Апостол Фома ставит под сомнение факт воскресения Христа из мертвых. Христос дважды уже явился ученикам, и все сомнения их рассеялись, они уверовали в воскресение Христа. При первой встрече учеников со Христом Фомы там не было. Почему Фома отсутствовал и где он проводил все это время, мы не знаем, но мы знаем, что Фома, благодаря своему отсутствию, был лишен тех великих благословений, которые Господь уже ниспослал ученикам: «Мир вам!», «…примите Духа Святого», «…идите по всему миру!» Тяжка была духовная утрата Фомы - и тогда как другие ученики преизобилуют радостью, Фома пребывает в том же прежнем подавленном состоянии духа. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа!» Мария: «Я тоже видела!» Петр: «И я!» Все десять учеников: «Мы видели!..» Фома не верит, он недоумевает; он не отрицает возможности воскресения, как афиняне, которые говорили апостолу Павлу «об этом послушаем тебя в другое время». Но Фома решительно ставит этот факт под сомнение и требует доказательств. Фома готов уверовать, но доказательства, доказательства! - без них, он не решается отдаться вере.
Кто из смертных посмеет осудить апостола Фому? На уверовании в воскресение Христа, как мы знаем, стоит все христианство, и этот столь ответственный вопрос Фома не отваживается решить на основании одних только сведений, добытых из «вторых рук». Не может быть речи о неверии Фомы, горделивости его ума, об отсутствии смирения пред непостижимостью Божества, о враждебной воле, которой истина не нравится и вера ненавистна: его сомнение - сомнение честного скептика, упорно подводящего фундамент под веру. В том-то и разница между атеизмом и скептицизмом, что первый отвергает все вопросы веры без исследования, в то время, как второй ищет света, не может удовлетвориться «слепой» верой, желает и готов верить, но верить верой сознательной и убежденной.
Христос избавляет Фому от сомнения.
Христос не объявляет сомневающегося апостола еретиком, Он не обходит Фому с подчеркнутым равнодушием, не выносит ему тяжкого приговора. Не казнит его Своим отчуждением. Спаситель пришел не губить души человеческие, но спасать. Христос, дабы рассеять сомнения Фомы, является ученикам вторично, когда среди них был и сомневающийся апостол. Христос, «зная, что в человеке», сострадает Фоме и идет ему навстречу. Христос смиряет Фому повелением: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои…» Христос предостерегает Фому: «не будь неверующим» на погибель себе, «но будь верующим» - ко спасению души. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Такой опыт Фомы не мог не быть глубоко прочувствованным, ибо иудеи страшились даже произнести имя Божие. Личная встреча со Христом рассеяла все сомнения Фомы. И сомнения эти были разрешены не умом, или доказательствами, а одним лишь присутствием Воскресшего. Близость Фомы ко Христу, которую столь глубоко пережил Фома, устраняет надобность в осязании ран Его. Фома не вложил «руки своей в ребра Его» - в этом исследовании у него уже не было надобности. Свет Христов озарил душу Фомы, мрак исчез, - все стало так просто и понятно. Благодаря этой душевной ясности, Фома уверовал. Эта душевная ясность переходит у Фомы в непоколебимую убежденность, находящую свое естественное выражение в открытом исповедании Христа своим Господом и Богом. Фома приобщился пасхальной радости.
Христос объявляет новую заповедь блаженства: «блаженны не видевшие и уверовавшие…» «Ты поверил, потому что увидел Меня!» - говорит Христос Фоме. Не велика заслуга так верить, ибо если видишь, то зачем же еще и верить? Вера тогда превращается уже в знание. «Блаженны не видевшие и уверовавшие»! Бог не требует от человека «слепой веры», но в намерения Господа не входит давать человеку во всем отчет, предъявлять всякий раз требуемые человеком «доказательства», творить «знамения и чудеса». «Блаженны не видевшие и уверовавшие…»
«НЕВЕРНЫЙ ФОМА»
Мы говорим «Фома неверный»,
Но кто из нас Фому поймет?
А сколько в нашем сердце терний
И маловерия живет?
Мы критикуем тех и этих,
А мы-то грешники, иль нет?
О сколько раз при Божьем свете
Мы спотыкалися в кювет!
«Фома неверный» - нам не ново,
Но он был верен до конца,
О, пусть же благодать Христова
И наши обновит сердца.
- - - - - - -
Источник: Николай Водневский. Заветная встреча // Вера и жизнь. - 1982. - №2 (39).