. Каждый рожденный на нашей грешной земле глубоко инфицирован грехом, в каждом сидит это жало. И есть только один способ избавиться от этого жала - прийти в молитве покаяния к Иисусу Христу, который Един имеет власть вырвать это жало. Благодаря Его крестному подвигу мы имеем все основания сказать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). И другого пути для освобождения от жала греха нет и быть не может.

плоть, грех, искушение, похоть, проклятие, Ной

Previous post Next post
Up