О ВООБРАЖЕНИИ ХРИСТИАН

Oct 04, 2020 10:01

Евр.13:1-3 «Братолюбие [между вами] да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле»
Вспоминается, как в моем детстве над нашей квартирой жила семья с двумя девочками. Время от времени над нами раздавался цокот каблуков - это означало, что родителей нет дома, и девочки пытаются «дефилировать» в маминой обуви. Наверное, они воображали себя взрослыми, им не терпелось вырасти и ходить в такой обуви. У детей богатое воображение. Мальчишке палка может заменить множество игрушек: это и меч, и копье, и ружье, и удочка, и хлыст…



Когда ребенок вырастает и становится взрослым, его воображение трансформируется и приобретает иные черты. Одних людей воображение ведет к подвигам и великим свершениям, а других - ко грехам и преступлениям. Каждый воплощает свои фантазии в жизнь в меру своего развития либо своей испорченности. Вот, например, что говорится в Книге Притчей:
Пр.13:7 «Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много»
Часто люди стремятся выглядеть не теми, кто они есть на самом деле. Одни стараются пустить пыль в глаза и представить себя людьми с неограниченными финансовыми и иными возможностями, другие, напротив, стараются скрыть свои возможности, чтобы окружающие думали, что они бедные-несчастные. И здесь речь идет не о скромности. Скромный человек, даже если он и богатый, не будет выпячивать свое богатство, и это нормально, но человек, который «выдает себя за бедного», - это притворщик, а иногда и больной человек. Известно множество случаев, когда человек при жизни ходил оборванный, питался как попало и производил впечатление нищего, а после смерти у него в матрасе или в другом месте находили пачки денег.
К чему я все это говорю? Мы сегодня с вами поразмышляем над темой «воображение христиан». Выше мы прочитали эти интересные слова: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле».
Здесь мы находим, можно сказать, две степени сочувствия к другим людям, или, говоря иначе, два уровня христианского воображения. Начнем с более легкого уровня.
1-й уровень
Он содержится в конце прочитанного стиха: «[Помните…] страждущих, как и сами находитесь в теле». Все мы находимся в теле, все мы живем в этом реальном мире, исполненном зла, страданий, испытаний, и нам не сложно представить, что испытывает человек, который болен, ведь мы тоже когда-то болели; что испытывает брат или сестра, который потерял близкого человека, ведь мы тоже теряли близких; что испытывает человек, которого предали, ведь нас тоже предавали, и т.д. Наверное, не нужно иметь слишком богатое воображение, чтобы понять, что чувствует человек, который в данный момент переживает то, что мы в своей жизни ранее пережили.
Исх.23:9 «Пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской»
Говорят, что чужая душа - потемки. Нам сложно заглянуть в душу другого человека и понять, о чем он думает, что переживает. Но Господь говорит: «вы знаете душу того, на чьем месте вы побывали». И мы порой не понимаем, почему нас постигло то или другое, но апостол Павел пишет:
2Кор.1:3-4 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!»
Переживая различные скорби, мы приобретаем драгоценный опыт, которым можем поделиться с другими. Слово Божье нас учит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15). Но как можно радоваться с радующимися, если ты никогда не радовался? Как можно плакать с плачущими, если ты никогда не плакал?
Давайте вспомним одну притчу, которую Иисус рассказал своим ученикам.
Один раб был должен своему хозяину 10.000 талантов, которые он никак не мог ему вернуть. Чтобы выплатить долг, он должен был продать все, чем он владел, включая собственную жену и детей. Но он попросил милости у своего государя, и тот, умилосердившись, простил ему долг. После этого раб, выйдя на улицу, встретил своего товарища, который должен был ему сто динариев; он схватил его и стал душить, говоря: «Отдай мне, что должен». Он бросил его в темницу, чтобы тот сидел, пока не отдаст долг. Государь, узнав об этом, разгневался и призвал его к себе. Он сказал: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» - и бросил раба в темницу. Иисус, рассказав эту притчу, подытожил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
Тот, кому царь простил огромный долг, а он душил за 100 монет своего друга, испытал в своей жизни то же самое, что испытал и его друг: тяжесть долга. Но он не пережил в своем сердце милость господина. Он испытал внешнее облегчение, без перемены сердца, и позднее был ввергнут в темницу. Хотя он и побывал в шкуре своего друга, но не стал от этого более милостивым.
Эта история по своему смыслу отсылает нас к одной из заповедей блаженства: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В чем особенность этой заповеди? В других заповедях упоминаются разные и неравнозначные ситуации. Нищим духом обещано Царствие Небесное, кротким обещано, что они наследуют землю, чистые сердцем увидят Бога и т.д. Эти моменты трудно сравнивать. Но заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» указывает на явления, полностью эквивалентные. Ты даришь другим милость, и взамен получаешь милость. Если ты будешь милостив к другим, то к тебе будет милостив Бог. Таким образом, тот, кто милостив к другим, закладывает твердый фундамент милости Божией к себе.
Толковый словарь дает определение слова «милость» как «проявление сострадания к тем, кто находится в беде». Если ты умеешь сострадать тем, кто переживает какую-то проблему, значит, у тебя достаточно воображения, чтобы представить, что переживает этот человек. Давайте вспомним Закхея. Когда Иисус пришел к нему в гости, Закхей сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Обратите внимание: никто не напоминал ему о том, что он кого-то обидел. Никто не говорил ему о нищих. Эти мысли пришли к нему, когда к нему в дом пришел Иисус. Его сердце в присутствии Иисуса Христа стало способно сопереживать другим людям. И здесь мы уже подошли ко второму, более высокому уровню воображения детей Божьих.
2-й уровень
Евр.13:3 «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах»
Дословно в греческом оригинале сказано: «помните узников как связанные вместе». Другими словами, проявляйте свою заботу к тем, кто находится в темнице за веру. Включите свое воображение и представьте, что вы сейчас скованы кандалами вместе с ними. Если на первом уровне мы сопереживаем другим людям, потому что сами побывали в их шкуре, то на втором уровне мы способны сопереживать тем, в чьей ситуации мы никогда не были. Закхей никогда не был нищим, но он говорит: «половину имения моего я отдам нищим». И Иисус говорит: «ныне пришло спасение дому сему». Если ты научился быть милостивым к другим, особенно к тем, на чьем месте ты никогда не был, то Бог будет милостив к тебе. И наоборот: если человек глубоко в своем сердце пережил милость Божью, то он становится милостивым и к другим.
В Ветхом завете есть интересное место:
Исх.22:22-27 «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;
23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их,
24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее,
27 ибо она есть единственный покров у него, она - одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»
Многие понимают милосердие Божие как вседозволенность. Бог милосерд, и поэтому он простит мне все и всегда. Но здесь мы видим, что Бог может покарать человека смертью, и при этом оставаться милосердным. Ведь Он слышит не только нас, но и тех, кого мы обидели. Его милосердие многогранно, оно проявляется и в этом тоже… С милостивым Господь поступает милостиво, а с лукавым - по лукавству его. Но и в том, и в другом случае Господь остается милостивым.
Давайте обратим внимание на один момент из только что прочитанного. Вначале Бог говорит: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте». Но если вы все же не услышите меня и будете их притеснять, то «…будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами». Другими словами, если у вас недостаточно воображения, чтобы представить, что чувствуют сироты и вдовы, то эти проблемы придут в ваши дома, чтобы вы научились быть милосердными к таким людям.
Давайте посмотрим пару примеров проявления милости к другим людям.
13 февраля 2018 года в Болгарии на 104-м году жизни скончался человек, которого все называли «дедушка Добри». При жизни он каждое утро вставал рано и шел к храму просить милостыню. Но ни копейки собранных денег он не брал себе. Он жил на пенсию в 100 евро и на те продукты, которые ему жертвовали. При этом он был известен в Болгарии как самый щедрый жертвователь. Например, только на ремонт храма Александра Невского в Софии он пожертвовал 40 000 евро. Кроме того, он помогал детским домам, бездомным. Никто не знает, кроме Бога, о всех его добрых делах, потому что он о них не любил рассказывать.
Другой пример - это Тонг Фуок Фук из Вьетнама. В 2001 году, когда он находился в больнице со своей беременной женой, он был шокирован тем, как много женщин приходят, чтобы им сделали аборт, и при этом никого не интересует, что же дальше происходит с телами младенцев, которым так и не было суждено родиться. Роды жены Тонга были сложными, и он тогда горячо молился и пообещал Богу, что если родится здоровый ребенок, он свою жизнь посвятит детям. У него родился сын, и после этого Тонг на собственные деньги купил участок земли и по договоренности с больницей стал хоронить эти маленькие тела, которые часто называют «абортируемый материал». Сегодня там около 11 000 могил. Но Тонг очень надеялся, что беременные женщины, посетив кладбище, не захотят больше избавляться от собственных детей. Более того, он стал принимать в свою семью всех детей, которых женщины согласились оставить, но не имели средств их содержать. Сочувствуя чужим бедам, Тонг согласился отдавать детей обратно матерям, когда их финансовые и семейные трудности останутся позади. За 15 лет он принял в дом, который ему пришлось построить, более ста детей. И если раньше многие, даже его собственная жена, считали его сумасшедшим, то теперь он - местная знаменитость, его с гордостью называют «отец Вьетнама», пожертвования приходят даже из дальнего зарубежья. И он говорит: «Я буду продолжать до самого последнего вздоха, и я надеюсь, что мои дети тоже будут помогать людям, когда я уйду из этого мира».
Эти примеры вдохновляют, они говорят о великой любви и богатом воображении, когда человек способен себя поставить на место другого человека, принять его проблемы как свои собственные. И тогда никакие страхи о том, где брать деньги, как прожить, не обеспокоят человека, сердце которого расширено действием Духа Святого.
В Книге Притчей сказано:
Пр.18:10-11 «Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. 12 Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении»
Это, кстати говоря, единственный случай в Библии, когда упоминается слово «воображение». И это слово характеризует состояние богатого человека, который считает свое имение гарантией безопасности. Но это - иллюзия. Эта безопасность существует лишь в его воображении. Безопасен лишь тот, кто свое упование возлагает на Господа. Безопасен тот, чье воображение позволяет в имени Господа, в Слове Божьем увидеть крепкую башню.
Итак, мы сегодня говорили с вами о двух уровнях христианского воображения, которые заключены в словах «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле». На первом уровне мы ставим себя на место того, кто сегодня переживает те же проблемы, которые и мы переживали в своей жизни. Например, тот, кто перенес сложную операцию, с особым расположением молится о тех, кто лежит в больнице, он готов посещать таких людей и оказывать им материальную и моральную помощь. Или тот, чей ребенок перестал ходить в церковь, будет с особым пониманием относиться к тем, у кого похожая проблема. Но на втором уровне мы способны поставить себя на место тех, на чьем месте мы никогда не были и, возможно, никогда не будем. Мы можем ревностно молиться о миссионерах, о христианах, которые переживают гонения в других странах, о брошенных детях или о детях, которых сегодня приносят в жертву в Уганде и в некоторых других странах. Если мы так поступаем, то мы показываем, что мы имеем более высокий уровень воображения, нам небезразличны те, кого, может быть, мы своими глазами не видели и никогда не увидим. И это действительно важно. Ведь если сегодня, когда в Донецкой и Луганской областях, на территории так называемых ДНР-ЛНР, у христиан отбирают молитвенные дома, и это нас не беспокоит, то кто будет переживать за нас, если придут и заберут наш молитвенный дом?
Слово Божье призывает нас помнить узников, помнить страждущих, оказывать им свою милость. Но по-настоящему милостивым может быть только тот, кто принял милость Божию и пережил ее глубоко в своем сердце. Тот, кто воззвал из глубины своего сердца: «Господи! Будь милостив ко мне, грешнику», и получил ответ, тот способен быть милостивым и к другим, и прощать их, и помогать.
И пусть Господь поможет нам, по своей великой любви и милости, расширить свое сердце, чаще включать свое воображение, наполняться любовью Божией и нести ее дальше, к тем, кто в ней так нуждается. И да прославится в этом Господь. Аминь.

воображение, милосердие, христианство в действии

Previous post Next post
Up