КАТОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Apr 19, 2019 10:01

Полноценное осмысление римско-католической модели религиозного воспитания в немецкой школе достигается при учете трех условных моментов ее конституирования: исходного, переходного и перспективного.
Под исходным моментом подразумеваются церковно-канонические принципы, лежащие в основе римско-католической концептуализации религиозного воспитания и обязательные для руководства каждой местной римско-католической церкви (katholische Ortskirchen). Эти принципы заложены в основополагающем нормативном уложении Римско-католической церкви от 1983 года - Сodex iuris canonici (CIC). Согласно Х. Рейнхардту, 804-й канон 1-го и 2-го параграфа CIC постановляет, чтобы католический урок религии был по характеру конфессиональным, т.е. подлежащим авторитету римско-католических церковных властей и содействующим возрастанию юных католиков в вере. Примечательно, что, согласно CIC, римско-католические церковные власти на местах не имеют права вносить всякого рода изменения в формат католического урока религии, вследствие которых могла бы утрачиваться содержательная эквивалентность этого урока с „doctrina recta“ («правильным учением»); дополнительной, в этом смысле, потерей, равно как и актом безответственности со стороны церковных властей по отношению к католическому уроку религии, явилось бы, согласно CIC, предоставление права церковного учительства, в рамках урока религии, преподавателям, далеким от правой веры, христианской жизни и педагогической сноровки.
Переходный момент возник вследствие событий II Ватиканского собора и формирования нового беспрецедентного отношения Римско-католической церкви к вопросу экуменизма. Применительно к немецкой действительности следует отметить, что в официальных заявлениях немецкой епископской конференции по вопросу католического религиозного воспитания начали проявляться новые тенденции. Так, 22 декабря 1969 года немецкая епископская конференция сделала открытое заявление, в соответствии с которым учащиеся старших классов в католических школах могли, в рамках отведенного на размышление времени, сделать свободный выбор между католическим и некатолическим курсом лекций по религии. Спустя несколько лет последовали другие, созвучные прежним, заявления (от 11/14 апреля 1972, а также от 22 / 23 ноября 1973) со стороны той же высшей католической инстанции в Германии. Также в рамках заседаний Вюрцбургских соборов (1971-75) был издан отдельный документ, пояснявший сущность католического урока религии. В соответствии с этим пояснением, помимо традиционной трактовки данного урока как конфессионального и преимущественно воспитательного, а не информативного или религиозно-познавательного, допускалась возможность исключения из правила. Иными словами, при определенном стечении обстоятельств, когда согласие между всеми заинтересованными сторонами объявлялось достигнутым, допускался отход от конфессионального формата проведения урока католической веры.
16 февраля 2005 года немецкая епископская конференция подтвердила свою приверженность постановлениям Вюрцбургских соборов. Однако на этот раз католические епископы Германии сделали маленькое дополнение, а именно, что «ограниченное сотрудничество» с преподавателями религии из других христианских конфессий, если такое сотрудничество дидактически продумано и хорошо подготовлено, не просто возможно, но и является приобретением для урока религии. Таким образом, призыв II Ватиканского собора к большей открытости римских католиков по отношению к межконфессиональному и даже межрелигиозному диалогу с инославием / иноверием начал постепенно внедряться и в католическую практику преподавания урока религии среди католиков Германии.
Наконец, этот перспективный момент открывает вид на более глубокие подвижки в лоне римско-католической церкви Германии и появление новых взглядов на целеполагание католического религиозного воспитания. Один из таких подходов был оглашен ассоциацией немецких католических катехетов (лекторов, не являющихся священнослужителями). Речь идет о их воззвании к католическим церковным властям в Германии с просьбой изменить конфессиональный характер урока религии в сторону «модели экуменического гостеприимства» (das Modell der Gastfreunschaft). Суть этой модели заключается не только в возможности принятия на католические уроки религии школьников других христианских конфессий как гостей, но и посещения католиками инославных уроков религии, как опыт гостеприимства, оказанного другими. Преимуществом этой модели является, по мнению ее католических теоретиков, то обстоятельство, что такое чередование ролей (гость и хозяин, оказывающий гостеприимство) содействует сохранению дистанции и поэтому изначально пресекает попытки прозелитизма. Стержень аргумента сводится к предположению, что гость, в отличие, например, от друга, обладает полной свободой самоопределения, поскольку постоянно помнит о своем нахождении на чужой стороне, и поэтому не обязан соглашаться со всем, предлагаемым ему этой стороной.
Другой формат католического урока религии предполагается «моделью конфессиональной кооперации» (das Modell der konfessionellen Kooperation). Эта модель встречается пока только в земле Баден-Вюртемберг. Существо модели заключается в смешении конфессионального состава учащихся (из числа католиков и лютеран), которые посещают урок религии. При этом для цикла преподавания данного предмета предусматривается регулярное чередование между учителями, с тем чтобы материал каждого нового урока излагался попеременно представителями римско-католической и лютеранской конфессии. В подготовке этого материала, однако, участвуют и та и другая церковь. Посещение рассматриваемого урока учащимися с первого по десятый класс есть дело личного свободного выбора каждого из них. Примечательно, что внедрение этой модели в школу считается допустимым только после надлежащих консультаций на уровне школьной администрации с целью установления целесообразности этой модели в каждом единичном случае многоконфессионального состава учащихся. В дополнение к сказанному следует учитывать то, что эти локальные консультации приобретают юридическую силу только после внесения со стороны школьной администрации в министерство образования федеральной земли предложения о предоставлении официального разрешения на внедрение этой модели в школьную программу. Наконец, для завершения цикла легитимизации данного процесса требуется также получение положительного отзыва со стороны церковных (католических и лютеранских) властей Баден-Вюртемберга о целесообразности этой модели в случае каждой отдельной школы.
Наконец, третий формат католического урока религии именуется «моделью приобретения межрелигиозного навыка в проектировании урока религии» (das Modell des interreligiösen Projektlernens). П. Зайак указывает на то, что возникновение этой модели обязано фонду имени Херберта Квандта (Herbert Quandt-Stiftung), который применяет ее в г. Бад-Гомбург на протяжении многих лет (с 1996 г.). Основные задачи этой модели и ее значимость для католического урока религии можно представить как содействие созданию детского и юношеского форума из числа последователей иудаизма, христианства и ислама и при участии преподавателей урока религии для разработки и обсуждения разных актуальных тем, связанных с проблемой эффективной передачи знаний об этих трех религиях. Вышеупомянутый фонд ежегодно организовывает конкурс религиозного знания о трех монотеистических религиях между немецкими школами, которые предварительно отбираются в соответствии с четко установленными критериями для участия в данном мероприятии. Критерии, определяющие отбор той или иной школы для участия в конкурсе, а также различные награды, подготовленные для победителей конкурса, призваны содействовать не только повышению мотивации участников, но и качеству получаемых результатов. Эта ориентированность организаторов конкурса на знания об иудаизме, христианстве и исламе и есть тот ключ, с помощью которого можно понять всю значимость этой модели для изобретения нового способа построения и подачи католического урока религии в тех школах, где участие в данном конкурсе поощряется. Дело в том, что школы, претендующие на участие в конкурсе, должны засвидетельствовать направленность их программы урока религии на изучение трех монотеистических религий. Принято считать, что только при следовании этой специфике программы урока религии участие школьников и преподавателей в конкурсной разработке темы может оказаться конструктивным.

Источник: Казаку П. Исламское религиозное воспитание в Германии: проблематика, пути решения, новые горизонты / науч. ред. Ю. Аверьянов. - М.: ООО «Садра», 2018. - 352 с.

экуменизм, Германия, католицизм, религия, воспитание

Previous post Next post
Up