ТРИ ТЕОРИИ ИСКУПЛЕНИЯ

Dec 03, 2010 08:13



В христианском богословии существует, по меньшей мере, три теории искупления, которое Христос осуществил для человечества. Классическая теория рассматривает воплощение, жизнь, смерть и воскресение Христа как победу над грехом и смертью. В соответствии с этой теорией, воплоще­нием и смертью Нетленный Сын поборол силы смерти и тле­ния, возвратив человеку возможность достигать бессмертия и вечной жизни. Богословы, придерживающиеся этой тео­рии искупления, утверждают, что человек по причине сво­ей греховности стал пленником диавола, имеющего держа­ву смерти (см. Евр.2:14), но Бог-Сын через воплощение вторг­ся во владения диавола, чтобы одержать над ним победу и положить конец его власти над человеком. Святая жизнь Хри­ста провоцировала диавола на поиски способа убить Его, несмотря на то, что он не имел власти над безгрешной лич­ностью. Хотя диавол не имел абсолютно никакого права убивать Иисуса, Бог позволил ему сделать это, чтобы смерть Христа стала выкупом за человеческий род. Таким обра­зом, смертью Христа диавол лишился власти над смертью, Христос же одержал победу над силами греха и смерти для всего человечества. Воскресение Христа является провоз­глашением этой победы. Итак, в классической теории искуп­ления из всех аспектов жизни Христа более всего подчеркивается именно воплощение, которое рассматривается как победное вторжение Бога в царство смерти.


Юридическая («латинская») теория состоит в том, что Христос понес на Себе наказание за грехи человеческого ро­да. Воплощение и жизнь Христа в соответствии с этой тео­рией рассматриваются как необходимое условие для прине­сения совершенной жертвы за грех. Поскольку Иисус был без­грешен, Он смог предложить Себя вместо грешников, заслу­живших наказание. Гнев Божий Христос претерпел на крес­те вместо греховного человечества. Полностью взяв на Себя наказание за грехи человеческого рода, Иисус отвернул от человека Божий гнев за грех и снял с него вину за грех. Та­ким образом, это позволяет человеку быть принятым Богом. Воскресение Христа засвидетельствовало о том, что Бог-Отец принял жертву Сына. После вознесения Христос занял мес­то одесную Отца, ходатайствуя за Своих людей. Итак, юри­дическая теория искупления выделяет смерть Христа как средство осуществления искупления.

Согласно третьей теории, именуемой теорией «нравст­венного примера», Иисус для падшего человечества является примером нравственности, потому что целью Его земной жизни было продемонстрировать то совершенное, жертвен­ное посвящение, которое Бог ожидает от человека. Иисус как Человек неоднократно игнорировал свои права и желания, чтобы жить жизнью любви. Смерть Христа была высшим примером Его жертвенности, потому что Он не защищался от ложных обвинений, воздвигнутых против Него. Воскресение Иисуса должно пробуждать в человеке желание бороть­ся с греховностью, подражая Ему. Эта теория главным обра­зом выделяет земную жизнь и служение Христа.

Теория «нравственного примера» в своей чистой форме существует только в среде либеральных протестантов. Еван­гельские же христиане рассматривают пример Христа не как часть искупления, а как важный мотивирующий фактор в про­цессе освящения верующих. Юридическая теория искупле­ния часто именуется «западной», и ее придерживается пода­вляющее большинство евангельских христиан. Этот взгляд на искупление соответствует западному (юридическому и индивидуалистическому) подходу к оценке окружающей нас действительности, потому что западные (и евангельские) христиане усматривают главную проблему, которую решает искупление, в индивидуальной вине и наказании человека. Классическую же теорию искуп­ления евангельские христиане именуют «восточной», или «православной», что отражает обычное среди них убеждение, что в православном богословии искупление понимается толь­ко в терминах победы над грехом и смертью. И действитель­но, победа является одним из аспектов искупления, которому Православие придает особое значение, что соответствует вос­точной идее о том, что порабощение смертью не позволяет падшему человеку достигнуть соединения с Богом.

Так как в Православии особое значение придается идее победы над смертью и, как кажется на первый взгляд, игно­рируются заместительный и юридический аспекты искупле­ния, которые с нашей точки зрения имеют ключевое значе­ние в искупительном деле Христа, евангельские христиане могут критически относиться к православной идее искупле­ния. Однако утверждение об игнорировании названных ас­пектов является не совсем верным, так как на самом деле православное богословие признает заместительный и юри­дический аспекты искупления, которые так важны для еван­гельских христиан, хотя и не придает им такого большого значения как последние. Отличие православного взгляда на искупление от взгляда евангельских христиан заключается не в исключительной приверженности какой-то одной точ­ке зрения, а в том, как восточное христианство связывает ис­купление с целью человечества - «обожением».

Источник: Ферберн Д.М. Иными глазами… Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие. - С.123-125.

богословие, протестантизм, православие, христианство, искупление

Previous post Next post
Up