Сегодня мы коснемся некоторых вопросов, которые окружены многими кривотолками и непониманием среди христиан. При этом эти вопросы касаются практически каждого, поскольку каждый человек в своей жизни переживает связанные с ними проблемы. Эти вопросы следующие: каковы причины болезней; от кого приходят болезни - от Бога или от сатаны; что нам делать, если мы или наши близкие заболели; нуждаются ли христиане в лекарствах и врачах.
Каковы крайности в этих вопросах?
Одна крайность заключается в том, что человек полагает, что все болезни от дьявола, а единственным целителем является Бог. Следовательно, медицина нам не нужна, и тот, кто обращается к врачам, расписывается в своем маловерии. Более того, в определенных христианских кругах обращение к врачам считается чуть ли не смертным грехом. Лучше умереть, уповая на Бога, чем стремиться продлить свою жизнь с помощью врачей и лекарств, - такова позиция таких людей.
Например, в 2014 году в США от укуса змеи погиб пастор пятидесятнической церкви Джейми Кутс, который верил, что укус змеи не может повредить помазаннику Божию. Он постоянно демонстрировал свою веру, прямо в церкви укрощая опасных рептилий. Эта история имела печальный конец. Однажды, когда во время одного из таких «сеансов» его укусила змея, незамедлительно прибыла полиция и медики. Но пастор отказался от госпитализации - он верил, что Бог сильнее и яд змеи не убьет его. Вскоре врачи приехали второй раз, - для того, чтобы констатировать смерть пастора. Вот такая история, иллюстрирующая библейскую мысль: «Не искушай Господа Бога твоего».
Есть люди, называющие себя христианами, которые, ссылаясь на религиозные убеждения, не разрешают врачам лечить своих детей. В некоторых странах за это предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно решению Верховного суда Канады (1981), если родители маленького ребенка отказались от медицинской помощи, что способствовало наступлению его смерти, они могут быть осуждены за причинение смерти в результате преступной небрежности и приговорены к пожизненному лишению свободы, если будет установлено их легкомысленное или безответственное отношение к жизни и безопасности ребенка. Согласно другому решению этого суда (1985), в случае менее тяжких последствий отказ от медицинской помощи может рассматриваться как нарушение родительской обязанности обеспечить детей в возрасте до 16 лет всем необходимым и повлечь лишение свободы на срок до двух лет.
Конечно, такие меры вряд ли способны привести к чему-то хорошему, ведь люди, в отношении которых будет вынесено подобное решения, будут чувствовать себя мучениками за веру, если не будут просвещены познанием истины.
Вторая крайность заключается в том, что при наступлении болезни христианин бежит к врачам и забывает обратиться к Богу. Если человек при этом и молится, то молитва служит скорее успокоением совести - я сделал, что должен, но исцелит не Бог, а лекарства и врачи!
Вот такие две крайние позиции. Истина, как известно, не любит крайностей, она всегда посередине, поэтому будем разбираться в этом вопросе на основании Слова Божьего.
Для начала определимся, по каким причинам у человека может возникнуть болезнь.
Прежде всего давайте вспомним слова из 89-го Псалма, которые мы хорошо знаем: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь» (Пс.89:10). Эти слова говорят нам о том, что болезни в жизни человека - не что-то из ряда вон выходящее. Болезни сопровождают людей на протяжении всей жизни во все времена. Какие-то болезни медицине удалось победить, но на смену им пришли другие. Грехопадение привело к тому, что человек стал уязвим для многих проблем, в том числе и болезней.
Но есть и особенные причины наступления болезней.
Ос.7:5 «День нашего царя!" [говорят] князья, разгоряченные до болезни вином…»
К различным болезням могут привести алкоголизм, наркомания, другие вредные привычки. Об этом, пожалуй, нет надобности много говорить, поскольку все мы понимаем, что вредными привычками человек сам себя разрушает.
На другой момент обращает внимание Книга Притчей.
Прит.17:22 «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости»
Здесь мы находим корень болезней в психике человека. Как говорят в народе, «все болезни от нервов». Конечно же, не все болезни от нервов, но психологический момент нашего здоровья очень важен. Можно сказать, что подавленное состояние человека служит своеобразным магнитом, притягивающим болезни, или же оно затрудняет исцеление, если человек уже болен.
Следует заметить, что унынию подвержены практически все люди в определенные моменты жизни. Однако для христиан в этом есть большая проблема, поскольку общепризнанной является мысль, что христианин не должен унывать, он должен всегда радоваться. Поэтому, если кто-то в Церкви переживает такое состояние, то он, как правило, старается его скрывать, чтобы не подвергнуться осуждению. Один пастор как-то сказал, что христианская церковь - это единственная армия, которая пристреливает своих раненых. Так он выразился о столь распространенной среди христиан тенденции резко и сурово осуждать людей, испытывающих эмоциональную или духовную боль. Мы с вами должны понимать, что, конечно же, уныние - это ненормальное состояние для христианина, но если мы видим унывающего брата или сестру, то наша реакция должна быть не осуждение, а желание поддержать, ободрить, помолиться за него.
Идем дальше.
4Цар.1:2-4 «Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?
3 Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?
4 За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь»
Чтобы разобраться в этом случае, следует вспомнить предысторию.
3Цар.22:51-53 «Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года,
52 и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех:
53 он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его»
Здесь показана еще одна причина болезни - поклонение идолам, оккультизм. Царь прогневал Господа и заболел.
Прочитаем следующий момент.
2Пар.16:12 «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей»
Этот стих, можно сказать без преувеличения, является конституцией тех, кто отвергает медицину и верит в то, что дитя Божие только у Бога должно искать исцеления. Ведь ясно же здесь сказано, куда уж яснее, что Слово Божье осуждает тех, кто идет лечиться к врачам, а не к Богу. Но здесь, как и во многих других случаях, когда появляются различные лжеучения, этот стих вырван из контекста. Давайте посмотрим контекст.
2Пар.16:7-12 «В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей.
8 Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою,
9 ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны.
10 И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и [некоторых] из народа в то время.
11 И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.
12 И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей»
Из э того отрывка видно, что у Асы была духовная причина болезни. Он не принял обличения пророка, был раздражен на него, бросил его в темницу, т.е. фактически устроил гонение на посланника Божия. Естественно, что бесполезно искать помощи у врачей, если у человека проблемы в отношениях с Богом. Это место нельзя использовать как аргумент против медицины, ведь здесь говорится только об этом конкретном случае, когда причина болезни духовная. Таким, как Охозия, Аса и им подобным бесполезно обращаться к врачам и лекарствам, пока они не разберутся со своими отношениями с Господом.
Рассмотрим еще один пример из Ветхого Завета.
Ис.38:1-5 «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
3 "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет»
Ис.38:21 «И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет»
Хотелось бы обратить внимание здесь на два момента. 1) Езекия обратился в правильную инстанцию - к Богу, он молился со слезами и получил необходимый ответ; 2) даже в этом случае для выздоровления использовано лекарство. Бог мог бы исцелить одним только словом, но Он повелел использовать своеобразный «пластырь» из смокв.
Перейдем к другому вопросу: от кого болезни - от Бога или от сатаны?
В «пользу» сатаны говорят два известных эпизода из жизни Иова и Павла.
Иов 2:6-7 «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. 7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его»
2Кор.12:7-8 «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня»
Из этих отрывков видно, что болезнью поражает сатана (или его ангелы) по допущению Божию.
Прочитаем еще пару мест из Священного Писания.
Втор.28:21-22, 27-28 «Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. 22 Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь…. 27 Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; 28 поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца»
Иер.30:15 «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились»
Эти места недвусмысленно говорят о том, что Бог поражает болезнями Свой народ за его грехи и беззакония. Поэтому ответ на наш вопрос такой: болезнь может быть и от Бога, и от сатаны, в зависимости от ситуации. Можно даже расширить этот список: болезнь может быть и от самого человека. Если я в жаркую погоду хлебнул водички из холодильника и у меня началась ангина, бессмысленно гонять бесов, изгонять «духа ангины», нужно просто попросить прощения у Бога за свою невнимательность к своему здоровью, выпить чаю с малиной, принять лекарство и сделать определенные выводы.
Теперь поговорим о врачах и лекарствах.
Для начала прочитаем отрывок из второканонической ветхозаветной Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Она хоть и не вошла в канон Библии, но ее можно признать полезной для чтения.
Сир.38:1-12 «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен»
Мы находим здесь мысли о важности профессии врача и о необходимости лекарств. Сам Бог заключил в созданном Им мире множество растений и веществ, которые имеют лечебные свойства, и наделил определенных людей мудростью правильно пользоваться всем этим.
Кто-то может сказать: это все Ветхий Завет, а в Новом все изменилось. Иисус взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, и ранами Его мы исцелились. И теперь христиане вообще не должны болеть.
Во-первых, такая постановка вопроса вообще кажется странной. Что значит: должны болеть или не должны болеть? Болезни - это реальность нашего падшего мира (как и другие последствия грехопадения) до того времени, когда Бог окончательно утвердит Свое Царство. Мы хорошо знаем слова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). Здесь упоминаются две причины слез человеческих: болезни и смерть, и дается обетование, что они временны. Иисус не только взял на себя наши немощи и болезни, Он и смерть победил, но каждый год мы хороним дорогих нам людей.
Иисус однажды сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). То есть Он признавал потребность во врачах.
Ин.9:6-7 «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим»
Здесь Иисус показывает, что при лечении может быть использовано лекарство.
Еще один момент, который мы все хорошо знаем: когда к Иисусу принесли расслабленного, разобрали крышу и спустили больного на веревках, Иисус сказал: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5), а потом уже исцелил. Тем самым Он показал, что прощение грехов гораздо важнее исцеления от болезни. Именно для этого Иисус и пришел в наш грешный мир! И это перекликается с ветхозаветными словами: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс.102:3). Прощение беззаконий в перспективе вечной жизни стоит выше исцеления недугов. Так считает Бог, хорошо бы, чтобы и мы с вами так считали.
Последнее место на сегодня - и будем подводить итоги.
Ин 11:1-4 «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. 2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. 3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. 4 Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий»
Обратим внимание на слова Иисуса: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». Мы часто воспринимаем болезнь как абсолютное зло, но Иисус Своими словами наводит на мысль, что болезнь может быть использована как инструмент в планах Божьих. Например, христианин заболевает тяжелой болезнью, попадает в больницу. Врачи его лечат, а затем разводят руками: «мы сделали все, что могли». Но Церковь молится, и человек получает исцеление. И это - сильное свидетельство всем окружающим, в первую очередь - медицинским работникам, что есть Тот, чьи возможности многократно превышают возможности медицины. Другая ситуация: христианин попадает в больницу и через его свидетельство приходит к покаянию сосед по палате. Это - примеры того, когда болезнь бывает «не к смерти, но к славе Божией».
Итак, подведем итоги. Мы рассмотрели сегодня некоторые причины того, почему люди болеют. Причинами болезней могут быть вредные привычки, уныние, оккультизм, другие проявления бунта против воли Божьей. Конечно же, этот список не исчерпывающий, можно вспомнить и о генетической предрасположенности, и о состоянии экологии, и т.п., но мы рассмотрели наиболее важные причины.
Мы также пришли к выводу, что болезни могут приходить как от сатаны (как элемент духовной атаки), так и от Бога (как инструмент наказания, вразумления или с другой целью), а иногда и сам человек является «творцом» своих болезней. Наше тело нуждается во внимательном отношении к его потребностям, неправильная его эксплуатация может вызвать различные заболевания.
Наконец, мы разобрались, что здоровье и исцеление - от Бога, но мы не должны также отказываться и от врачей и лекарственных препаратов, которые тоже от Бога. Хорошо сказал Василий Великий, который жил и трудился в 4-м веке: «Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога». Таким образом, в первую очередь - упование на Бога, а затем уже - врачебное искусство.
Более всего должно нас радовать не то, что Иисус силен больных исцелить, а то, что Он в его власти простить грехи и мертвых воскресить.
Пусть Господь благословит нас мудро подходить к этим вопросам и не впадать в крайности. Всем желаю здоровья и других Божьих благословений.