ЮРИДИЧЕСКИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ КОЛДОВСТВА

Oct 02, 2020 10:01

Обычное право всех народов жестко преследует колдунов. В Древнем Риме, даже в поздний период его истории, любые разновидности магии, ворожбы, заклятий рассматривались как тягчайшие преступления и карались смертью. В кодексе XII таблиц предписывалось “не заклинать чужих плодов”, предусматривалось наказание тем, “кто заворожит посевы...”, а также тем, кто “переманивает чужой урожай”. Особый размах, как известно, получила борьба с ведьмами в средневековой Европе.
Статьи, направленные против колдовства, содержал кодекс обычного права Танганьики: «Если может быть доказано, что жена без разрешения мужа обращается к колдуну и допускает колдовские обряды, муж имеет право потребовать развод. Колдун, который пользует жену без разрешения ее мужа или дает ей колдовские зелья, подлежит штрафу».
Представления о колдунах широко распространены среди населения африканских стран и сегодня. Колдуны внушают страх и практически все жизненные неурядицы списываются африканцами на их счет. Время от времени возникают даже общественные движения по борьбе с колдовством. Так, в конце 70-х годов ХХ века в Танзании оформилось движение камчапе: группы людей передвигались по деревням, «очищая» их от колдунов. При этом использовались специальные церемонии ордалии, которые предполагали выявление колдунов посредством употребления ими сильнодействующих ядов. Было «очищено» около 100 деревень, в результате чего 9 человек было доставлено в больницу. Имели место случаи убийства предполагаемых колдунов. В частности, было убито 7 пожилых женщин, которые отказались покинуть деревню после того, как на них пало подозрение в колдовстве.
В Африке колдовство является причиной судебных процессов не только среди деревенского населения, но и образованных людей, даже в среде политических элит. Так, в конце ХХ века в Чаде по приказу президента Томбалбая было арестовано 30 человек, которые обвинялись в совершении «политического колдовства». Суд «черной овцы» приговорил одну из заговорщиц к смертной казни. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что она и ее сообщники, среди которых был будущий правитель Чада (генерал Маллум), живьем закопали в землю черную овцу, которую они предварительно ослепили. Суд постановил, что колдовской ритуал имел целью уничтожить президента страны…
В дореволюционной России поверья, связанные с колдовством были широко распространены. Не зря С. Есенин писал: «Запугали нас силы нечистые, что ни прорубь - везде колдуны». Например, существовала вера в колдовские свойства свечи, изготовленной из жира некрещеного младенца: если ночью с такой свечой войти в дом, то все будут спать. Такая же чудодейственная сила, как считалось, заключена в мертвой руке, что следует из русской пословицы: «Люди спали, точно мертвой рукой обвел». Поэтому к колдовству нередко прибегали для совершения противозаконных действий. Например, русские крестьяне верили, что укравший благополучно в ночь перед Благовещением, может целый год воровать, не опасаясь, что его поймают. Вследствие такого поверья воры по ремеслу старались совершить кражу в благовещенскую ночь; при этом они гнались не за ценностью вещи, а только за искусным и ловким совершением кражи. Крестьяне же старались в эту ночь обеспечить себя на целый год от штрафов за самовольные порубки; вещь, взятую тайком у соседа, они возвращали ему наутро.
В целом же к колдунам так же относились, как к наиболее опасным преступникам, которых боялись, а уличенных в этом деле жесточайшим образом наказывали. Преступления, связанные с колдовством, были широко распространены не только на селе, но и в городах. Уличенных чаще всего наказывали в ходе самосудов. Так, 25 сентября 1895 года в Петербурге «рано утром в толпе стояли мальчик Василий Алексеев и какая-то женщина, одержимая припадками не то истерического, не то эпилептического свойства. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова; она разговорилась с мальчиком и подарила ему яблоко. Мальчик куснул яблоко, вслед за тем с ним сделался истерический припадок. На крик Алексеева прибежал городовой и отвел больного в приемный покой городской части. Но толпа на этом не успокоилась. Предположив, что яблоко наговоренное и что Новикова не простая крестьянка, а ведьма, околдовавшая ребенка, толпа бросилась за ней и избила ее до полусмерти».
Однако и официальные суды также принимали колдовство в расчет. Например, в 1886 году в Тальянском волостном суде (Уманского уезда Киевской губернии) рассматривалась тяжба крестьянина Б. с крестьянином Х; последний заявил суду, что противная сторона, чтобы выиграть дело, решилась воздействовать на суд силою чародейства. Поэтому Х. просил обыскать своего противника. Б. обыскали, и, найдя у него в шапке несколько тряпичек, узелок и какое-то зелье, признали эти вещи за чары и постановили: не рассматривая тяжебного дела, наказать Б. двадцатью ударами розог... А однажды, во время рассмотрения дела о драке женщин, сельский суд заметил, что одна из обвиняемых сыпала мак около судейского стола; признано было, что она занималась колдовством, и взыскано с нее три рубля.
Стремление воздействовать на советский суд магическими средствами с целью избежать наказания фиксировалось в житейской практике некоторых народов Севера. Этнограф Г. Н. Грачева сообщает: «Для традиционного мировоззрения нганасан чрезвычайно характерен рассказ старика, который когда-то в юности совершил проступок, подлежащий суровому наказанию официальных властей. Стремясь его избежать, он искал “какой матери или нго (предку) кричать”. Проходя к месту суда по замерзшей реке, по берегам которой рос кустарник, он подошел к одному из кустов и обратился к нему за помощью. Отломав приглянувшийся ему сучок, он пригрел его за пазухой, покормил, взял с собой, постоянно разговаривал с ним и просил его о помощи. Наказание было назначено минимальное, что привело к выводу о благожелательном отношении именно этого сучка к человеку и о его возможностях в мире нго. Ему была сшита одежда, его подкармливали и хранили в особых нартах, обращались к нему с просьбами».
В современном российском мегаполисе поверья, связанные с колдовством, распространены ничуть не меньше. В СМИ множество рекламных объявлений колдунов и магов, предлагающих самые различные услуги.
Взрыв магической идеологии обнаружился в 90-е в период общественной дезинтеграции, когда прежние ценностные ориентации, свойственные общественному сознанию, были девальвированы. В известной мере возродилась и обычно-правовая ментальность. … О силе влияния данного рода представлений в российском обществе красноречиво свидетельствует история с Г. Грабовым, обещавшим родственникам воскресить жертвы Беслана. Причем незадолго до привлечения к уголовной ответственности Грабовой открыто заявил о своем намерении баллотироваться в президенты РФ. Самое примечательное, как выяснилось, заключается в том, что многотысячная армия адептов Грабового состояла преимущественно не из «темных крестьян», а из горожан, зачатую имеющих высшее образование и даже ученые степени.

Источник: Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. - 2-е изд. - СПб.: Издательство АИК, 2013. - 328 с.

юриспруденция, оккультизм, преступление

Previous post Next post
Up