Джон Пайпер отвечает на вопрос радиослушателя, которому сериал про политиков интересней молитвы и чтения Библии.
В корне слова «развлечения» есть глагол «влечь», то есть поддерживать интерес, увлекать. Развлекать - это значит захватить и удерживать внимание. И, разумеется, нам больше по душе пассивно сидеть перед телевизором, чем трудиться. Развлечения захватывают нас. Но в век крайней доступности и неограниченности развлечений по первому нашему требованию закономерен вопрос, что увлекает нас, что удерживает наше внимание? Есть ли у Бога хоть какой-нибудь шанс перед соблазнами Голливуда? Такой вопрос мне недавно задал один из моих слушателей.
«Дорогой пастор, я знаю, что умолял Христа взять мое сердце и жизнь Себе. Мое покаяние было искренним. Я перестал сознательно грешить, стараюсь вести святую жизнь. Но есть вопрос относительного моего желания и удовлетворения в духовной жизни и поклонении. Мне больше нравится развлекаться, чем проводить время с Богом. Я честно в этом признаюсь. Время с Богом кажется мне трудом, а развлечения - это такое тихое место, куда я сбегаю от работы. И это пугает меня. Я боюсь за свою душу. Потому что все мое прошлое напоминает мне о том, что если я не стараюсь в достаточной мере, в будущем я об этом всегда жалею. Можно ли считать, что мое предпочтение развлечениям, а не близости к Богу - это всего лишь недостаток прилежания и дисциплины?»
Ну, не все так просто. Это очень важный вопрос, и я рад, что сегодня есть возможность на эту тему поговорить. Хотя сразу стоит признать, что мы все хотим испытать на себе чудо наслаждения общением с Богом, которое превыше наслаждения от любых развлечений этого мира. Ничто из того, что мы можем сделать сами, не поможет произвести это чудо. Это дар Божий. Но Бог дал нам все необходимое, поэтому давайте посмотрим, что можно сказать по этому поводу.
Просто расслабиться?
Я понимаю, что найдется много людей, которые на поставленный моим слушателем вопрос ответят: «Эй, веселей! Елки-палки, ты звучишь, как законник. Просто расслабься и наслаждайся развлечениями, которые кажутся тебе угрозой для святости. Ты совершен в Иисусе, понимаешь, Он оправдал тебя. Так что не важно, какие фильмы ты смотришь, сколько времени проводишь у телевизора, на Фейсбуке или в Твиттере. Это все не важно. Просто расслабься и наслаждайся своей свободой во Христе».
Проблема в том, что такой совет противоречит идее взаимодействия оправдания и освящения. Когда Иисус, Павел, автор Послания к евреям и другие авторы Нового завета описывают удивительную историю о том, что мы приняты Богом, то есть оправданы им, любимы им по благодати во Христе и по вере - все это дает нам силы к святости, которую мы испытываем посреди большой войны посреди мира, плоти и дьявола.
Мне кажется, в Новом завете нигде не говорится «расслабься», там говорится - «сражайся до конца». Конечно, часть этой борьбы - сохранять радость, неся благое иго и легкое бремя Христово. Иисус говорит, что лучше отрезать руку или вырвать глаз, чем поддастся искушению смотреть похотливые развлечения. Иисус сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). А Иоанн пишет: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15).
Эти современные антиномианисты, использующие свои небиблейские умозаключения, чтобы дать индульгенцию неразборчивой жизни в оправдании, многих людей сбивают с толку. И моего слушателя можно только поздравить за стремление к святости. И я надеюсь, что ему так и не удастся смириться и успокоиться, согласившись с учениями, которые противоречат Библии. Ведь такое решение будет недолговечным.
Битва за глаза
Что же нам делать? Что делать, когда Бог, Христос, Дух и спасение кажутся скучными и ненасыщающими? Что делать, когда телешоу, фильмы, видеоигры и спорт привлекают гораздо больше, чем Бог? Что нам делать?
Первая реакция моего слушателя - дрожь - правильная. Наверное, стоит содрогнуться. И причина для содрогания в том, что весь мир предпочитает мирское. Обыкновенный, «душевный» человек не может получить, насладиться, напитаться или заинтересоваться делами Духа. Они кажутся ему безумием (1 Кор. 2:14). В этом особенность душевного человека. И содрогнуться следует как раз поэтому - мы ведем себя, как обыкновенные «душевные» люди, а не как дети Божии.
Что-то мешает моему слушателю (и миллионам таких же как он) увидеть Бога и Его пути такими, как они есть. Павел во 2-м Послании к коринфянам 3:18 говорит, что мы видим Его как есть, если «взираем на славу Господню», и только тогда меняемся от славы в славу. Что-то мешает увидеть и вкусить прекрасного, интересного, насыщающего Бога во Христе и все, что Он есть для нас. В случае с моим слушателем я не могу точно сказать, в чем причина. Но битва эта - за глаза. Нам нужно увидеть.
Для моего слушателя и всем, кто задается похожими вопросами у меня есть три совета. Возможно, один из них, с Божьей помощью, вам пригодится.
Разделите с Богом общие ценности
Первое, попросите Бога направить вас к какому-нибудь неверующему, новообращенному или отпавшему от веры, чтобы вы попробовали рассказать им, чем Бог привлекает людей к Себе. Вам покажется это противоречием, потому что вы не в том состоянии, чтобы это делать, что за «лицемерие».
Но я видел это уже много раз в своей жизни и в жизни других людей. Когда я оказываюсь в ситуации, где моя любовь к Богу испытывается моей любовью к людям и моим желанием, чтобы они познали Бога и вкусили вечной жизни, барьеры между мной и Богом убираются. Барьеры разрушаются, и я испытываю на себе истину и красоту Бога. Как бы противоречиво это ни звучало, я советую вам найти неверующего и рассказать ему о том, как важно поверить в Иисуса. И вы увидите, что произойдет.
Продумайте свой отдых
Второе, подумайте хорошенько, какой вид отдыха и в какой форме будет чистым и не будет противоречить святости. Не надо много ума, чтобы предположить, что ваш отдых - есть некий компромисс с мирскими развлечениями, в которых предостаточно безнравственности и нечистоты, и именно поэтому у вас угрызения совести.
Бог предполагает, что мы будем отдыхать. Пружина не может все время быть в сжатом состоянии. Поэтому подумайте над тем, какой отдых не будет соревноваться с вашим восхищением перед Богом. Пусть ваш отдых будет частью этого восхищения.
Найдите хорошую книжку
И последнее. Найдите кого-нибудь из ныне почивших (какого-нибудь великого автора) или даже живых, кто пишет или говорит о Боге так, словно по-настоящему испытал и видел Божью славу, что Бог велик, прекрасен и насыщает. Того, кто умеет написать так, что очень хочется тоже попробовать все это испытать на себе.
Я сейчас читаю книгу Джона Оуэна о необходимости думать духовно. И Оуэн сумел меня зажечь. Я по воскресеньям теперь непременно читаю Оуэна. У меня бывают свободные часы и в другие дни, но в воскресенье после обеда я совсем ничего не планирую, и это время я отдаю Оуэну, который как раз помогает мне с проблемой, которую затронул мой слушатель.
Когда читаю эту книгу, я словно просыпаюсь от сна и начинаю понимать, что значит мыслить духовно. А еще я понимаю, какой я болван. Оуэн толкует библейские отрывки настолько живо, что у меня создается впечатление, что я никогда их толком не читал. И я начинаю радоваться. Да, да, я понимаю ваши возражения - мне хорошо понятно, о чем он говорит, и это правда. Но все равно радость меня охватывает, и я чувствую оживление.
Я молюсь, дорогой мой слушатель, что ты не сдашься, но дойдешь до конца жизни со словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
Источник:
Как возлюбить Бога больше, чем развлечения?